Файл: Литература и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


  1. Введение.....................................................................................................4

  2. Цели и задачи работы...............................................................................5

  3. Особенности устройства двигателя ВАЗ 21124 (1,6i)………………....6

  4. Характерные неисправности газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124……………………………………………………….…12

  5. Причины появления неисправностей газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124…………………………………………….13

  6. Внешние признаки и соответствующие им неисправности газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124………………...15

  7. Проверка технического состояния клапанного механизма………….16

  8. Процесс снятия и установки ремня ГРМ двигателя ВАЗ 21124…….20

  9. Заключение…………………………………………………………..…25

  10. Литература и источники…………………………………………….....26

Введение
На автомобили ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 устанавливался бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый рядный двигатель с верхним расположением распределительных валов и жидкостным охлаждением ВАЗ 21124.
Газораспределительный механизм (другое наименование – система газораспределения, сокращенное наименование – ГРМ) предназначен для обеспечения своевременной подачи в цилиндры двигателя воздуха или топливно-воздушной смеси (в зависимости от типа двигателя) и выпуска из цилиндров отработавших газов.

Газораспределительный механизм имеет следующее общее устройство:

  • клапаны;

  • привод клапанов;

  • распределительный вал;

  • привод распределительного вала;

  • впускные и выпускные каналы.


Цель работы:


Изучить технологический процесс замены направляющих клапанов двигателя ВАЗ 21124.

Задачи работы:

  • Изучить устройство ГБЦ двигателя ВАЗ-21124;

  • Изучить характерные неисправности ГБЦ двигателя ВАЗ 21124;

  • Изучить процесс замены направляющих клапанов двигателя ВАЗ 21124;

  • Сделать соответствующие выводы.

Особенности устройства двигателя ВАЗ 21124 (1,6i)


Двигатель ВАЗ 21124 - 16-клапанный, объемом 1,6 литра, разработан на базе двигателя ВАЗ 2112. Диаметр цилиндра - 82 мм, ход поршня - 75,6 мм; степень сжатия - 10,3; мощность 89 л.с.

Двигатель ВАЗ 21124 (Рис. 1) имеет увеличенный по высоте на 2,3 мм блок цилиндров и оригинальный коленвал. На днищах поршней выполнены более глубокие выточки, что несколько снижает степень сжатия, но исключает вероятность удара поршня по клапанам. Головка блока цилиндров подверглась модернизации: направляющие трубы свечей зажигания выполнены непосредственно в головке блока. Ресивер и впускной трубопровод - неразъемные, выполнены из пластмассы единым блоком. Выпускной коллектор - стальной, совмещен с катализатором (каталитическим нейтрализатором). Его соединение с головкой уплотняется двухслойной металлической прокладкой. Модуль зажигания заменен четырьмя катушками зажигания, установленными в свечных колодцах. Передняя крышка ремня ГРМ без контрольного окна и разделена на две части.




Рис. 1 Поперечный разрез двигателя ВАЗ 21124 (1,6i): 1 - пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - коленчатый вал; 3 - масляный фильтр; 4 - каталитический коллектор; 5 - насос охлаждающей жидкости; 6 - поршень; 7 - прокладка каталитического коллектора; 8 - датчик концентрации кислорода; 9 - свеча зажигания; 10 - клапан выпускной; 11 - головка блока цилиндров; 12 - распределительный вал выпускных клапанов; 13 - корпус подшипников распределительных валов; 14 - крышка головки блока цилиндров; 15 - впускной модуль; 16 - впускной клапан; 17 - катушка зажигания; 18 - гидротолкатель; 19 - распределительный вал впускных клапанов; 20 - форсунка; 21 - топливная рампа; 22 - диагностический штуцер топливной рампы; 23 - прокладка головки блока цилиндров; 24 - поршневые кольца; 25 - поршневой палец; 26 - блок цилиндров; 27 - штуцер системы вентиляции картера; 28 - шатун; 29 - шатунные вкладыши; 30 - маховик; 31 - прокладка поддона картера; 32 - маслозаборник; 33 - поддон картера двигателя

Блоки цилиндров двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 различаются отверстиями с резьбой под винты крепления головки блока: в блоке ВАЗ-21114 выполнены отверстия с резьбой М12 x 1,25 мм, а в блоке ВАЗ-21124 – отверстия с резьбой М10 x 1,25 мм.



Коленчатые валы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 одинаковы. По сравнению с коленчатыми валами двигателей предыдущих моделей они имеют увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм. Остальные параметры коленчатых валов нового образца остались прежними. Отличить их можно по маркировке.



Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 отличается от головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112 только увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод, поэтому ее можно установить и на двигатель ВАЗ-2112 (но не наоборот)



На двигатель ВАЗ-21124 устанавливаются поршни с лунками в днище под тарелки клапанов, увеличенными в глубину до 6,5 мм.




Лунки практически предотвращают возможность соударения клапанов и поршней при обрыве ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).

Распределительные валы шестнадцатиклапанного двигателя остались без изменений.



Метки на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-21124 смещены на два градуса относительно расположения меток на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-2112.

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 не имеет площадки для крепления модуля зажигания, и в ней выполнены резьбовые отверстия для крепления катушек зажигания. Также на двигателе ВАЗ-21124 применена новая крышка маслозаливной горловины – пластмассовая, с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124. Стрелками показаны отверстия с резьбой для крепления индивидуальных катушек зажигания для каждого цилиндра



На двигателе ВАЗ-21124 вместо ресивера и впускного коллектора двигателя ВАЗ-2112 устанавливается неразборный впускной трубопровод, также выполненный из пластмассы.

Остальные размеры деталей, устройство, принципы работы и ремонта двигателя ВАЗ-21124 аналогичен двигателю ВАЗ-2112.

Отдельные элементы систем охлаждения, питания, управления двигателем и выпуска отработавших газов двигателя ВАЗ-21124 имеют новую конструкцию и не взаимозаменяемы с элементами аналогичных систем двигателя ВАЗ-2112.

Схема привода распредвалов двигателя ВАЗ 21124.



Рис. 2. Схема привода распредвалов двигателя ВАЗ 21124: 1 — зубчатый шкив коленвала двигателя; 2 — прилив на крышке масляного насоса; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 — натяжной ролик; 5 — зубчатый шкив распредвала выпускных клапанов; 6 — задняя крышка ремня; 7 — зубчатый шкив распредвала впускных клапанов; 8 — направляющий ролик; 9 — зубчатый ремень; А — метка ВМТ на зубчатом шкиве коленвала; В — метка на крышке масляного насоса; С, F — метка на задней крышке; D — метка на зубчатом шкиве распредвала выпускных клапанов; Е — метка на зубчатом шкиве распредвала впускных клапанов.

Характерные неисправности газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124


Основными неисправностями газораспределительного механизма (ГРМ) являются:

  • нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором);

  • износ подшипников, кулачков распределительного вала;

  • неисправности гидрокомпенсаторов;

  • снижение упругости и поломка пружин клапанов;

  • зависание клапанов;

  • износ и удлинение ремня привода распределительных валов;

  • износ зубчатого шкива привода распределительного вала;

  • износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;

  • нагар на клапанах.

Причины появления неисправностей газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124

Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ (они, в основном, аналогичны причинам неисправностей кривошипно-шатунного механизма):

выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;

нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах.

Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». К счастью, данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.

Отдельно необходимо сказать о неисправностях гидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов.

Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям. Зачастую конкретная неисправность устанавливается непосредственным осмотром конструктивных элементов ГРМ со снятием крышки головки блока цилиндров.


Большинство неисправностей газораспределительного механизма приводит к нарушениям фаз газораспределения, при которых двигатель начинает работать нестабильно и не развивает номинальной мощности.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности газораспределительного механизма двигателя ВАЗ 21124

Признаки

Неисправности

  • металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах;

  • снижение мощности двигателя

  • нарушение теплового зазора клапанов;

  • износ подшипников, кулачков распределительного вала

  • металлический стук в головке блока цилиндров на холодном двигателе;

  • снижение мощности двигателя

  • неисправности гидрокомпенсаторов

  • шум в районе привода распределительного вала;

  • выстрелы в глушитель

  • износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;

  • износ зубчатого шкива привода

  • синий дым отработавших газов;

  • снижение уровня масла в картере двигателя;

  • снижение мощности двигателя

  • износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;

  • неисправности КШМ

  • звонкие металлические стуки (детонационные стуки) при разгоне автомобиля;

  • работа двигателя с перебоями

  • нагар на клапанах;

  • неисправности КШМ;

  • бензин низкого качества

  • кратковременные провалы в работе холодного двигателя;

  • снижение мощности двигателя;

  • перегрев двигателя

  • снижение упругости и поломка пружин клапанов;

  • зависание клапанов


Проверка технического состояния клапанного механизма

Седла клапанов. Форма фасок седел клапанов показана на рисунке. 4. На рабочих фасках седел (зона контакта с клапанами) не