Файл: Контрольная работа по дисциплине История Тема 5 Древняя Русь от язычества к крещению Руси и установлению православия студент 1 курса, группы атп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Побывавших в разных странах послы вернувшись сообщили князю о том что они видели в духовной жизни народов запада и востока. Болгары молились своим богам очень скромно, не было в их храмах веселья, только всюду распространившаяся печаль. Не добр закон их отвечали послы. Немцы, в свою очередь, проводили в соборах разные службы, но в обрядах их совершенно небело красоты и величия. После посещения греческой земли послы были очень довольны.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси –

«Ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет а земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.»

В иудейской же вере было отказано, потому что они потеряли свою землю. Владимир посчитал что, если у народа нет своей земли, то такой народ и не может учить других людей своей вере.

В результате совета бояр, дружинников и послов и поддержке народа на вече, князь Владимир Святославович предпочел восточную христианскую религию, она больше всего соответствовала культурным типам славян. На выбор также повлияли давние связи с византийской империей. В 988 году князь Владимир принял от греков христианскую православную веру и крестил Киевскую Русь. Именно это дало начало расцвету древней Руси. Данный год также считается официальной датой принятия государством христианской веры.

Святой князь потряс сердца современников. Трое из его сыновей стали святыми, а самого Владимира называли Красным Солнышком и ласковым князем.

Влияние христианства на политическое и культурное развитие Древней Руси.


Вера восточных славян всегда имела за собой скорее внешний характер, а не углублённое принятие понимания духовных ценностей и скрепов.

С принятием христианства на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. При Владимире возникли и первые монастыри. В Киеве была первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. В то же время сама княжеская власть содействовала усилению позиций Русской православной церкви в различных областях жизни древнерусского общества. Заботясь о распространении христианства, киевские князья проявляли заботу и об укреплении материального положения Русской православной церкви, основу которого первоначально составляла так называемая "десятина" - ежегодно передаваемая в церковную казну десятая часть всех княжеских доходов.


Впоследствии с развитием феодального землевладения к этому основному источнику добавились земельные пожалования князей, монастырская колонизация, доходы с церковного суда. Епископам было поручено наблюдать за правильностью мер и весов, что также являлось источником значительных доходов Церкви.

Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной юрисдикций, которое древнерусская традиция также относит ко времени правления. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах X-XII веков. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими священнослужителями, для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное», а также богослужебными книгами.

Православие один из наиболее важных факторов, повлиявших на историю Руси, оно стало началом конца языческого «варварства» и дало возможность принятия древнерусского государства в христианские народы западной Европы. Данный фактор имел колоссальное воздействие на судьбу культуры Руси, укрепления связей восточных славян единой религией дал возможность международной торговли и послужил открытию новых взаимовыгодных связей во внешней политике.

Христианской вере нужно было вести долгую и упорную борьбу с языческой верой. Языческие убеждения и обряды сохранялись у славян восточного происхождения многие столетия, а некоторые переплетаются с православными праздниками и до сих пор.

Язычество, передающееся через поколения от отцов к сынам, крепко закрепилось в мыслях народов, православие было вынуждено принимать некоторые его особенности. Конечно некоторые черты язычества удалось уничтожить, либо заменить на более высокие по духовным ценностям вещами.

Языческие сущности всё также оставались в сказаниях славян принимая негативный характер «нечистой» силы, злых духов оскверняющих святую христову веру противопоставлялись с силой святости и прозрачной чистоты нравов. В фольклоре святость получило своё отражение в небесах, именно они были заняты божественными и морально праведными силами. Места же куда не попадал небесный свет или где его не хватало такими как подземное царство, подполья, овраги, дремучие леса, болота и топи считались занятыми темными силами. Земля же являло собой место борьбы двух миров небес и преисподней, человек с его душой находились в центре данной борьбы. Но в отличие от язычества зло уже не являлось равным по силе с богом, именно бог господствует над миром и его воля определяет всё. Такое народное

мировоззрение уже не именовать двоеверием, ведь бог един и заповеди его едины.

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти.

С принятием новой религии киевские Рюриковичи обрели надежную основу для легитимации своего господства и всемерно содействовали утверждению новых канонических христианских представлений о природе государства и его целях. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений.

Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов. В целом отношения между Церковью и государством в Киевской Руси развивались в соответствии с восточно-христианской государственно-правовой культурой и строились на основе разделения светской и духовной власти. Церковь непосредственно не вмешивалась в дела светской власти.

Крещение вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Наряду с ростом экономического могущества расширялась роль Церкви в общественной жизни страны, прежде всего в сфере гражданских правовых отношений. Уже с конца X в. Церковь получила право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Хотя семейное право в Древней Руси в течение длительного времени основывалось на обычном праве, с принятием христианства оно подверглось сильному воздействию канонического, церковного права. Так, в связи с запрещением многоженства, не возбранявшегося в языческий период, были установлены жесткие наказания за внебрачные связи, "умыкание" и покупку жен, жестокости над женами и детьми, затруднен бракоразводный процесс.

В то же время церковное право не ограничивалось регулированием исключительно семейных отношений. Под юрисдикцией церкви находились церковные иерархии, священники, монахи, церковнослужители, а также лица, призреваемые церковью - старые, увечные, больные, потерявшие права гражданского состояния и оказавшиеся вне своего сословия, зависимые от церкви холопы.


К исключительному велению церковного суда относились преступления против Церкви и нравственности, дела о волшебстве, знахарстве, святотатстве. В дальнейшем деятельность Церкви в сфере регулирования правоотношений не только не уменьшилась, но и приобрела новые формы, что связано было с началом нового периода в истории Древней Руси - периода удельной раздробленности.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Новейшая история России : учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков. – М. : Проспект, 2015. – 480 с.

2. Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций / С. В. Алексеев // Историческое обозрение. – М., 2004.

3. Рапов О. М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства / О. М. Рапов.– М., 1998.

4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. – М., 1994.

5. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси / И. Я. Фроянов. – М., 2007.

ЭЛЕКТРОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ, ИНФОРМАЦИОНО-СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ

1. Курс отечественной истории IX–XX вв. : электронный учеб.-метод. комплекс / Н. Ю. Гаврилова, В. П. Карпов, Г. Ю. Колева, М. В. Комгорт. – Тюмень, 2009. – http://educon.tsogu.ru