Файл: Контрольная работа по дисциплине История Тема 5 Древняя Русь от язычества к крещению Руси и установлению православия студент 1 курса, группы атп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Геологии и Нефтегазодобычи
Кафедра Автоматизация и вычислительная техника
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
Тема № 5 Древняя Русь: от язычества к крещению Руси
и установлению православия
Выполнил:
студент 1 курса, группы АТП,
зачетная книжка
Проверил:
Тюмень
ТИУ
2022
Y
Языческие верования восточных славян. 3
Принятие христианства: исторические условия, причины. 5
Князь Владимир I и его роль в установлении православия. 7
Влияние христианства на политическое и культурное развитие Древней Руси. 9
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
План
YЯзыческие верования восточных славя
Принятие христианства: исторические условия, причины. 5
Князь Владимир I и его роль в установлении православия. 7
Влияние христианства на политическое и культурное развитие Древней Руси. 9
Языческие верования восточных славян. 3
Принятие христианства: исторические условия, причины. 5
Князь Владимир I и его роль в установлении православия. 7
Влияние христианства на политическое и культурное развитие Древней Руси. 9
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 12
Языческие верования восточных славян.
Язычество – религия своим становлением о на многобожии, поклонению богам-идолам, связанным с духами и силой природы и её явлений. Сформировавшаяся на стадии отделения восточнославянских племён от индоевропейской группы.
Язычество преобладало на Руси до конца десятого века.
Добро и зло в язычестве противопоставлялись между собой как самостоятельно равные формы, ведущие вечную борьбу. Олицетворениями сил добра и зла являлись боги, силы которых непосредственно связывались с различными силами природы.
Следует отметить что язычество древних славян не дошло до нас в хоть какой-то литературной и письменной форме. Этому послужило то что летописцы средних веков и церковных писатели пытались задавить и высмеять язычество, однако, не прибегая при этом к его описанию. Язычество, по их мнению, и так было слишком сильно закреплено у народа повсюду, всем в яви и знакомо.
Сбор современных знаний строится по крупицам информации из различных летописей и текстов. Русские летописи упоминают богов, учреждённых князем Владимиром, но по большому счету там указаны лишь только имена. Конечно мы встречаем упоминания языческих божеств восточных славян и в иноязычных текстах и письменах других племён и народов, но мы не всегда можем точно сказать функции божеств и величину распространения их культа. Однако, при таком подходе мы не можем увидеть всю полноту этноса, где-то в писаниях может быть упомянут обряд и совершенно в других его описание.
Известно, что вся система образа жизни и культуры славян пронизывалась языческой верой. Отпечаток этого можно увидеть в народных заговорах, гаданиях, празднованиях, сказаниях, пиршествах, танцах, ремесленных делах и обрядах.
Языческие боги образовывали собой славянский пантеон. Однако у различных славянских племён не было единого устоявшегося пантеона, у разных славянских народов были собственные боги, в чём-то пантеоны были схожи, а в чём-то различны.
Само развитие этноса восточных славян шло в тесной связи с соседними племенами и народами. Несомненно, что такие взаимовлияния имели отражение в жизни славянского общества, они проявлялись в быту, общественном строе и общинном порядке.
С юга и юго-востока славяне граничили с народами тюркоязычных кочевников – хазар и булгар. В девятом веке племена восточных славян находились под гнётом хазар. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире - торговый обмен, культурное воздействие.
Наиболее точно известно о реформе языческой веры в 980 году проведенной Князем киевским Владимиром.
Данная реформа должны была послужит сразу нескольким целям. Она должны была способствовать укреплению независимости молодого государства от христианской веры и скандинавского направления язычества, показать высокое положение князя в военной структуре державы, так как главой пантеона стал Перун - бог грозы и воинских успехов.
В столице были поставлены деревянные идолы шести божеств. Перун как главный бог, Семаргл - хранитель посевов и податель воды на поля, Хорс - бог солнца, Макош - бог покровительница женщин, Дажьбог - бог звёзд, двигающий небесные тела, Стрибог - бог ветра и непогоды. Также к Данные боги стали общими для всех подчиненных Киеву племён.
Из огромного языческого пантеона были убраны иноземные следы. Дабы подчеркнуть независимость веры Киева от стран запада.
Однако данная реформа не увенчалась успехом, главной причиной стало разложение родоплеменного строя народа и расформирование союзов племён. В отдельности народы не хотели отвергать своих старых богов и принимать новых с верховенствующем Перуном. Изменения, проводимые только по воле Киевской власти выродились в насилие южной Руси над другими племенами славян, радимичей, вятичей и прочих, что повлекло за собой восстания над киевской властью. Реформа таким образом место единения народа окончилась раздором.
Принятие христианства: исторические условия, причины.
Язычество усложняло появление единства этноса и объединение народа единомыслием.
Княжеская власть начала обретать раннефеодальный строй, а язычество всё также ломало создание отношений отличных от родоплеменных.
В интересах образования единого государства древнерусской народности, для того чтобы объединить восточных славян и в условиях многобожия, встала необходимость выбора единственной преобладающей религии.
Причины выбора религии можно разделить на группы:
-
Политические -
Международные -
Личностные -
Социальные
Предпосылки политического характера. Князь Владимир стремился укрепить древнерусское государство, обозначить его территории влияния и границы.
На его век выпало укрепление связей с Византийской империей. Именно через территории славянских народов лежал Варяжский торговый путь. Через него протекала торговля с государствами запада. Он был проложен вдоль рек из балтийского моря в море черное к берегам Византии.
Из повести временных лет монаха Нестора –
«Тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Неро, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река»
Укреплению отношений Руси и Византии способствовали торгово-политические договоры. Одним из них стал договор о взаимопомощи. Предложила данный документ Византийская империя в целях прекращения борьбы с мятежами посредством военной помощи от князя Владимира. Именно в данном договоре дочь византийского императора должна была выйти замуж за князя в обмен на большой отряд дружинников отправленный в поддержку императору. Однако одним из наиболее важных условий было то что Владимир был обязан принять новую веру. Условие принятия для Владимира новой веры не стало серьезным препятствием в подписании договора.
Международные причины прежде всего связаны в упрочнении культурных и экономических связей во внешней политике. Сближение с Византией давало много возможностей и влияло на государства Европы. Византия являлась центром цивилизации. Это несомненно поднимало авторитет властей Киева. Русь также приобщалась к духовным ценностям христианской веры, распространенной по Европе. Принятие данной веры выводило Русь из враждебных отношений со стороны христиан к варварскому язычеству.
К социальным факторам стоит причислить уже и без того сильно оказанное влияние христианства на элиту древнерусского общества. Множество знати уже приняли христианскую веру, в том числе и из княжеского рода. С принятием новой веры сможет стать возможным развитие духовенства, за которым в те временна была закреплена способность просвещения народа. В народ пришла бы общая грамотность, летописание, искуство строительства зданий, архитектура, наука чтения и письма
Личные мысли Владимира также были направленны на укрепление своей власти и прославлении его на Руси. Несомненно, что князь был заинтересован в духовном очищении, это крупное культурное деяние способствовало распространению известности его личности.
Князь Владимир I и его роль в установлении православия.
Летописи указывают заслуги крещения Руси на князя Киевского Владимира Святославовича
, он был последним из князей с языческой верой.
Христианство уже распространилось на Руси до официального принятия. Первыми православными стали: мать Владимира княгиня Ольга и брат князь Ярополк. Впрочем, процесс христианизации длился медленно, потому что население не охотно отказывалось от язычества. Перемена религии — сложнейший процесс в человеческом сознании. И в такой короткий срок на территории обширной страны, где городское и сельское население явно отличалось друг от друга по образу жизни и менталитету, быстротечно и спокойно этот процесс пройти не мог.
До установления православия князь киевский Владимир Святославович инициирует языческую реформу дабы создать один единый пантеон/ Однако пантеон Владимира видимо не принёс нужного результата и через несколько лет князь решает радикально разорвать со старой религией в пользу единобожия.
В отличии от изменений язычества, которые до этого были задуманы только Киевской верхушкой, без участников из союзных организованных племен, вопрос новой веры обсуждался на советах старцах из градских центров, подвластных Киевской Руси.
Таким образом стало ясно что христианство вводилось не для разрывов старых отношений и почитания новых «прогрессивных» верований, а для сохранения порядков, консервации отношений на территориях завоёванных земель восточнославянскими племенами под правлением Киева.
Формировавшемуся государству нужна была религия, соответствующая идеологическим потребностям и также убрала восприятие соседних государств о «варварской» Руси.
Вариантов было несколько:
- православие, восточный вариант христианства во главе Византии,
- католицизм, западноевропейское христианство,
- иудаизм, религия бывшего Хазарского каганата,
- мусульманство, религия Волжской Болгарии, близкого к Руси государства.
Об этом можно узнать из рассказов об испытании Владимиром вер.
В летописях указывается что к князю приходили пророки этих религий. Владимир выслушав их захотел узнать мнения на бояр и старейшин. Именно это несёт важный момент в истории принятии новой веры, князь объявляет сбор народа для обсуждения религиозного вопроса. Из летописей становится ясно что обсуждение вопроса проходило на народном собрании –вече. Ответ окружения примерно нёс смысл в том, что необходимо слова проверить на деле и отправить послов для исследования богослужения в данных религиях. Эту идею и поддержали старейшины и весь остальной люд. Несомненно, что на данном собрании находились и представители из других племен, вопрос религии затрагивал множество масс и не мог быть принят без согласия и одобрения народа, как показала на себе практика языческой реформы.