Файл: Основные процессы вспомогательные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Жизненный цикл информационной системы – период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации. Процессы ЖЦ ИС делятся на три группы:

основные процессы;

вспомогательные процессы;

организационные процессы.

Основные процессы жизненного цикла

  • Приобретение – заказчик приобретает ИС;

  • Поставка - поставщик снабжает заказчика ПО;

  • Разработка – разработчик создает ПО, оформляет документацию, подготавливает тестовые и учебные материалы и т. д.;

  • Эксплуатация – организация эксплуатирует ИС;

  • Сопровождение - выполняет служба сопровождения. Сопровождение – внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Вспомогательные процессы жизненного цикла

  • Документирование;

  • Управление конфигурацией - управление исходным кодом, управление изменениями и версиями;

  • Обеспечение качества;

  • Верификация - ПО полностью удовлетворяют требованиям или условиям;

  • Аттестация - определение соответствия заданных требований и созданной системы;

  • Совместная оценка - оценка состояния работ по проекту;

  • Аудит - определение соответствия ИС условиям договора;

  • Разрешение проблем - анализ и решение проблем.

Организационные процессы

  • Управление;

  • Создание инфраструктуры - выбор и сопровождение технологий, инструментальных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО;

  • Усовершенствование;

  • Обучение - обучение персонала.



  1. Модель жизненного цикла программного обеспечения — структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, использования и сопровождения ИС.


Модели бывают:

  • Каскадная модель жизненного цикла ИС (водопад) предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе.



Недостатки:

  1. Отсутствие обратных связей между этапами;

  2. Не соответствует реальным условиям разработки программного продукта.




  • Модель с промежуточным контролем (водоворот) - разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.




  • Спиральная модель разрешает пользователям "увидеть" систему на ранних этапах посредством прототипирования. Позволяет перейти на следующий этап не дожидаясь завершения текущего, упрощает внесение изменений в проект при изменении требований заказчика.



Стадии жизненного цикла ИС:
  • Формирование требований (концепции) на основе анализа предметной области - устанавливается область применения ИС;

  • Проектирование осуществляется на основе моделей «как должно быть»;

  • Реализация;

  • Внедрение (ввод системы в эксплуатацию);

  • Эксплуатация (сопровождение проекта).

Завершается жизненный цикл ИС выводом ее из эксплуатации.

  1. Каноническое проектирование ИС означает базовый, полный набор этапов и работ, необходимых для создания ИС и ориентировано на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС.

Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ:


1. Формирование требований к ИС: обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; формирование требований пользователей к ИС; оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку;

2Разработка концепции ИС: изучение объекта автоматизации; проведение необходимых научно-исследовательских работ; разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;

оформление отчета и утверждение концепции;

3. Техническое задание: разработка и утверждение технического задания на создание ИС;

4. Эскизный проект: разработка эскизной документации на ИС и ее части (архитектура проекта: структура входных и выходных данных, предварительная схема БД, общая архитектура ИС (структура, информ.потоки, модель управления ИС));

5. Технический проект: разработка проектных решений по системе и ее частям; разработка документации на ИС и ее части; разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. (тех.документация, алгоритмы решения задач, оценка экономической эффективности, мероприятия по подготовке к внедрению). Должен быть утвержден руководством разработчиков и согласован с заказчиком;

6. Рабочая документация: разработка рабочей документации на ИС и ее части; разработка и адаптация программ;

7. Ввод в действие: подготовка объекта автоматизации, подготовка персонала, комплектация ИС поставляемыми изделиями, строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы, проведение предварительных испытаний, проведение опытной эксплуатации, проведение приемочных испытаний;

8. Сопровождение АС: выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами, послегарантийное обслуживание.

4. Стадии технического и рабочего проектирования:

Стадия 4. Эскизный проект. Задается в ТЗ на ИС и определяет:

  • Функции ИС;

  • Функции подсистем, их цели и ожидаемый эффект от внедрения;

  • Состав комплексов задач и отдельных задач;

  • Концепция информационной базы и ее укрупненная структура;

  • Функции системы управления базой данных;

  • Состав вычислительной системы и других технических средств;

  • Функции и параметры основных программных средств.


Стадия 5. Технический проект. В его состав входят такие же документы, что и в состав эскизного проекта, но они должны быть выполнены в таком виде, чтобы по ним можно было осуществить разработку рабочей документации.

Стадия 6. Рабочая документация. Главное назначение: кодирование или адаптация готовых программных средств, составление рабочего проекта. Документация должна содержать все необходимые и достаточные сведения для обеспечения выполнения работ по вводу ИС в действие и ее эксплуатации.

В состав технологической документации вводят: технологические карты, разрабатываемые на процессы обработки информации при решении задач каждого класса, и инструкцион­ные карты, составляемые на каждую технологическую операцию.

Состав проектной документации:


  • нормативно-техническая(информационно-библиографическая,

программная документация и другие стандарты);

  • проектная (графические, текстовые, машинно-ориентированные документы и т. д.);

  • конструкторская (технические условия задания, расчеты,

методики испытаний, паспорта, формуляры, инструкции по эксплуатации, спецификации);

  • технологическая (графические или текстовые документы, регламентирующие процесс производства продукции);

  • технологическая (графические или текстовые документы, регламентирующие процесс производства продукции);