Файл: Правила и нормы межличностного общения есть три ошибки в общении людей Первая это желание говорить прежде, чем нужно Вторая застенчивость, не говорить когда это нужно.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАВИЛА И НОРМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ
Есть три ошибки в общении людей:
Первая — это желание говорить прежде, чем нужно;
Вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;
Третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем. Конфуций.
В жизни каждого человека социальные контакты с другими людьми играют очень важную роль. Общаясь, мы непроизвольно вырабатываем свою индивидуальную линию поведения и оказываем определенное воздействие на окружающих.
Многие замечали, что у одних людей получается быстрее находить общий язык с окружающими, а у других – нет. Секрет успеха очень прост – важно знать основные принципы, использование которых делает процесс обмена информацией более успешным и продуктивным.
↑ Правила межличностного общения
Если хотите произвести приятное впечатление на собеседника, приведите в порядок свой внешний вид. Следите за одеждой, прической, манерой говорить, походкой, помните, что непроизвольно наблюдая за вами, собеседник составляет свое собственное мнение.
Во время разговора постарайтесь контролировать свою мимику, выражение лица. Если вы будете слишком явно выражать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), это может стать преградой для построения конструктивного диалога. Помните, что для того, чтобы сформировалось первое впечатление о собеседнике достаточно нескольких минут разговора: именно в этот период работа всех органов чувств направлена на то, чтобы как можно лучше узнать человека. Всего через 4 минуты после начала общения собеседники уже готовы сделать предварительное заключение о том, стоит ли продолжать вести беседу.
Если хотите добиться успехов, завоевать доверие оппонента, то с самого начала постарайтесь следить за своим тоном, жестами, мимикой. В начале диалога лучше всего поговорить на нейтральные темы. В процессе коммуникации психологи рекомендуют проявлять тактичность, вежливость и доброжелательность. Наиболее проверенный и простой способ расположить к себе собеседника – это искренняя и открытая улыбка.
↑ Слушаем собеседника Чтобы стать хорошим собеседником, научитесь слушать других участников диалога. Во время разговора постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться на обдумывание вопросов, которые вы бы хотели задать оппоненту. Постарайтесь успокоиться – излишняя эмоциональность мешает восприятию информации. После того, как собеседник закончит свою речь, обязательно продемонстрируйте, что вы его услышали и поняли (с этой целью можно кратко передать сказанное оппонентом своими словами).
Психологи рекомендуют применять на практике метод утвердительных ответов. Суть его очень проста: не стоит в самом начале разговора упоминать те темы, обсуждая которые участники диалога не смогут прийти к согласию. Избегая острых углов, вы добьетесь лучших результатов. Начните беседу с тех вопросов, на который ваш визави точно ответит утвердительно.
↑ Не критикуй, и не критикуем будешь! Если хотите произвести хорошее впечатление на окружающих, воздержитесь от критики, оценки в адрес своих собеседников. Также не стоит постоянно рассказывать о своих проблемах – это очень быстро наскучит другим участникам диалога. Старайтесь избегать споров и конфликтных ситуаций, особенно, если беседа проходит не с глазу на глаз. При любых обстоятельствах старайтесь спокойно выслушать собеседника, только так вы сможете найти выход из непростой ситуации. Если ваш оппонент втягивает вас в ненужный спор, постарайтесь сохранять спокойствие, не поддавайтесь на провокации. В данном случае лучше всего попытаться выяснить: какую цель ставит перед собой собеседник. Если хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности, бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.
Общие принципы построения межличностного общения
1. Самые первые и сильные впечатления о человеке зависят от внешнего вида. Поэтому любой из нас должен всегда иметь опрятный вид, быть стройным, подтянутым, с надлежащей выправкой (т.е. стоять, ходить прямо, не сутулясь, держать плечи развернутыми).
Следите за выражением лица. В обычном общении оно не должно быть угрожающим или надменным — это может стать психологическим барьером при разговоре с людьми.
2. Решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые 4 минуты общения с ним. В этот промежуток времени активно работают все ваши органы чувств, с помощью которых мы создаем целостное представление о другом человеке. К исходу четвертой минуты уже становится в общих чертах ясно — симпатичны люди друг другу или, наоборот, расположены к взаимному общению или нет. Вероятно, вы могли ощутить на себе, что первое впечатление о человеке иногда обманчиво и вместе с тем довольно устойчиво, так что подчас должно пройти длительное время, чтобы оно переменилось.
Следовательно; в первые четыре минуты общения полностью подчините свое поведение нужному тону общения.
3. Начните беседу только с дружеского тона, поддерживайте положительную установку в общении.
Установкой в психологии обозначают состояние готовности или предрасположенности к действию определенным образом. Будьте вежливы и тактичны, доброжелательны и предупредительны.
-
4. Не забывайте о том, что своеобразным мимическим знаком расположения является улыбка. Улыбка нужна не только другим, но и нам самим. Она повышает настроение и работоспособность. Как настроение влияет на настроение лица, так и, наоборот, выражение лица способствует созданию соответствующего настроения. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Ведь мимические мышцы тесно связаны со многими структурами мозга. Искусственно улыбаясь, мы включаем те механизмы, которые обеспечивают нам естественную улыбку. -
5. Используйте метод утвердительных ответов.
Не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с собеседником в мнениях. Стоит человеку сказать «нет», как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях.
Поэтому задайте вначале вопросы, на которые собеседник, скорее всего, ответит утвердительно. Следите за тем, чтобы и далее разговор шел по пути «накопления согласия». Человек не любит менять мнение. Если он согласился с вами в девяти случаях, то, скорее всего, согласится и в десятом.
-
6. Будьте хорошим слушателем. Развитая способность слушать предполагает следующее:-
- никаких побочных мыслей; -
- сконцентрируйте внимание на сущности предмета; не старайтесь запомнить все подряд — это практически невозможно; -
- пока вы слушаете, нельзя обдумывать последующий вопрос или ответ; -
- научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в полученной вами информации; -
- установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и постарайтесь нейтрализовать их действие, так как в состоянии сильного эмоционального возбуждения люди обычно слушают не очень внимательно; -
- когда вы слушаете, спросите себя: «В чем цель говорящего?»; -
- обращайте внимание не только на слова, но и на тембр голоса, мимику, жесты, позу и т.д.; -
- покажите говорящему, что вы его понимаете; это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышали, или смысл того, что вам сказали; -
- не высказывайте оценок; -
- не давайте советов (во время выслушивания); оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают выделить наиболее существенное в словах.
-
Не ленитесь слушать. Для развития в себе способности слушать можно использовать следующее упражнение. Ежедневно по 10 минут, полностью сконцентрировавшись и отключившись от всех остальных мыслей, слушайте кого-нибудь (коллегу, посетителя и т.д.), уточняя своими вопросами его сообщение. Прием прост, но крайне эффективен при систематическом применении.
-
7. Избегайте критиковать коллег и других людей; реже жалуйтесь. -
8. Избегайте излишних споров, особенно в присутствии большого числа людей. Вместо словесной перепалки следует спокойно выслушивать собеседника и, не заряжаясь его горячностью, сконцентрироваться на поиске путей разрешения проблемы. Опыт показывает, что попытка переспорить собеседника не дает положительного результата, но его можно достичь с помощью разумного компромисса. Выясните, что собеседник хочет? Возможно, истина его не интересует и он лишь желает самоутвердиться, споря с вами.
Если вы не правы, признайтесь в этом в категорической форме. Это настраивает собеседника на дружеский лад.
9. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
Обратите внимание на ключевое слово: «неподдельный». Здесь
имеется в виду умение высказывать уважение к интересам других людей. Вдумайтесь: слово «я» — одно из наиболее часто употребляемых слов нашего языка. Будьте внимательны к чужому «я».
10. Прежде чем убеждать человека в чем-либо, постарайтесь понять его позицию.
Заведите разговор о том, что интересует вашего собеседника. При этом большое значение имеет первая фраза.
-
11. Добиваясь чего-либо от человека, постарайтесь пробудить в нем желание сделать это. Всегда помните — никто не любит приказаний. Большинство людей внушаемо и легко поддается убеждению. Искусство убеждать делает максимально продуктивным ваше общение с окружающими. Поэтому требования желательно излагать в такой форме: «Не считаете ли вы, что так сделать лучше?», «Я буду вам признателен, если вы...». Не стесняйтесь апеллировать к чувствам. -
12. Уважайте мнение других людей.
Старайтесь не говорить прямо, что человек не прав, этим вы только вызовете у него внутренний протест.
Общению содействуют фразы-мостики типа: «Я внимательно вас слушаю», «Это понятно» и т.п.
13. Запоминайте и не путайте имена людей.
Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут.
14. Помогайте людям чувствовать свое значение.
Люди, допускающие в общении высокомерный тон, грубость, заносчивость, иронические или невежливые замечания,
выражения и реплики, оскорбляющие человеческое достоинство, угрозы, нравоучения и несправедливые упреки, незаслуженные обвинения, угрожающие жесты, а также другие выражения и действия, унижающие личность, не только дискредитируют свои организации, но и совершают грубый психологический просчет. Искренни цените и хвалите достоинства людей. А достоинства всегда есть у любого человека.
-
15. Давайте человеку возможность сохранить свою репутацию. -
16. Помните о врагах общения — раздражительности и бестактности. Раздражительность как минимум невыгодна вам. Во-первых, она затрудняет общение, и вам придется потратить больше усилий, чтобы добиться чего-то. Во-вторых, она приводит к ослаблению защитных сил организма (снижая иммунитет). Осознав это, старайтесь подавлять появляющееся в вас раздражение. Для этого присмотритесь внимательнее, и вы убедитесь, что предмет раздражения того не стоит. Разорвите порочный круг ситуации, низведя ее до нормального масштаба рядовой трудности.
Исследования показали, что до 20 % своего рабочего времени руководители тратят на разрешение всякого рода инцидентов.
Конфликт (лат. столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор[1].
Существует множество классификаций (типологий) конфликтов:
-
1. По числу участников:-
- внутриличностный; -
- межличностный; -
- личностно-групповой; -
- межгрупповой.
-
-
2. По субъектам конфликта:-
- горизонтальный (между рядовыми или не находящимися в подчинении друг у друга сотрудниками); -
- вертикальный (между находящимися в подчинении друг у друга сотрудниками); -
- смешанный.
-
До 70-80 % конфликтов являются вертикальными и смешанными.
-
3. По содержанию:-
- истинный конфликт; -
- сложный конфликт (заблуждение); -
- психологическая несовместимость.
-
-
4. По характеру причин:-
- трудовой процесс и сложности в его организации; -
- психологические особенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии; культурные и этнические различия; действия руководителей и др.); -
- личностное своеобразие членов коллектива (неумение контролировать эмоциональные состояния; некоммуникабельность; пренебрежение этическими требованиями).
-