Файл: Автор и составитель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №6 г. Сочи

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 8 классов.

Автор и составитель : учитель русского языка и литературы

МОБУ гимназии №6 г. Сочи

Кожарова Ольга Ивановна.

г. Сочи 2011 год
1.Фонетика. Гласные и согласные звуки.

Задание 1 Отметьте номер слова, в котором буква т обозначает звук [д]:

1) делегат;

2) отделать;

3) котлетка;

4) ответ.

Задание 2 Отметьте номер слова, в котором буква с обозначает звук [з]:

1) листва;

2) просьба;

3) весенний;

4) колос.

Задание 3 В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

1) Возчик;

2) вскользь;

3) скворечник;

4) каюта.

Задание 4 В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Елка;

2) праздник;

3) мысль;

4) клюв.

Задание 5 В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

1) Баян;

2) салют;

3) конверт;

4) море.

Задание 6 В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Огород;

2) боец;

3) просьба;

4) ребенок.

Задание 7 В каком слове звуков больше, чем букв?

1) Письмо;

2) честный;

3) каюта;

) обезьяна.

Задание 8 В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Юный;

2) соль;

3) музей;

4) вьюга.

Задание 9 В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Письмо;

2) воробей;

3) пьют;

4) змея.

Задание 10 В каком слове верно определено количество букв и звуков?

1) Вьюга – 5 букв, 4 звука;

2) словарь – 7 букв, 7 звуков;
3) солнце – 6 букв, 6 звуков;

4) змея – 4 буквы, 5 звуков.

Задание 11 В каком слове неверно определено количество букв и звуков?

1) Яркий – 5 букв, 6 звуков;

2) кольцо – 6 букв, 5 звуков;
3) властный – 8 букв, 8 звуков;

4) пьют – 4 буквы, 4 звука.

Задание 12 В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Партер;

2) баловать;

3) принял;

4) звонишь.

Задание 13 В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Начать;

2) квартал;

3) пихта;

4) звонит.

Задание 14 В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Эксперт;

2) положил;

3) искра;

4) каталог.

Задание 15 В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Перчить;

2) облегчить;

3) отняли;

4) лгала.

Задание 16 В каком слове ударение падает на третий слог?

1) Красивее;

2) позвонит;

3) ходатайство;

4) намерение.

Задание 17 Следует переносить:

1) отс-транить;

2) дерз-кий;

3) узн-аю;

4) прис-ылать.

Задание 18 Следует переносить:

1) ра-звязать;

2) люб-овь;

3) фо-йе;

4) без-ухий.

Задание 19 Не следует переносить:

1) подъ-езд;

2) по-дходить;

3) кон-ный;

4) при-слать.

Задание 20 В какой строке слова расположены в строго алфавитном порядке?

1) Карусель, картофель, каша, каюта;
2) лебедь, леопард, ленточка, лестница;
3) монета, мольба, моряк, мостик;
4) новь, ноготь, ножовка, ноздри.

2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ СЛОВ

1. Правописание о и ё (е) после шипящих и ц

Бараш_к, галч_нок, девч_нка, книж_нка, овраж_к, пирож_к, реч_нка, рубаш_нка, руч_нка, снеж_к.
С багаж_м, с открытой душ_й, кирпич_м, зачерпнуть ковш_м, крыльц_, под крыш_й, с Кузьмич_м, луж_й, украсить парч_й, плащ_м, пляж_м, рощ_й, этаж_м ниже.
Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый, горяч_ спорить, свеж_.
Круглолиц_й девочки, куц_го хвоста, лучш_й доли, могуч_й силы, небольш_го куска, рыж_й лисы, хорош_го отношения, чуж_го человека.
Беч_вка, ж_лтый, ж_лудь, ж_лоб, ж_кей, капюш_н, крыж_вник, прич_ска, пощ_чина, прож_рливый, прош_л, пч_лы, реш_тка, сч_т, щ_тка, трещ_тка, чащ_ба, ч_лка, ч_рствый, ч_рт, ч_порный, чеч_тка, ш_лк, ш_рстка, ш_в, ш_кировать, ш_колад, ш_мпол, ш_ссе, ш_тландец, ш_фер, щ_лочь.
Возмущ_нный, запрещ_н, зараж_н, затуш_вывать, кипяч_ный, напряж_нный, ноч_вка, облиц_ванный, обожж_нный, окольц_ванный, опустош_н, отраж_нный, пританц_вывать, просвещ_нный, ретуш_р, сгущ_нка, стаж_р, танц_вать, увлеч_нный, уч_ный.
Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, дириж_р,
душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, маж_рный, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, облиц_вать фасад, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, письмец_, полотенц_, пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_винизм, ш_рох, ш_рты, щ_голь.

1.2. Правописание ы и и после ц

Ц_стерна, проц_тировать, ц_клон, ц_рк, ц_трон, ц_низм, ц_рюльник, вакц_на, ц_ркулировать, пац_ент, иниц_алы.
Реакц_я, дикц_я, позиц_я, лекц_я, станц_я, порц_я, рац_я, эволюц_я.
Ц_ган, ц_пленок, на ц_почках, ц_кнуть.
Сестриц_н, смуглолиц_й, куц_й, бледнолиц_й, Троиц_н день.
Огурц_, пальц_, скворц_, спиц_, три девиц_, нора лисиц_.
Ц_кличный, улиц_, ц_ганский, делегац_я, гнездо птиц_, ц_трусовый, панц_рь, ц_плятница, круглолиц_й, эмоц_и, синиц_, ц_линдр, куриц_н, ц_вилизац_я, бойц_, ц_фры, нарц_сс, краснолиц_й, зайц_, племянниц_н, ц_ганщина, акац_я, ц_ркуль, школьниц_, сенсац_я.

1.3. Правописание слов с буквой ь

Вскач_, замуж_, лиш_, настеж_, невмоч_, невтерпеж_, сплош_.
Береч_ся, взвес_те, встретиш_ся, испеч_ся, назнач_те, намаж_, остан_ся, не плач_те, съеш_, сяд_те, учиш_ся.
Глуш_, грач_, дач_, крыш_, ландыш_, лещ_, много луж_, меч_, молодеж_, мыш_, ноч_, помощ_, рож_, стаж_, тиш_, выше туч_.
Могуч_, похож_, хорош_.
Жен_щина, мощ_ный, погон_щик, пон_чик, реч_ка, стекол_щик, точ_ка, удач_ный.
Восем_сот, сем_десят, шест_сот.
Веч_ный, вещ_, встан_те, готовиш_ся, девят_сот, дрож_, душ_, еж_ колюч_, живуч_, камен_щик, лож_, луч_, моеш_ся, навзнич_, наотмаш_, отреж_, плач_ ребенка, подвин_ся, проч_, пят_десят тысяч_, репортаж_, реч_, реч_ной, среди рощ_, руч_ка, спряч_те, черная туш_, увлеч_ся, удач_.
1.4. Правописание окончаний существительных

По алле_, в большой аудитори_, сушить на батаре_, флаг на башн_, во всем величи_, возникнуть в воображени_, по галере_, побывать в Гвине_, при движени_, жить в деревн_, в глубокой древност_, быть в Заполярь_, о злоде_, деревья в ине_, работать в Казан_, на прошлой лекци_, о Лиди_, о Мари_, выставка в музе_, о Наталь_, о несчасть_, быть в област_, остановиться на перепуть_, был в планетари_, по площад_, о помощ_, о професси_, по пустын_, пребывать в раздумь_, бывать в Рязан_, отдыхал в санатори_, оставить на сидень_, жить в согласи_, стоят в отдалени_, о трагеди_, об удовольстви_, сидит в уныни_, на интересной экскурси_, о Юри_.
Актеришк_, бородищ_, волчищ_, голосишк_, городишк_, домишк_, заборишк_, кулачищ_, носищ_, парнишк_, ручищ_, сынишк_, трусишк_, ураганищ_, холодищ_, человечищ_, шинелищ_.
Много апельсин_, этих башкир_, пять гектар_, двое грузин_, пять килограмм_, шесть лимон_, грядка помидор_, сойти с рельс_, пара сапог_, рота солдат_, этих таджик_, этих цыган_.

1.5. Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Карандаш_к, карманч_к, кармаш_к, ковш_к, кузнеч_к, листоч_к, мешоч_к, нож_ч_к, человеч_к, ящич_к.
Желань_це, здань_це, кресл_це, масл_це, пальт_цо, письм_цо, плать_це, ружь_цо, селень_це.
Бус_нка, впад_на, горош_на, диков_нка, изюм_нка, скваж_на, солом_нка, старейш_на, трещ_на.
Аппарат_ик, разнос_ик, перебеж_ик, перевоз_ик.
Веснушч_тый, крупитч_тый, лапч_тый, пузырч_тый, узорч_тый.
Авангардист_кий, альпинист_кий, грец_кий, журналист_кий, казац_кий, киргиз_кий, мужиц_кий, рыбац_кий, скольз_кий, ткац_кий, турист_кий, француз_кий.
Вкрадч_вый, доверч_вый, заботл_вый, приветл_вый, причудл_вый, разборч_вый, разговорч_вый, сбивч_вый, сговорч_вый, словоохотл_вый, уклонч_вый, усидч_вый.

1.6. Правописание н и нн в существительных и неотглагольных прилагательных

Багрян_ый закат, барабан_ый бой, безветрен_ая погода, бессон_ица, ветрен_ик, ветрен_ый день, ветрян_ая мельница, ветчин_ая колбаса, глинян_ый кувшин, гостин_ая, гостин_ый двор, гуман_ый закон, гусин_ое перо, деревян_ый стол, диковин_ая шкатулка, дискуссион_ый вопрос, дорога
длин_а, дровян_ой склад, дружин_ик, единствен_ый друг, журавлин_ая стая, закон_ый прием, землян_ой пол, змеин_ый яд, именин_ик, искусствен_ый, истин_ые чувства, камен_ая ограда, карман_ые часы, картин_ая галерея, клюквен_ый морс, кожан_ые перчатки, комарин_ый писк, комиссион_ый магазин, коноплян_ое масло, курин_ый бульон, лебедин_ая песня, ледян_ой покров, лосин_ая тропа, львин_ая доля, маслян_ое пятно, машин_ый перевод, мгновен_ое решение, мелодия монотон_а, мужествен_ый поступок, недюжин_ые способности, обветрен_ое лицо, обеден_ый перерыв, овчин_ый тулуп, оловян_ый солдатик, осен_яя пора, ослин_ое упрямство, песчан_ый пляж, петушин_ый гребень, письмен_ость, пламен_ая речь, платян_ой шкаф, племен_ой скот, племян_ик, плен_ик, подлин_ик, подлин_ое искусство, полотнян_ая простыня, продовольствен_ый магазин, прян_ый запах, улица пустын_а, пчелин_ый мед, пятитон_ый грузовик, реакцион_ый режим, румян_ые щеки, рьян_ый сторон_ик новой теории, свин_ой паштет, серебрян_ая цепочка, собствен_ость, соломен_ая шляпа, соотечествен_ик, старин_ая вещь, стеклян_ый стакан, стран_ое поведение, тополин_ый пух, торжествен_ое заседание, традицион_ое мероприятие, туман_ое утро, тыквен_ое пюре, хозяйствен_ые постройки, холстин_ая рубаха, ураган_ый ветер, цен_ое открытие, числен_ое превосходство, чугун_ая плита, шерстян_ое одеяло, экскурсион_ое бюро, юн_ый спортсмен.
1.7. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях

Балован_ый ребенок, белен_ый потолок, брошен_ый листок, варен_ый картофель, поле вспахан_о, задание выполнен_о, вязан_ый на спицах шарф, вязан_ый свитер, желан_ая встреча, жарен_ая утка, зван_ый ужин, много раз игран_ый этюд, квашен_ая капуста, кован_ый сундук, краден_ые часы, крашен_ые волосы, куплен_ый билет, лакирован_ая шкатулка, ломан_ая линия, маринован_ые огурцы, маслен_ый пирожок, квартира меблирован_а, медлен_ый темп, мечен_ый атом, морожен_ое мясо, написан_ое письмо, колбаса нарезан_а, невидан_ое диво, неглажен_ая блузка, неждан_ый гость, немудрен_ый завтрак, неписан_ый закон, непрошен_ое вторжение, неслыхан_ая дерзость, нечаян_ое столкновение, ношен_ое пальто, уже ношен_ый жакет, ошибка обнаружен_а, статья опубликован_а, экскурсия хорошо организован_а, погашен_ый свет, подметен_ый пол, подписан_ый листок, покрашен_ый забор, полирован_ая мебель, поношен_ый пиджак, книга прочитан_а, путан_ые следы, ранен_ый боец, рван_ый рукав, решен_ая задача, рискован_ый шаг, свежеиспечен_ый пирог, свежеморожен_ые овощи, связан_ая шапочка, священ_ый долг, скошен_ая трава, беседка сломан_а, скован_ые движения, смышлен_ый мальчуган, сорван_ый цветок, стрелян_ый воробей, стрижен_ые волосы, ткан_ая скатерть, травлен_ый волк, тренирован_ый спортсмен, громкость увеличен_а.

1.8. Правописание гласных в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Бор_щийся, ве_щий, вид_щий, во_щий, всеобъемл_щий, вяж_щий, держ_щийся, дремл_щий, дыш_щий, забот_щийся, завис_щий, ищ_щий, караул_щий, кле_щий, кол_щий, крас_щий, ла_щий, леле_щий, мо_щийся, мысл_щий, ненавид_щий, пен_щийся, пол_щий, реж_щий, ре_щий, слыш_щий, стел_щийся, та_щий, терп_щий, тревож_щий, чу_щий, щебеч_щий.
Вид_мый, исполня_мый, колебл_мый, наруша_мый, ненавид_мый, обтека_мый, реша_мый, слыш_мый, увольня_мый.
Взлеле_нный, выдерж_нный, задерж_нный, закле_нный, застрел_нный, назнач_нный, оконч_нный, подвеш_нный, подслуш_нный, посе_нный, потер_нный, потрач_нный, размеш_нный, разруш_нный, расстрел_нный, удосто_нный, улаж_нный, услыш_нный.

2.9. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

Они бор_тся, ве_т прохладой, они верт_тся, они взво_т, они выздорове_т, ты вылет_шь, мы высп_мся, мы высто_м, ты вытерп_шь, они гон_тся, они дремл_т, мы забот_мся, он задерж_тся, ты закле_шь, мы закро_м, они ищ_т, собака ла_т, он мел_т, ты обид_шься, он побре_тся, он посмотр_т, ты реж_шь, ты раскол_шь, ты расскаж_шь, ты расстел_шь, флаги ре_т, он ро_т, он свяж_т, слыш_тся шум, снег та_т, нам не терп_тся, он точ_т, мы увид_м, ты удерж_шь, он укол_т, мы устро_м.
Бесед_вать, во_вать, воспит_вать, высме_вать, жал_ваться, завед_вать, заворач_вать, исслед_вать, коч_вать, насвист_вать, оборуд_вать, основ_ваться, отлаж_вать, переноч_вать, попроб_вать, разбуш_ваться, разгляд_вать, разрабат_вать, рассказ_вать, совет_вать, треб_вать, уклад_вать, усаж_вать, усва_вать.

1.10. Правописание числительных, наречий и предлогов

Шест_десят_ книгами, к ст_ задачам, девяност_ учениками, пят_ст_ участниками, тр_ст_ сотрудникам, о ст_ друзьях, с девят_ст_ рублями, в тр_ст_ квартирах, о дв_ст_ примерах, к девяност_ годам, в сем_ст_ страницах, дв_ст_ зрителям, в девяност_ институтах, ст_ книгами, шест_ст_ жителям, в пят_ст_ школах.
В продолжени_ лета, в течени_ недели, вследстви_ пожара, в отличи_ от остальных детей, скала наподоби_ конуса, дать задание в заключени_ занятия, впоследстви_ мы часто вспоминали об этом.
Справ_, вправ_, направ_, сначал_, налев_, слев_, влев_, начист_, затемн_, изредк_, досыт_, наглух_, запрост_, сызмал_, наскор_, искос_, снов_, занов_, набел_, досух_, издавн_, засветл_.

3. Синтаксис.

3.1 Словосочетание. Предложение.

Задание 1 В каком словосочетании тип связи слов – согласование?

1) Очень хороший;
2) опустевшая аллея;
3) встречу друга;
4) уехал учиться.

Задание 2 В каком словосочетании тип связи слов – согласование?

1) Жажда славы;
2) уважение к старикам;
3) первое место;
4) очень горячий.

Задание 3 В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Вышел освежиться;
2) наше будущее;
3) апрельское солнце;
4) встретивший друга.

Задание 4 В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Покупка дома;
2) второй номер;
3) учиться рисовать;
4) это дерево.

Задание 5 В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) Говорил улыбаясь;
2) смотрит на землю;
3) выполнить обязательство;
4) известный всем.

Задание 6 В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1)Говорил громко;
2) в другую сторону;
3) написал повесть;
4) любимый всеми.

Задание 7 Какое предложение является простым?

1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
2) Стаял рыхлый снег в апреле, и в лазури птицы пели.
3) Сколько сел и деревень ни проезжали, Чапаева знали всюду.
4) Пурга прекратилась, что нас всех обрадовало.

Задание 8 В каком предложении есть однородные члены?

1) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.
2) У деревянной ограды теснились подстриженные акации и сирени переплетали жгуты своих стволов.
3) Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
4) Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге.

Задание 9 Какое предложение является сложным?

1) Брак получился не из-за плохой машины, а из-за неумения работать.
2) Искрятся пустынные окрестные бугры, осыпанные лебяжьим пухом молодого снега.
3) Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал.
4) Поднялся ветер, и стало сыро и мрачно.

Задание 10 Какое предложение является сложным бессоюзным?

1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.

Задание 11 Какое из предложений является сложносочиненным (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Веселей и громче всех смеялся сам студент он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны.

Задание 12 Какое предложение является сложноподчиненным с придаточным определительным?

1) Ветер дул порывами и с такой силой, что стоять на ногах было почти невозможно.
2) Не успело просветлеть небо, а уж голова колонны далеко вытянулась, поползла по шоссе.
3) Молнии в потемках казались ослепительными, так что глазам было больно.
4) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.

Задание 13 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

На улице было тихо.

1) Предложение простое, безличное;
2) главный член предложения – сказуемое было тихо;
3) предложение нераспространенное;
4) предложение повествовательное.

Задание 14 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

Море глухо роптало, и волны взбегали на песчаный берег.

1) Предложение сложносочиненное;
2) предложение состоит из двух частей;
3) в первом предложении подлежащее – море, сказуемое – глухо роптало;
4) во втором предложении грамматическая основа – волны взбегали.

Задание 15 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

Лампа заслонена бумажным щитом, чтобы свет не разбудил Сережу.

1) Предложение сложноподчиненное;
2) состоит из двух простых;
3) первое предложение – главное, грамматическая основа – лампа заслонена;
4) второе предложение – придаточное причины, грамматическая основа – свет не разбудил.

Задание 16 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

В жизни всякого человека, тем более художника, бывают моменты, когда ему необходимо оглянуться на себя и свой труд, подумать, что это значит для людей.

1) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением;
2) состоит из четырех простых;
3) первое предложение двусоставное, грамматическая основа – моменты бывают;
4) второе предложение односоставное, безличное, грамматическая основа – необходимо оглянуться, подумать.

Задание 17 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

Макар знал, что лютый мороз не шутит с людьми, которые уходят в тайгу без рукавиц и без шапки.

1) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением;
2) состоит из трех простых;
3) второе предложение – придаточное образа действия;
4) третье предложение – придаточное определительное, осложнено однородными дополнениями.

Задание 18 Какое утверждение о предложении является ошибочным?

Над речкой стояло безветрие, даже листья не шевелились и не показывали серебряную изнанку, как это бывает при малейшем ветерке.

1) Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью;
2) состоит из трех простых предложений;
3) 1-е предложение двусоставное, грамматическая основа – безветрие стояло;
4) последнее предложение односоставное, безличное, грамматическая основа – бывает.

Задание 19 Укажите верное утверждение о предложении.

Странный старичок заговорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

1) Предложение сложносочиненное;
2) предложение сложноподчиненное;
3) предложение бессоюзное сложное;
4) предложение простое, осложнено однородными сказуемыми заговорил и изумил.

Задание 20 Укажите верное утверждение о предложении.

Однако, если будешь болтать, с тобой грибов не наберешь.

1) Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми будешь болтать и не наберешь;
2) предложение сложносочиненное;
3) предложение сложноподчиненное;
4) предложение сложное, бессоюзное.

3.2 Словосочетание.

Вариант 1

1.Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

  1. новая книга;

  2. прочитать книгу

3) читать громко.

2.Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1. любимый фильм

  2. смотреть фильм;

  3. интересный роман.

3.Определите словосочетание со значением признака действия:

  1. большой успех;

  2. успехи в работе;

  3. выступить успешно.

4.Определите словосочетание со значением признака признака:

  1. быстро бежать;

  2. очень красивый;

  3. весенняя пора.

5.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

Тем­ная аллея, картинная галерея, субботний вечер.

  1. именем прилагательным;

  2. именем существительным.

6.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

раз­говаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.

  1. глаголом;

2)именем существительным.

7.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

Очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).

1.кратким прилагательным;

2.наречием.

8.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.

  1. именем прилагательным;

  2. наречием.

9.Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

1) красивый джемпер;

  1. джемпер брата;

  2. связать джемпер.

10.Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. В В. п.:

  1. украсить цветами;

  2. подарить брату

  3. постелить ковер.

11.Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в Т. п.:

  1. прийти на помощь;

  2. увлекаться чтением;

  3. рассказать сказку.

12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи Согласование:

  1. первый ученик;

  2. цветок липы;

  3. дом отца.

13.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:

  1. весенний вечер;

  2. встретить друзей;

  3. созревший плод.

14.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:

  1. золотое кольцо;

  2. учиться плавать;

  3. учиться плаванию.

15.Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - примыкание:

1)Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).

16.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь - управление:

1)Хлынувшая вода прорвала плотину.

2) Окрестности здесь очень живописны.

17.Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - согласование:

  1. Слова механика показались москвичу неуважительными.

  2. Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет (Песков).

18. Укажите синонимичные словосочетания:

  1. девушка высокого роста;

  2. высокорослая девушка;

  3. длинноногая девушка.

19. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании гулять в парке:

  1. по смыслу;

  2. предлогом и окончанием;
    3)окончанием.

20.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

  1. прилагательное, причастие, местоимение;

  2. наречие, деепричастие.

21.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

  1. существительное, местоимение;

  2. деепричастие, наречие.

22.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

  1. наречие, деепричастие;

  2. существительное, местоимение.

23.Укажите правильное словосочетание:

  1. одеть ребенка;

  2. одеть пальто.

24.Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:

  1. оплатить проезд;

  2. оплатить за проезд.


Вариант 2.

1.Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

  1. длинная дорога;

  2. нарисовать картину

  3. рисовать долго.

2.Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1. красивый закат;

  2. писать письмо;

  3. очень красивый.

3.Определите словосочетание со значением признака действия:

  1. высокая гора

  2. победить страх;

  3. хорошо учиться.

4.Определите словосочетание со значением признака признака:

  1. идти медленно;

  2. очень умный;

  3. осенний день.

5.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

вос­кресный день, спортивный зол, зеленая дубрава.

  1. именем прилагательным;

  2. именем существительным.

6.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

пи­лить дрова, убирать урожай, белить стены.

1) глаголом;

2) именем существительным.

7.Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).

  1. кратким прилагательным;

  2. наречием.

8.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

весь­ма далекий, совсем старый, очень короткий.

  1. именем прилагательным;

  2. наречием.

9.Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

  1. любимый костюм;

  2. костюм сестры;

  3. сшить костюм.

10.Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

1) увлекаться чтением;

2)подарить маме;

3)построить дом.

11.Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ.в Т. п.:

  1. прийти в гости;

  2. кататься на лыжах;

  3. заниматься с увлечением.

12.Укажите словосочетание со способом подчини тельной связи - согласование:

  1. отличная оценка;

  2. цветение вишни;

3) говорить по телефону.

13.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:

  1. морозное утро;

  2. упасть на землю;

  3. хорошо отдохнуть.

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:

  1. приятное лицо;

  2. быстро делать;

  3. приказ командира

15.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь - примыкание:

  1. Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).

  2. На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).

16.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь управление:

  1. Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).

2)Гасли последние звезды (Поповкин).

17.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь согласование:

  1. Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).

  2. Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны (Попов­кин).

18.Укажите синонимичные словосочетания:

  1. тропинка через лес;

  2. лесная тропинка;

  3. тропинка через овраг.

19.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав­ным в словосочетании играть в куклы:

  1. по смыслу;

  2. предлогом и окончанием;

  3. окончанием.

20.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

  1. прилагательное, причастие, местоимение;

  2. наречие, деепричастие.

21.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

  1. существительное,

  2. местоимение;

  3. деепричастие,

  4. наречие.

22.Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

  1. наречие,

  2. деепричастие;

  3. существительное,

  4. местоимение.

23.Укажите словосочетание с ошибкой:

  1. пренебрегшего правилами;

  2. разговор откровенен;

3) пара ботинков;

4) в восьмидесяти четырех городах.

24.Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:

  1. заплатить проезд;

  2. заплатить за телефон.

Вариант 3.

1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:

  1. внутри сада;

  2. хрустящий хлеб

  3. зимняя дорога.

2.Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

  1. весело смеяться;

  2. песчаный берег;

  3. писать письмо.

3.Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1. ехать загород;

  2. белые грибы;

  3. фонтан брызг.

4.Определите словосочетание со значением признака действия:

  1. капля меда

  2. успешно поработал;

  3. любимый город.

5.Определите словосочетание со значением признака признака:

1)рано вставать;

2)серьезный человек;

3)очень сильный.

6.Определите, какой частью речи выражено главное слово:

дет­ская комната, вечерняя пора, лесное озеро.

  1. именем прилагательным;

  2. именем существительным.

7.Определите, какой частью речи выражено главное слово:
жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.

  1. глаголом;

  2. именем существительным.

8.Определите, какие словосочетания являются синонимичными:
1) телефонный разговор;

2) разговор по телефону;

3) телефон то­варища;

4) телефонный мастер.

1)1,2; 2)1,4; 3)2,3; 4)1,3.

9.Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

  1. веселый мальчик;

  2. поездка на море;

  3. приехать в деревню.

10.Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

  1. заниматься спортом;

  2. изучать химию;

  3. встретиться с другом.

11.Укажите словосочетание с подчинительной связью - согласование:

  1. верный товарищ;

  2. озеленение города;

  3. вешать занавески.

12.Укажите словосочетание с подчинительной связью - управ­ление:

  1. благоухание цветов;

  2. весенний сад;

  3. старательно учиться.

13.Укажите словосочетание с подчинительной связью - примы­кание:

  1. гулять по парку;

  2. смотреть фильм;

  3. приехать вечером.

14.Зависимое слово при примыкании выражается:

  1. наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;

  2. существительным, наречием, деепричастием.

15.Укажите, какое словосочетание является фразеологическим обо­ротом:

  1. заварить чай;

  2. заварить кашу.

16.Зависимое слово при управлении выражается:

  1. существительным,

  2. местоимением;

  3. причастием,

  4. глаголом.

17.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь - примыкание:

  1. С деревьев медленно падали капли (Поповкин).

  2. Над долиной прокатилось глухое эхо, растаяло в ущельях(Поповкин).

18.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь - управление:

  1. С берега доносился лай собак, пение петуха, ржание лоша­ди (Лацис).

  2. Волнуется желтеющая нива (Лермонтов).

19.Укажите предложение, в котором использована подчинитель­ная связь - согласование:

  1. Волнистые подмосковные поля неожиданно заблестели, точно покрытые глазурью (Бубеннов).

  2. Над броненосцем поднялась туча пыли (Новиков-Прибой).

20. Укажите синонимичные словосочетания:
1) краска для пол


2)половая краска;

3) краска для волос.

21.Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний ходить по лесу:

1) по смыслу;

2)предлогом и окончанием;

3)окончанием.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав-словосочетаний идти быстро:

1) по смыслу;

2)окончанием.

23.Каким членом предложения является слово шагом в предложении:

Езда шагом наскучила ей (Горький).

  1. обстоятельство;

  2. несогласованное определение.
    24.Укажите словосочетание с ошибкой:

  1. ляжьте на пол;

  2. навстречу им;

  3. гораздо разумнее.



4.Состав слова. Словообразование.

Задание 1. Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) Сер-ов-ат-ое;
2) на-столь-ный;
3) вы-воз-ит;
4) рассказ-чиц-а.

Задание 2 Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) При-бреж-ный;
2) про-чит-ыва-ть;
3) нов-ей-ш-ий;
4) нес-ли.

Задание 3 Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) Бел-ейш-ий;
2) разби-т-ый;
3) пере-воз-и-тся;
4) храбрец-ы.

Задание 4 Какое слово верно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) Теп-л-ее;
2) пере-жив-ать;
3) сме-ял-ся;
4) худож-еств-енн-ый.

Задание 5 Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) Под-стакан-ник-и;
2) пред-пис-а-н-ие;
3) за-рубеж-н-ый;
4) пред-рас-по-лаг-а-ть.

Задание 6 Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) На-практ-ик-ова-ть-ся;
2) слуш-а-тель;
3) сверх-секрет-н-ый;
4) хлеб(о)рез-к-а.

Задание 7 Какое слово неправильно разбито на морфемы (разобрано по составу)?

1) Об-рад-ова-л-и-сь;
2) крас-от-а;
3) не-при-нужд-енн-о;
4) пере-во-площ-ать.

Задание 8 Какое слово неправильно разобрано по составу (разбито на морфемы)?

1) Ис-польз-ова-н-ие;
2) за-город-н-ый;
3) у-вер-ен-ы;
4) утр-енн-ее.

Задание 9 Отметьте «лишнее» слово среди родственных:

1) пахать;
2) пахота;
3) пахнуть;
4) пахарь. Задание 10 Какое слово не является родственным остальным трем?

1) Дорожить;

2) придорожный;
3) дорога;
4) подорожник.

Задание 11 Какое слово состоит из двух приставок, корня, одного суффикса и окончания?

1) Водица;
2) напутствовать;
3) загордиться;
4) переоценка.

Задание 12 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) Прочитывая;
2) перебрасываться;
3) наводнение;
4) взгорье.

Задание 13 Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?

1) Газетный;
2) общественный;
3) судьбоносный;
4) нечленимый.

Задание 14 Какое слово состоит из приставки, корня и окончания?

1) Переулок;
2) огородный;
3) обнова;
4) освещение.

Задание 15 В каком слове нет суффикса?

1) Огурец;
2) ребенок;
3) речка;
4) горошек.

Задание 16 В каком слове нет приставки?

1) Поступок;
2) отпуск;
3) одинокий;
4) воспоминание.
Задание 17 В каком ряду все слова являются родственными?

1) Пригорок, горестный, взгорье;
2) годный, годовой, новогодний;
3) водный, заводить, наводнение;
4) гордость, горделивый, загордиться.

Задание 18 В каком ряду все слова являются родственными?

1) Горестный, горемыка, горевать;
2) душ, душный, задушевный;
3) коса, раскосый, прикоснуться;
4) горечь, горный, пригорок.

Задание 19 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) Приехать; 2) читатель; 3) неизбежный; 4) виднеться.

Задание 20 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) По-хорошему; 2) новизна; 3) охотник; 4) отнести.




























5.ФРАЗЕОЛОГИЯ

ВАРИАНТ I


1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло­вицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермон­тов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол­стой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен­ном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:


1) вернуться к разбитому корыту; а) А. Пушкин;

2) Демьянова уха; б) А. Чехов;

3) рыльце в пуху; в) Н.Некрасов;

4) человек в футляре. г) И. Крылов.

7. Разбор предложения по членам

Незачем валить с больной головы на здоровую

ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).

Б. И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).

В. С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).

Г. Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).

Д. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).

Е. Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур­ного происхождения:

1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;

2) подковать блоху; б) И. Крылов;

3) вертеться как белка в колесе; в) Н. Гоголь;

4) есть еще порох в пороховницах, г) Н. Лесков.

7. Разбор предложения по членам.

Скрепя сердце пришлось дать согласие.

ВАРИАНТ III

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы;

б) существуют многозначные фразеологизмы;

в) существуют синонимические и антонимические фразеологизмы;


г) к фразеологизмам нельзя отнести афоризмы.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Наперекор всем невзгодам я был бодр и весел (В. Гиляровский).

Б. Вся цепь гор Таунуса видна как на ладони (И. Тургенев).

В. Хотел о чем-то спросить, а ее нет как нет (М. Пришвин).

Г. И пострадали-то они когда-то за одно и то же (А. Говоров).

Д. Та же профессия, тот же круг знакомых, та же семейная ситуация (Ф. Абрамов).

Е. Не вдруг раскрыл он мне свою душу (М.С.-Щедрин).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словам угождать, льстить:

а) бередить душу;

б) невзирая на лица;

в) играть в кошки-мышки;

г) рассыпаться мелким бесом;

д) переворачивать вверх тормашками;

е) извиваться ужом.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) закинуть удочку;

б) показать где раки зимуют;

в) висеть на плечах;

г) шито-крыто;

д) наступать на пятки;

е) бросить пробный шар;

ж) концы в воду;

з) прописать ижицу.

5. Укажите соответствие антонимических фразеологизмов :

а) задать перцу;

б) курить фимиам;

в) идти ва-банк;

г) кошки скребут на душе;

д) лучше синица в руках...;

е) отлегло от сердца;

ж) гладить по шерсти;

з) обливать грязью.

6. Определите, кто является автором фразеологизмов литератур­ного происхождения:

1) двадцать два несчастья; а) А. Пушкин;

2) с корабля на бал; б) А. Грибоедов;

3) герой не моего романа; в) И. Крылов;

4) не мудрствуя лукаво. г) А. Чехов.

7. Разбор предложения по членам (знаки препинания не расставлены).

Он был не лыком шит и пустив пыль в глаза и нашим и вашим дал деру куда Макар телят не гонял.

6. Строение и грамматическое значение предложений.

Вариант 1.

1. Найдите повествовательное предложение:

  1. Дни лета клонились к осени (Пушкин).

  2. Ну кто из нас весне не рад (Жаров).

  3. Дорожите вековой культурой народа (Янов).

2. Найдите вопросительное предложение: