ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Жизненный цикл информационной системы – период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации. Процессы ЖЦ ИС делятся на три группы:
основные процессы;
вспомогательные процессы;
организационные процессы.
Основные процессы жизненного цикла
-
Приобретение – заказчик приобретает ИС; -
Поставка - поставщик снабжает заказчика ПО; -
Разработка – разработчик создает ПО, оформляет документацию, подготавливает тестовые и учебные материалы и т. д.; -
Эксплуатация – организация эксплуатирует ИС; -
Сопровождение - выполняет служба сопровождения. Сопровождение – внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Вспомогательные процессы жизненного цикла
-
Документирование; -
Управление конфигурацией - управление исходным кодом, управление изменениями и версиями; -
Обеспечение качества; -
Верификация - ПО полностью удовлетворяют требованиям или условиям; -
Аттестация - определение соответствия заданных требований и созданной системы; -
Совместная оценка - оценка состояния работ по проекту; -
Аудит - определение соответствия ИС условиям договора; -
Разрешение проблем - анализ и решение проблем.
Организационные процессы
-
Управление; -
Создание инфраструктуры - выбор и сопровождение технологий, инструментальных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО; -
Усовершенствование; -
Обучение - обучение персонала.
-
Модель жизненного цикла программного обеспечения — структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, использования и сопровождения ИС.
Модели бывают:
-
Каскадная модель жизненного цикла ИС (водопад) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.
Недостатки:
-
Отсутствие обратных связей между этапами; -
Не соответствует реальным условиям разработки программного продукта.
-
Модель с промежуточным контролем (водоворот) - разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
-
Спиральная модель разрешает пользователям "увидеть" систему на ранних этапах посредством прототипирования. Позволяет перейти на следующий этап не дожидаясь завершения текущего, упрощает внесение изменений в проект при изменении требований заказчика.
Стадии жизненного цикла ИС:
-
Формирование требований (концепции) на основе анализа предметной области - устанавливается область применения ИС;
-
Проектирование осуществляется на основе моделей «как должно быть»;
-
Реализация;
-
Внедрение (ввод системы в эксплуатацию);
-
Эксплуатация (сопровождение проекта).
Завершается жизненный цикл ИС выводом ее из эксплуатации.
-
Каноническое проектирование ИС означает базовый, полный набор этапов и работ, необходимых для создания ИС и ориентировано на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:
1. Формирование требований к ИС: обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; формирование требований пользователей к ИС; оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку;
2. Разработка концепции ИС: изучение объекта автоматизации; проведение необходимых научно-исследовательских работ; разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;
оформление отчета и утверждение концепции;
3. Техническое задание: разработка и утверждение технического задания на создание ИС;
4. Эскизный проект: разработка эскизной документации на ИС и ее части (архитектура проекта: структура входных и выходных данных, предварительная схема БД, общая архитектура ИС (структура, информ.потоки, модель управления ИС));
5. Технический проект: разработка проектных решений по системе и ее частям; разработка документации на ИС и ее части; разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. (тех.документация, алгоритмы решения задач, оценка экономической эффективности, мероприятия по подготовке к внедрению). Должен быть утвержден руководством разработчиков и согласован с заказчиком;
6. Рабочая документация: разработка рабочей документации на ИС и ее части; разработка и адаптация программ;
7. Ввод в действие: подготовка объекта автоматизации, подготовка персонала, комплектация ИС поставляемыми изделиями, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, проведение предварительных испытаний, проведение опытной эксплуатации, проведение приемочных испытаний;
8. Сопровождение АС: выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами, послегарантийное обслуживание.
4. Стадии технического и рабочего проектирования:
Стадия 4. Эскизный проект. Задается в ТЗ на ИС и определяет:
-
Функции ИС;
-
Функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;
-
Состав комплексов задач и отдельных задач;
-
Концепция информационной базы и ее укрупненная структура;
-
Функции системы управления базой данных;
-
Состав вычислительной системы и других технических средств;
-
Функции и параметры основных программных средств.
Стадия 5. Технический проект. В его состав входят такие же документы, что и в состав эскизного проекта, но они должны быть выполнены в таком виде, чтобы по ним можно было осуществить разработку рабочей документации.
Стадия 6. Рабочая документация. Главное назначение: кодирование или адаптация готовых программных средств, составление рабочего проекта. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации.
В состав технологической документации вводят: технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации при решении задач каждого класса, и инструкционные карты, составляемые на каждую технологическую операцию.
Состав проектной документации:
-
нормативно-техническая(информационно-библиографическая,
программная документация и другие стандарты);
-
проектная (графические, текстовые, машинно-ориентированные документы и т. д.); -
конструкторская (технические условия задания, расчеты,
методики испытаний, паспорта, формуляры, инструкции по эксплуатации, спецификации);
-
технологическая (графические или текстовые документы, регламентирующие процесс производства продукции); -
технологическая (графические или текстовые документы, регламентирующие процесс производства продукции);