ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 2
1.Найди соответствия.
__ а) Испытавший многое на своём жизненном пути, этот человек настороженно относился ко всему новому.
__ б) Боцман, светловолосый бородатый костромич, насмешливо спросил меня о шторме.
__ в) Эти звуки, тихие, грустные, тоже потрясли меня.
__ г) Хороший хозяин, он не сразу согласился на его предложение.
__ д) На дворе, мощённом камнем, жарко.
1. приложение, стоящее после определяемого слова
2. определение имеет добавочное обстоятельственное значение
3. распространённое определение, стоящее после определяемого слова
4. два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова
5. приложение, относящееся к личному местоимению
2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажи причину обособления:1 — стоит после определяемого слова; 2 — имеет добавочное обстоятельственное значение; 3 — относится к личному местоимению.
_ а) Под ногами рассыпается свинцовый лёд изъеденный водою.
_ б) Сломленные бурей и вырванные кое-где из почвы деревья преграждают течение.
_ в) Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.
_ г) Левый берег поросший поверху редкими голыми елями виднелся с поразительной чёткостью.
__ д) Уставший от тяжёлого перехода я сел отдохнуть под большим кедром.
_ е) Подавленные общим презрением сестры утратили веру в свои силы, всякую надежду на будущее.
3. Какие предложения осложнены обособленными определениями? Расставь знаки препинания в этих предложениях.
а) Листья то косо летели по ветру то отвесно ложились на сырую траву.
б) Встревоженный голосами раздававшимися на улице хозяин не сразу открыл дверь.
в) Желая укрыться от дождя мы разбили палатки.
г) Поднялась за рекой туча большая и тёмная.
д) Молодые берёзки ещё не успевшие окрепнуть темнели нежной листвой.
е) Перед глазами ехавших расстилалась широкая бесконечная равнина.
4. Отметь предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Исправь их.
а) Когда-то здесь был ручей, впадавший в Северный Донец.
б) Сидевший в машине начальник штаба, устало улыбался.
в) Крупный отряд, действовавший недалеко от города, и, на несший ему непоправимый урон, наконец-то был разбит.
г) По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и бледно-голубому, поднимался золотистый шар солнца.
д) Эта толпа людей, пёстро одетых, производила странное впечатлени
е) В небе ещё тлели тихие, светлые краски, переходящие одна в другую, а на лицах людей лежал этот странный свет.
ж) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл по направлению к лесу.
з) Где-то играла музыка; из оврага, густо поросшего ельником веяло смолистым запахом.
и) Небо, пышно расцвеченное бесчисленными роями звёзд, смотрело на землю с торжественной грустью.
15.Сравнительный и деепричастный обороты.
Вариант 1.
1. Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте] где нужно, запятые:
-
Герасим как лев выступал сильно и бодро (Тургенев). -
Через пять минут мы целеустремленно мчались из леса(Солоухин).
2. Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
В луга, вперед и в стороны (1) словно щупальца (2) побрели дозорные (А.Н. Толстой). -
Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (1) как из ведра (Л. Толстой).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:
-
Крылатые ели (1) как большие птицы (Горький). -
На мысе, над морем, белел песок (1) как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (Паустовский).
4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:
-
Была у Ермолая легавая собака (1) по прозванию Балетки I(Тургенев). -
Раскрашенный в цвета осени (1) сад был тоже наполнен красноватой духотой (Горький). -
Сверкая и искрясь (1) осыпался иней с древесных вершим I(Полевой).
5.Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется:
-
Мельница работала (1) заглушая шум дождя (Чехов). -
Мальчик бежал (1) сломя голову.
6. Укажите предложение, в котором деепричастие обособляется:
-
Пошумев (1) река успокоилась и вновь легла в берега (Полевой). -
Яков шел (1) не торопясь (Горький).
7. Поставьте правильно знаки препинания:
Я оглянулся. На опушке леса (1) приложив одноухо (2) и приподняв другое (3) перепрыгивал заяц
1)1,2,3; 2)1,3.
8. расставьте правильно знаки препинания:
«Орел» наконец пошел и( I)развив ход (2) и (3) догнав эскадру (4) занял свое место в строю .
1)1,2,3,4; 2)1, 4.
9.Укажите предложение с ошибкой:
I) Отредактировав рукопись, я передал ее в издательство.
2') Все изложенное в книге написано предельно кратко, учитывая бюджет времени студента.
Вариант 2.
I Укажите предложение со сравнительным оборотом, поставьте, мю, запятые:
-
Лед был гладкий (1) как зеркало (2) чистый и прозрачный (Арсеньев). -
За опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети (С.-Ценский).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2, Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
В ожидании парохода все сидели (1) как на иголках -
Маленькие вагоны (1) точно игрушки (2) тянулись по профилю дороги (Короленко).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, являются сравнительным оборотом:
I) Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло.(Н. Некрасов).
2) В неодетом лесу ранние ивы, как люстры, как грезы, виденья
4. У кажите предложение с деепричастным оборотом:
I) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду (Соколов-Микитов). .
2) Страстный любитель охоты, я целыми неделями не бывал дома (Соколов-Микитов).
5. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не пишется:
1.Матрос сошел по сходням вниз и (1) не оборачиваясь (2)слился с толпой. .
2.Близкому человеку помогают (1) не задумываясь.
6. В каком варианте ответа правильно объяснены все запятые.
Соловей, рассыпаясь ликующей трелью, пел свою весеннюю песню.
-
выделяется деепричастный оборот; -
выделяется причастный оборот.
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
Записывая математическое выражение...
-
используйте только натуральные числа; -
мною была допущена ошибка.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1.Читая романы Дюма, получаешь интересные сведения и истории.
2.Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой в почве сохранилось много влаги.
Вариант 3.
1.Укажите предложение со сравнительным оборотом:
1)Но едва Владимир выехал за околицу в поле (1) как подняло ветер (Пушкин).
2) Вчерашняя пороша лежит по насту (1) как пудра со сверкающими блестками (Пришвин).
2.Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
-
Дорога была видна (1) как на ладони. -
И сам (1) как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (Горький).
3. Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом, выделяются запятыми:
-
Дорога гладка (1) как водяная поверхность (Федин). -
Дождь полил (1) как из ведра, и все скрылось (Пришвин).
4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:
-
Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (Фет). -
Увлеченные игрой, они не слышали, как открылась дверь(Н. Чуковский).
Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий, за бархатную зелень красавиц пихт (Соколов-Микитов).
5.В каком варианте ответа правильно поставлены и объяснены все запятые:
Прилетев на место (1) гуси шумно опускаются на воду(2) распахнув ее грудью на обе стороны.(Соколов-Микитов).
1) 1,2- выделяются деепричастные обороты;
2)1- выделяется деепричастный, 2 - причастный оборот.
6.Поставьте правильно знаки препинания:
Солнце (1) обойдя дом(2) и(3) уже переходя на западное небо (4) зеркально заглядывало под сосны и пихты (Бунин).
1)1,4;
2)1,2,3,4;
3)1,2,4.
7.Укажите, где нужно поставить знаки препинания:
Море играло маленькими волнами (1) рождая их (2) украшая бахромой пены (3) иногда сталкивая друг с другом (4) и разбивая в мелкую пыль (Горький).
1)1,2,3;
2) 1,2,3,4;
3)1;3;4.
8. Продолжите правильно предложение: Окончив училище...
-
нас направили на стройку; -
многие из нас стали работать на заводе.
Вариант 3.
1.Укажите предложение со сравнительным оборотом:
-
Но едва Владимир выехал за околицу в поле (1) как подняло
ветер (Пушкин). -
Вчерашняя пороша лежит по насту (1) как пудра со сверкающими блестками (Пришвин).
2.Укажите предложение, в котором сравнительный оборот не выделяется запятыми:
1.Дорога была видна (1) как на ладони.
2.И сам (1) как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья (Горький).
3.Отметьте предложение, в котором слова, набранные курсивом,
выделяются запятыми:
1.Дорога гладка (1) как водяная поверхность (Федин).
2.Дождь полил (1) как из ведра, и все скрылось (Пришвин).
4.Укажите предложение с деепричастным оборотом:
1.Всю ночь гремел овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (Фет).
2.Увлеченные игрой, они не слышали, как открылась дверь(Н. Чуковский).
3.Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных!
линий, за бархатную зелень красавиц пихт (Соколов-Микитов).
5.В каком варианте ответа правильно поставлены и объяснены все запятые:
Прилетев на место (1) гуси шумно опускаются на воду(2) распахнув ее грудью на обе стороны (Соколов-Микитов).
1) 1,2- выделяются деепричастные обороты;
2)1- выделяется деепричастный, 2 - причастный оборот.
6.Поставьте правильно знаки препинания:
Солнце (1) обойдя дом(2) и(3) уже переходя на западное небо (4) зеркально заглядывало под сосны и пихты (Бунин).
1)1,4;
2)1,2,3,4;
7.Укажите, где нужно поставить знаки препинания:
Море играло маленькими волнами (1) рождая их (2) украшая бахромой пены (3) иная друг с другом (4) и разбивая в мелкую пыль (Горький).
1)1,2,3;
2) 1,2,3,4;
8.Продолжите правильно предложение: Окончив училище...
1.нас направили на стройку;
2.многие из нас стали работать на заводе.
16.Второстепенные члены предложения.
Вариант 1.
1.Определите падежную форму выделенного имени существительного:
Мне хочется заступиться за туристов (Пришвин).
1)В.п.;
2) Р.п.
2.Определите, чем выражено выделенное дополнение:
Нельзя возвратить сделанного, стыдно переменять решенное .
1.именем прилагательным;
2.причастием.
3.Определите предложение с прямым дополнением:
1.Блохин успокоился, раскрыл чемодан, разложил вещи, вынул книгу (Казаков).
2.Князь приехал, поселился, стал уходить и приходить, с кем-то видеться (Бунин).
4.Определите, чем выражено выделенное определение:
А в Ялте вот уже вторые сутки идет сильный дождь (Чехов).
1.причастием;
2.) именем прилагательным.
5.Укажите предложение с согласованным определением:
1.Раздается гудение толстого шмеля (Тургенев).
2.Радость весны меня не оставляла (Пришвин).
6.Укажите предложение с несогласованным определением:
1.Солнце гуляло по мокрым от вчерашнего дождя жнивьям(Первенцев).
2.В теплом воздухе плыл шелковый шелест берез, лип, ольх и густых кустарников
7.Укажите предложение с приложением:
1)Против моих окон, заслоняя для меня солнце, высится громадный рыжий домище с грязными карнизами
2.В избу вбежала Феня - дочь Тихона, девочка лет пятнадцати (Паустовский).
8.Укажите предложение с обстоятельством места:
1. Было что-то знакомое в этом лице (Паустовский).
2. По дороге рядышком вышагивали три брата... (Шолохов)
9. Укажите предложение с обстоятельством образа действия:
1)Становилось холодно (Чехов).
2) Он шел по аккуратно расчищенным дорожкам села (Горький).
10.Укажите предложение с обстоятельством цели:
1.Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Чехов).
2.Прошло минут десять (Достоевский).
11.Укажите предложение с обстоятельством причины:
1.Лошадь дважды ударила копытом по мягкой земле (Горький).
2.Старик побледнел от бешенства (Герцен).
12.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Скитаться по берегам Англии - занятие порой веселое, а порой и грустное (Паустовский).
1подлежащее;
2.сказуемое.
13.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Он приехал в город учиться.
1. часть составного глагольного сказуемого;
2.обстоятельство.
14.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Долг наш — защищать крепость до последнего нашего дыхания(Пушкин).
1. часть составного глагольного сказуемого;
2.дополнение.
15.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Желание высказаться всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться (Писарев).
1.дополнение;
2. определение;
3. обстоятельство.
16.Определите, каким членом предложения является наречие напротив.
С крыши дома напротив сбрасывали снег (Конецкий).
1.обстоятельство;
2.несогласованное определение;
3)дополнение.
17.Определите, каким членом предложения является существительное волнами:
Туман волнами переливался в лощинах (Л. Толстой).
1.дополнение;
2. обстоятельство.
18.Определите дополнение в предложении:
Слово «метра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев).
1.для людей и для детей;
2. для людей нерешительных и для детей.
19.Определите, чем выражено дополнение в предложении:
Они во многом были близки друг другу (Федин).
1) существительным;
2)словосочетанием.
20.Определите, какой частью речи выражено выделенное определение в предложении:
В той стороне блекло светилось зарево,прикрытое черной полосой тучи (Шолохов).
1. прилагательным;
2.причастием.
21.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:
За ночь на деревьях еще гуще лег иней(А.Н. Толстой).
1.кратким прилагательным;
2.наречием в сравнительной форме.
22.Определите предложение с обстоятельством степени:
1....ему страшно хочется спать (А.Н. Толстой).
2)Лошади шли бодро (А.Н. Толстой
Вариант 2
1. Найдите распространенное предложение:
1.Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок).
2.Навстречу солнцу ползет темная свинцовая громада (Чехов).
2.Определите, чем выражено выделенное дополнение:
Иногда я воображаю, что мне удалось сказать что-то значительное о людях этого рода (Горький).
1.именем прилагательным;
2.неразложимым сочетанием слов.
3.Укажите предложение с прямым дополнением:
1.Возле Тихой речки начинался лес (Гайдар).
2.Из толстых бревен люди выдалбливали легкие лодочки- челноки, делали корыта (Соколов-Микитов).
4.Укажите предложение с определением:
1.Вечером мы разожгли костер (Арсеньев).
2.Но голый уже лес гудел туго, сурово, по-зимнему (Бунин).
5.Укажите предложение с согласованным определением:
1.В природе редко встречается сплошной осиновый лес.
2.Небо было чистое, высокое, зеленоватое над горами (Сергеев-Ценский).
6.Укажите предложение с несогласованным определением:
1.Дальше по оврагу еще лежал снег в желтых, в синих пятнах (Л. Толстой).
2.После душной ночи потянул на рассвете свежий ветер (Арсеньев).
7.Укажите предложение с приложением:
1.Мы охотники счастье свое находим у огня (Соколов-Микитов).
2.Я люблю северный лес за строгую красоту его девственных линий (Мамин-Сибиряк).
8.Укажите предложение с обстоятельством места:
1.Над синеватым лесом остро поблескивал тонкий серп месяца (Закруткин).
2.Прохладный воздух едва качает язычок свечи (Паустовский).
9.Укажите предложение с обстоятельством времени:
1.Дорога шла под уклон, все вниз, вниз, вниз (Н.Чуковский).
2.По вечерам у нас дома всегда читали вслух.
10.Укажите предложение с обстоятельством цели:
1.Я вышел на воздух освежиться (Лермонтов).
2.Он работал не покладая рук (Горький),
11.Укажите предложение с обстоятельством причины:
1.Утомившись от долгой прогулки, дети быстро заснули.
2.Невдалеке от дороги виднелась небольшая деревушка (Куриленко).
12.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
1.подлежащее;
2.часть составного сказуемого.
13.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени, хоть на мгновение (Тургенев).
1.часть составного сказуемого;
2.определение.
14. Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Напрасный труд -удить без крючка и учиться без книг (пословица).
1.сказуемое;
2.дополнение.
15.Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Мать ушла на кухню ставить самовар (Горький).
1.часть составного глагольного сказуемого;
2.обстоятельство.
16.Определите, каким членом предложения является сочетание для детей:
Книга для детей стала для нас делом всей большой советской художественной литературы (Маршак).
1. несогласованное определение;
2. дополнение
I7 Определите, какими членами предложения являются выделенные существительные в предложении:
Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут ко одни цветы (Гончаров).
1)дополнение;
2) обстоятельство.
18. Определите, каким членом предложения является существительное серебромв предложении:
Тусклым серебром шумели над прудом листья столетних ив (Паустовский).
1)дополнение;
2) обстоятельство.
19.Определите приложение в предложении:
Станица Вешенская известна всему миру потому, что тут жил Михаил Шолохов (Песков)
1. станица;
2.Вешенская.
20.Определите, какой частью речи выражено выделенное определение в предложении:
Дождь прошумел, омыв землю щедрыми струями, и, уступая место разгорающемуся рассвету, затих.
1.прилагательным;
2.причастием.
21.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:
Огромные серые волны взлетали и, разбиваясь и пенясь, исчезали в темноте.
1) деепричастиями
2) наречиями.
Вариант 3.
1..Найдите распространенное предложение:
1.За стеной избы по ночам шумел соседский сад (Паустовский).
2.Вечереет. Начинает смеркаться.
2.Определите предложение с дополнением:
1.Все дышало доверием, красотой, согласием, радостью плодотворного труда
2.Почти из-под ног выскочит и побежит заяц (Соколов-Микитов).
3. Определите предложение с прямым дополнением:
1.Горькую кору осин гложут лоси (Соколов-Микитов).
2.С дерева на дерево с шумом перелетают птицы (Соколов-Микитов).
4.Укажите предложение с определением:
1.На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь(Куприн).
2.Изредка вдалеке вспыхивает молния (Л.Толстой).
5. Укажите предложение с согласованным определением:
1.Из глубины лощины тянуло влажным пахучим холодком(Вересаев).
2.В семействе был обычай давать всем прозвища (Короленко).
6.Укажите предложение с несогласованным определением:
1.Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета(Пушкин).
2.Их окружили утомившиеся долгим ожиданием инженеры(Куприн).
7.Укажите предложение с приложением:
1.Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе и поэтических предметов для своих произведений (Белинский).
2.Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки
8. Укажите предложение с обстоятельством места:
1.Дорога вышла из леса в поле (Паустовский).
2.Я нарвал большой букет этих цветов (Паустовский).
9.Укажите предложение с обстоятельством образа действия:
1.Все внимательно слушали мальчика, сбивчиво рассказывающего о своих приключениях.
2.Тени вечера становились удушливее, гуще (Горький).
10.Укажите предложение с обстоятельством времени:
1.А может, просто хорошо ему на реке ранним утром (Солоухин).
2.Сенокос запаздывал из-за дождей (Паустовский).
11.Укажите предложение с обстоятельством цели:
1.Пассажиры выходят размять затекшие ноги, подкрепиться в буфете (Бианки).
2.Черное озеро было налито вровень с берегами (Паустовский).
12.Укажите значение выделенного обстоятельства:
Наш кучер уехал в кузницу подковывать лошадей (Чехов).
1.цель;
2.причина;
3.условие.
13.Укажите предложение, в котором сказуемое выражено фразеологическим оборотом:
1) Вдруг он сделал мне знак, чтобы я остановился (Арсеньев).
2) Красная рыба последние годы плоховато идет на крюк(Песков).
I4. Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого:
Рыжая степь облита золотым солнцем (Горький).
1.кратким прилагательным;
2.кратким страдательным причастием.
15.Определите, каким членом предложения является выделенный инфинитив:
Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя неминуемой гибели (Пушкин).
1.часть составного сказуемого;
2.дополнение.
16. Определите, каким членом предложения является инфинитив:
Отрядите своего человека и немедленно посылайте в Блитчу для выясненияположение (Вершигора).
1.часть составного сказуемого;
2.обстоятельство.
17.Определите, каким членом предложения является инфинитив в предложении:
Теперь Ерофей Кузьмич понял, что наступила пора действовать (Бубеннов).
1) несогласованное определение;
2)часть составного сказуемого.
18.Определите, каким членом предложения является выделенное существительное в предложении:
В дверь заглядывают черные мужики и солдат (1) будочник (Горький).
1.приложение;
2.дополнение
19.Объясните постановку тире в предложении: Слева – горы ,справа - море, а между ними -узкое шоссе
1.между подлежащим и сказуемым;
2.в неполном предложении.
20. Определите приложение в предложении:
Мебель и разные вещи три дня распродавал старьевщикам-татарам (Горький).
1.старьевщикам;
2.татарам.
21.Определите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложении:
Нелюдимо наше море: день и ночь шумит (Языков).
1.обстоятельство;
2.дополнение.
22.Определите, какой частью речи выражено выделенное обстоятельство в предложении:
Спросонья я не мог понять, о чем меня спрашивали (Вершигора).
1.существительным;
2.наречием.