Файл: О. Ю. Александрович1,2 Студентка 2 курса Факультета Бизнескоммуникаций и Информатики, С. А. Рудых.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Роль спорта в формировании имиджа государства
Старший преподаватель, аспирант О. Ю. Александрович1,2

Студентка 2 курса Факультета Бизнес-коммуникаций и Информатики, С.А. Рудых1

1 «Иркутский Государственный Университет», Иркутск

2 «Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет», Иркутск

Роль спорта в формировании имиджа государства

В данной статье рассмотрены понятия «имидж», «государственный имидж», его методы и составные части. На исторических примерах прослежен путь перехода спорта из чисто профессиональной сферы в политическую. Получен ответ на вопрос «Какую роль на сегодняшний день играет спорт в формировании имиджа государства?». Сформулированы выводы о том, что спорт сегодня – это не просто спорт, а мощный инструмент PR – продвижения страны.

Ключевые слова: имидж, государственный имидж, Олимпийские игры, спорт, мировая практика.
Senior Lecturer, post-graduate Olga Yurevna Aleksandrovich1,2

A student of the first year of the faculty of business communications and Informatics Sofia Arkadevna Rudykh1

1 Irkutsk State University, Irkutsk

2 «Irkutsk National Research Technical University», Irkutsk

The role of sport in shaping the image of the state

This article discusses the concepts of "image", "state image", its methods and components. Historical examples are used to trace the transition of sports from a purely professional sphere to a political one. The answer to the question " what role does sport play in shaping the image of the state today?". Conclusions are formulated that sport today is not just a sport, but a powerful tool for PR promotion of the country.

Keywords: image, state image, Olympic games, sport, world practice.

На сегодняшний день спорт играет не последнюю роль в формировании имиджа страны. И слова П. де Кубертена, инициатора проведения современных Олимпийских игр, «Спорт вне политики» можно считать неактуальными в современной повестке дня, так как мы видим явное расхождение с сегодняшней действительностью. Поэтому нельзя не принимать во внимание фактор политики в сфере большого спорта. [1, с. 106]

Для более глубокого понимания поднимаемой темы, рассмотрим несколько определений имиджа. По мнению Э.А. Капитонова имидж - "целенаправленно сформулированный образ (изображение), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо своим устойчивым представлением об объекте в целях его популяризации, рекламы и т.п. …Он, своего рода, неповторимый образ-представление о конкретном объекте, который выделяет, создаёт впечатление радикального отличия от других объектов, наделяет конкретный объект дополнительными ценностями".
[2, с. 214] Другой отечественный автор Д.В. Ольшанский дает схожее определение. Он говорит, что имидж - это «специально моделируемое целенаправленное "отражение отражения", то есть отражение образа, уже созданного профессионалами на основе некоторой реальности. Это виртуальный образ, включающий четыре компонента, которые можно рассматривать еще и как уровни структуры имиджа:

Первый уровень – это база, некий «исходный материал» (политическая партия, политический кандидат или организация, проведенное мероприятие и т.д.), заранее обработанный имиджмейкером, с целью приведения к основным характеристикам выбранной модели имиджа.

Второй уровень – это непосредственно выбранная модель имиджа, адаптированная для исходного материала.

Третий уровень – искажения, транслируемые каналами продвижения (в первую очередь это средства массовой информации) и средства его общественного внедрения.

Четвертый уровень – результат ментальной деятельности общественности или отдельного субъекта воздействия, по итогам которой в сознании аудитории формируется целостный образ, навязанный извне, но с учетом собственных жизненных представлений. [3, с. 267] Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что имидж государства является одним из основных политических инструментов, который при компетентном применении способен оказать нужное воздействие на мнение социума. Таким образом, можно предположить, что природа имиджа дуалистична: с одной стороны, имидж - это уникальный метод налаживания диалога с общественностью, а с другой - средство воздействия на социум и контроля его настроения. Имидж государства - это не просто образ, а совокупность представлений, основанных как на стереотипах, так и на объективных исторических характеристиках конкретной страны.

В политической науке на сегодняшний день большое внимание уделяется семантической (понятийной) линии «имидж - известность - репутация». Хотя понятие «репутация» не есть синоним «имиджа», он является его неотъемлемой частью. Несмотря на это политтехнологи и ученые - политологи даже понятия «образ» и «имидж» не всегда ставят по разные стороны равенства. Профессиональный и массовый спорт выполняют различные роли и функции в политической сфере государства, в том числе касающиеся формирования имиджа. [4, с. 293]



Мы можем наблюдать, что для России массовый спорт - это прежде всего основание для формирования идентичности нации и ее объединения, [5, с. 120] а профессиональный спорт превращается в фактор так называемой «мягкой силы». За всю историю международного Олимпийского движения накопилось множество примеров, где спорт становился системой формирования положительного облика государства в глазах мировой общественности, а также средством минимизации отрицательной атмосферы между конфликтующими странами.

Уже в начале ХХ в. появилось осознание того, что спорт способен формировать имидж государства. Например, Соединенные Штаты Америки одними из первых создали общекомандный рейтинг олимпийских медалистов и активно использовали спорт для саморекламы. Нельзя не упомянуть, что и Российская империя пришла к этому. В прессе дореволюционного периода отмечалась народная мощь и сила, сконцентрированная в каждой команде. Притом, особое внимание уделялось тому факту, что команда каждой страны характеризует свое государство и является ее воплощением. [6, с. 2]

Внедрение спорта в мировую политику ярко проявилось во многих странах уже в прошлом веке. Советский Союз, позиционирующий себя как сильная спортивная держава, внедрил в общественное сознание факт о том, что спорт по своей сути «больше, чем спорт». Спорт - это еще один эффективный инструмент в борьбе с вражескими государствами, посягающими на целостность нашей страны. Логично сделать вывод о том, что это привело к мысли о безоговорочном мировом спортивном первенстве советских спортсменов. [7, с. 155] Также при формировании образа СССР как сверхдержавы применялись не только победы в спортивных состязаниях, но и другие бренды повышения престижа – космос, балет. Естественным национальным символом стали восприниматься победы на международной арене. Спортивные успехи позволили Советскому Союзу укрепить внутригосударственный режим, а также создать положительный облик в глазах других стран. [8, с. 57]

Но не один Советский союз использовал спорт для создания положительного имиджа. В 2004 году, когда Китай занял второе место в общекомандном зачете на летних Олимпийских играх в Афинах, оставив позади Россию, мировая общественность находилась в недоумении. Никто и представить не мог, что страна третьего мира может показать такой результат. Именно после этого триумфа к КНР стали проявлять повышенное внимание, интересоваться ее экономикой, системой организации массового спорта и т.д.. Но Китай на этом не остановился и продолжил укреплять собственный авторитет и провел домашнюю Олимпиаду 2008 года в городе Пекин, в которой и одержала победу. [9, с. 27]


Из-за смены отношения к спортивным достижениям выбор страны - хозяйки для проведения Олимпийских игр к концу ХХ в. становится преимущественно политической акцией, а сами Игры модифицируются в очень выгодное как экономическое, так и политическое событие. Отсюда можно сделать вывод о том, что роль Олимпиады в создании позитивного имиджа государства невозможно переоценить. [8, с. 65] С целью пропаганды своих духовных и культурных ценностей, установок, скрепов, страны заинтересованы в проведении спортивных мероприятий на своей территории. Ведь привилегия организации таких массовых мероприятий говорит о высоком уровне развития спорта в стране, стабильной экономике, благоприятной политической атмосфере и наличии нужной инфраструктуры для данного события.

Выделим основные инструменты, формирующие имидж страны с помощью спорта:

  1. Выбор приоритетных видов спорта. Государство делает ставку на более подходящие для себя виды спорта, опираясь на традиции, международные стандарты и физиологические предрасположенности населения.

  2. Создание спортивных объединений. Наличие клубов определенного вида спорта и национальных лиг оказывает положительное влияние на формирование имиджа страны на мировой арене.

  3. Основание центров по подготовке спортсменов. Данный инструмент призван повышать имидж региона, в котором он непосредственно расположен.

  4. Спортсмены. И как бренд, и как самостоятельная личность они являются носителями имиджа государства. Российская Федерация чаще всего применяет этот инструмент для создания благоприятного политического климата внутри государства. Так, например, мы регулярно видим спортсменов в органах законодательной власти.

  5. Наличие представителей страны в международных спортивных организациях. Данный инструмент призван повысить авторитет государства в международной среде.

  6. Проведение спортивных мероприятий. Организация спортивных соревнований позволяет продемонстрировать не только спортивные достижения страны, но и политическое и финансово - экономическое благосостояние государства. Место проведения состязаний становится «лицом» страны. По нему можно судить не о конкретных спортсменах, а об общей организации мероприятия.

Подводя итоги, скажем, что с течением истории менялось отношение к соревнованиям. Если раньше это был вопрос, касающийся узкого круга профессиональных спортсменов, то сейчас сложно найти человека, не охваченного спортивной пропагандой государства. Плохо это или хорошо судить каждому, но, по нашему мнению, популяризация спорта – это один из самых гуманных методов создания имиджа страны.


Список литературы:

  1. Филонов В.И., Юдина А.В. Политический фактор в сфере большого спорта: теоретико-методологические аспекты // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18, №1. С. 106-112.

  2. Капитонов Э.А. Корпоративная культура и PR. - М., ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 214.

  3. Ольшанский Д.В. Политический PR. - СПб.: Питер, 2003. - С. 267.

  4. Щепинов А.О. Политический потенциал спорта в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2010. № 3. С. 121-126.

  5. Ливцов В.А., Пожидаев А.С. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему // Свободная мысль. 2016. № 6 (1660). С. 151-162.

  6. Соловьев Н. О. Спортивная Цусима / К спорту! - 2017. № 32 (145). 10 марта. – С. 2.

  7. Ливцов В.А., Пожидаев А.С. Эволюция понятия «патриотизм»: через прошлое к будущему // Свободная мысль. 2016. № 6 (1660). С. 151-162.

  8. Бродская, Н.П. (2006) спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны [спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны] / Н. П. Бродская / / национальные интересы и имидж России. - М.: ФИС. 65 -116 с. (На Рус.)

  9. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. -М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 27.