Файл: Урока литературы Класс 6 Тема урока Кладовая солнца. Тип урока обобщение и систематизация знаний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологическая карта урока литературы

Класс: 6

Тема урока: «Кладовая солнца».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные: выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающие: формирование функциональной грамотности (найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать содержательные элементы текста, осмысливать и оценивать информацию текста), развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активности учащихся.

Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие, упорство в достижении цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение к ее богатствам, стремление к воссозданию ее ресурсов, воспитание любви к литературе посредством обращения к художественному тексту, уважение и перенятие ценностей народного жизненного опыта и нравственных основ.

Предметные : умение анализировать литературное прозаическое произведение, определять его принадлежность к определенному жанру (сказка, быль), владение на базовом уровне литературоведческими понятиями (тема, проблема, идея, композиция литературного произведения ), владение понятиями о средствах художественной выразительности (олицетворение, сравнение, метафора, гипербола).Умение вести диалог , формулировать и доказывать свою точку зрения.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ. Отбор информации, умение взаимодействовать с людьми, высказывать суждения, подтверждая их фактами.


Универсальные учебные действия:

Личностные: передача личностного эмоцирнальное восприятия, самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни, осознание ценности литературы как учебника жизни, формирование навыков самоорганизации. Навыков самооценки результатов учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения формулировать свои мысли, формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации.

Коммуникативны : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися и учителем.

Познавательные : самостоятельное формулирование темы урока, соотношение уже усвоенных знаний с теми. Которые неизвестны, развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме, развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, развитие умения осуществлять поиск необходимой информации. Развитие умения строить простые суждения.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемые и формируемые навыки грамотного чтения

Уровень формируемых навыков мышления, необходимых для обеспечения грамотного чтения

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
















2. Постановка цели и задач урока

- Сегодня мы завершаем работу над сказкой- былью Михаила Пришвина «Кладовая солнца» и сможем ответить на главный вопрос, который автор ставит в произведении. Назвал он его необычно. Что такое, на его взгляд, кладовая солнца? (можно воспользоваться текстом). (ответы детей)

- Мы знаем, почему автор так назвал произведение. А вы как считаете, что такое «Кладовая солнца» (обратить внимание на запись начала темы на доске в кавычках), какие клады скрывает? (ответы детей)

Не только природная кладовая солнца, но и сама книга является настоящей кладовой. А вот чего?

Давайте сегодня на уроке разберемся. Пока тему я оставляю открытой. А вам предлагаю записать в тетрадях сегодняшнюю дату, вид работы и тему, как у меня: «Кладовая солнца» -это кладовая…».

Слушают, осмысливают содержание текста, отвечают на вопросы.

Записывают тему в тетрадях.

найти и извлечь иформацию

интегрировать и интерпретировать

знания

ПР-П, ПР-М

ПР-Л

УУД-П

УУД-П

3. Планирование деятельности

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

Верно, мы будем вспоминать главные моменты содержания сказки-были, анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы по содержанию, размышлять о том, что нового мы узнали о жизни, чему научило это произведение. Чем стала для вас эта книга? Размышлять о том, что нам удалось, а над чем еще надо поработать.

Давайте распланируем урок вместе.

(записываю на доске ответы детей, планирование урока)

1. Повторение содержания произведения и проверка усвоения (тест)

2. Физкультминутка

3. Обобщение и систематизация знаний по тематике, проблематике, идейному содержанию произведения, жанровому своеобразию, композиции.

4. Сопоставление произведения с произведением похожим по сюжету.

5. Творческое задание.

6. Домашнее задание.

Размышляют, отвечают на вопросы.

Планируют совместную работу.







ПР-Л

УУД-К

УУД-Р

4.Актуализация знаний и самоконтроль учащимися усвоения предыдущего материала.

Рефлексия, обсуждение ошибок, коррекция.

Тест. 

- Дома вы должны были просмотреть произведение, вспомнить основные моменты содержания и выполнить задание.

Давайте оценим свой уровень знаний.

Перед вами тест и бланки ответов (распечатки у каждого на столе). Подпишите фамилию и вариант. Выберите правильные варианты ответа и впишите их в бланк ответов. На выполнение задания дается 10 минут. Приступаем.

Теперь давайте проверим результаты. Взаимопроверка. Обменяйтесь работами.

Ответы на слайде

(Проверка по очереди вариантов ответов, выведенных на проектор)

Теперь оценим результаты

Слайд

(Сбор работ учителем)

Кто правильно ответил на все или почти все задания? Молодцы!

Какие задания в тесте были трудными? Давайте вместе ответим на эти вопросы.

Слушают, отвечают.

Работают над тестом.

Сверяют результаты (взаимопроверка).

Обмениваются работами и выполняют взаимопроверку.

Выставляют на бланках оценки и анализируют результаты.

Выявляют трудности, с которыми столкнулись, устно корректируют ошибки


интегрирование и интерпретация, осмысление и оценка

осмысление и оценка


знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценивание


ПР-П

ПР-М


УУД-Л

УУД-К





Физкультминутка

На зарядке класс шестой.

Ну-ка мы вмахнем рукой

Левой, правой, левой, правой.

И поднимем обе разом.

Руки вытянем вперед,

А потом наоборот.

Повернемся вправо, влево,

За забор глядим к соседу.

Покрутились, повернулись,

На места свои вернулись.

Физминутки вышел срок,

Продолжаем наш урок.

Разминаются, отдыхают.














5.Обобщение и систематизация знаний.

Так как у нас с вами урок обобщающий, давайте и поработаем сообща. Разделимся на группы. В каждой будет свой координатор. Он будет регулировать работу группы и выставлять оценки ее участникам.

Каждая группа получает по два задания. Ознакомьтесь с ними и выберите тех, кто будет выполнять. Это работа координаторов. Вам понадобится

учебник с текстом для аргументации своей позиции фрагментами текста при необходимости.

На выполнение задания 3 минуты. Вы должны прочитать задание и выдать классу готовый к записи ответ.

1. Тематика сказки-были.

Выступление группы 1.

О чем мы планировали поговорить? О тематике сказки-были. Давайте послушаем выступление 1 группы.

Проверяем.

2. Проблематика произведения. Выступление группы 2.

Каждая тема связана с какой-нибудь проблемой. О проблематике сказки-были расскажет 2 группа.

(ответы детей)

3. Идейное своеобразие.

Выступление группы 3.

И, конечно же, мы переходим к самому главному, ради чего Михаил Пришвин создал «Кладовую солнца». Что же самое важное в этой книге? (ответы детей)

Правильно, это идеи. Что такое идея произвдения? (ответы детей)

Давайте проверим . (Слайд)

4. Жанровое своеобразие.

Выступление группы 4.

К какому жанру относится «Кладовая солнца»? Почему?(ответы детей)

Давайте сверим результаты

(Слайд)

5. Особенности композиции.

Выступление группы 5.

Что можно сказать о композиции сказки-были? (ответы детей)

Проверим. (Слайд)

6. Смысл заглавия произведения.

Выступление группы 6.(выдвижение гипотез, доказательства)

Если бы название осталось, акцент перенесся бы на дружбу человека и собаки. А замысел автора был иной.

Главная идея рассказа. Как мы уже говорили, в том, что природа-огромная кладовая, а человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя человеческого лица.

7. Что нового вы узнали о жизни? (иллюстрируйте ответ примерами из текста)

8. Чему научило произведение? (расскажите с опорой на текст)

9. Мне бы хотелось узнать, чем для вас стала эта книга. Кладовой чего?

Закончите фразу : «Кладовая солнца»-кладовая …»

Давайте допишем и тему нашего урока одним словом или словосочетанием, которое объединит все ваши высказывания.

«Кладовая солнца» - кладовая жизни

Дети разбиваются на группы по рядам. Выбирают координатора.

Знакомятся с заданиями, готовятся к ответу.

Все группы ведут частично- поисковую работу по тексту и, возможно, книжному словарю и тетрадям для обоснования своего выбора.

ответа ,обсуждают, объясняют

найти и извлечь информацию,

интегрировать и интерпретировать,

осмыслить и оценить

(эти умения развиваются всеми участниками групп во время подготовки к ответу в результате поисковой работы в тексте произведения, статьях и словаре учебника по мере необходимости использования)

найти и извлечь информацию,

интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

найти и извлечь информацию,

интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

найти и извлечь информацию,

интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

найти и извлечь информацию,

интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

найти и извлечь

найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить



понимание,анализ, синтез, применение, оценивание

понимание,использование

анализ

оценивание

понимание, использование

анализ

понимание, использование, синтез

анализ, понимание,использование

оценивание

анализ

анализ

синтез, понимание, использование

анализ

понимание, использование, анализ

понимание, использование,

синтез

понимание, использование,анализ

синтез

ПР-М

ПР-М

ПР-П

ПР-Л

ПР-М

ПР-П

ПР-М

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П

ПР-М

ПР-Л

ПР-П



УУД-Р

УУД-П

УУД-Р

УУД-К

УУД-П

УУД-К

УУД-Р

УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П

УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П

УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П

УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П

УУД-К

УУД-Р

УУД-УУД-Л

УУД-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П






Выступающие дают определение понятию тема текста, делают сообщение, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы задания, толкуют и интерпретируют текст, обосновывая свою точку зрения.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.

Выступающие отвечают на вопросы задания, выдвигают свои версии, обосновывая их.

Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.

Слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.

Слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.

Слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Выступающие выдвигают гипотезу, доказательства.

Остальные слушают, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников.

Записывают информацию в тетрадь.


6.Сопоставление полученных знаний с уже имевшимися.

Сопоставление с рассказом В. Астафьева «Васюткино озеро».

На прошлых уроках мы говорили о том, что «Кладовую солнца» можно сопоставить с рассказом Виктора Астафьева «Васюткино озеро». По каким критериям это можно сделать?

Какие знания о лесе из рассказа В.Астафьева могут дополнить «Кладовую солнца» нам расскажут ваши одноклассники(одноклассник). Для чего нам это понадобится, вы поймете чуть позже.

Реализация индивидуального (парного) домашнего задания в виде презентации.
















Вспоминают содержание рассказа В. Астафьева, интерпретируют текст, устно составляют перечень критериев, по которым можно сопоставить произведения.

Слушают сообщение, вспоминают, усваивают,

Показывают презентацию.




знание, понимание,

анализ и выявление критериев сопоставления текстов

использование,

анализ

знание, понимание

ПР-П

ПР-Л

ПР-М

ПР-Л

УУД-Р

УУД-П

УУД-К

УУД-Р

УУД-П

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.


Как вы думаете, знания из каких областей мы почерпнули в этом произведении? (ответы детей) (обществознание, история, обж, география, литература)

Где и как можно применить полученные знания на практике?

Размышляют, анализируют полученные знания, демонстрируют примеры




знание, понимание, использование, анализ

ПР-Л

ПР-М

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

8.Домашнее задание


Уровень 1. Сочинение «Что нового я узнал и чему научила меня сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»?

Уровень 2. Создание памятки для учеников младших классов «Что необходимо знать, отправляясь в лес?» по материалам обоих произведений и знаниям по обж. На следующем уроке выберем лучшую Памятку и поделимся ей с учениками начальной школы (подумаем, как лучше будет это сделать: распечатать или нарисовать плакат, а может,сделать презентацию для классного часа)

Уровень 3. Сопоставительный анализ сказки-были «Кладовая солнца» М. Пришвина и рассказа «Васюткино озеро» В. Астафьева.




найти и извлечь, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить

Знание, понимание, использование,оценивание

ПР-Л

ПР-М

ПР-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-П

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Как вы считаете, какие вопросы или задания были самыми трудными?

Давайте дадим ответы на них.

Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответ?

Оценивают уровень сложности заданий, размышляют, выдвигают гипотезы, выбирают варианты правильных ответов, оценивают, слушают учителя и сверстников




знания, понимание

ПР-П

УУД-Л

УУД-Р

УУД-К

10. Рефлексия .

Наш урок подходит к концу. Я прошу координаторов групп оценить работу одноклассников и сдать мне листочки.

(Выставление оценок, обмен эмоциями)

Благодарю всех за урок!

Слушают, обмениваются эмоциям