Файл: Художественная культура xix в Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина Культурология

Контрольная работа

Тема:
Художественная культура XIX в


Содержание

Стр.
Введение………………………………………………………………...1

Зарождение романтизма………………………………………………2

Художественный метод романтизма………………………………..2

Признаки и особенности романтических произведений…………4

Критический реализм…………………………………………………6

Реалистический художественный метод……………………………7

Особенности русского реализма……………………………………..8

Живопись…………………………………………………………..8

Скульптура и архитектура…………………………………….15

Музыка…………………………………………………………...15

Театр……………………………………………………………...17

Русский символизм………………………………………………….20

Европейский символизм…………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействие разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов.

Особенное значение для ее развития имела великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею великой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры того столетия характерен критицизм.


Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.

Помимо искусства, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусство, а также симфонические произведения.

В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи.

В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика. Чему способствовало изобретение литографии – гравюры на камне.

Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стиле. Методов и форм, которые менялись почти каждое десятилетие.

Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню музыкального искусства первенствовала Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству – Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.

Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. В XIX веке по сравнению с XVIII, успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества – царили электика и заимствование прежних архитектурных стилей.

То же произошло и с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного в XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.

Несмотря на разнообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.

Художественной культуре все в большей степени становятся присущи философизм и символизм, возникновение новых школ и течений. Углубляется разрыв между элитарной и массовой культурой
Зарождение романтизма
Романтизм складывается около 1795 г. практически одновременно в Германии, Англии, Франции, к этому же году относится и появле­ние термина (в трудах Ф. Шлегеля) для обозначения нового художе­ственного направления, ориентирующегося на литературу христиан­ской Европы (Данте, Шекспир, Кальдерон, Гёте), а не на античные образцы.

В 1810-1820-е гг. возникает мощное романтическое движе­ние в_литературе (Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне в Германии, Дж. Н. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, В. Скотт в Англии, А. Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго во Франции, А. Мандзони, Дж. Леопарди

в Италии, А. Мицкевич в Польше), музыке (Ф. Шуберт в Австрии, Н. Паганини в Италии, К. М. Фон Вебер в Германии), живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции, Дж. Констебл в Англии, К. Д. Фридрих в Германии). В 1830-1840-е гг. романтизм достигает зрело­сти, в искусство входят Жорж Санд, А. де Мюссе, Р. Шуман, Г. Бер­лиоз, Г. Доницетти, В. Беллини, Ф. Шопен, Ф. Лист, У. Тернер и другие выдающиеся представители этого направления. Во второй по­ловине века романтизм вступает в позднюю стадию своего развития, однако «Отверженные» В. Гюго (1862) и оперы Р. Вагнера показывают его огромные возможности и в это неблагоприятное для него время.
Художественный метод романтизма
В основе художественного метода романтизма лежит двоемирие — представление о противоположности идеала и действительности. Сами эти понятия не новы для искусства. Но романтики по-новому пони­мают и идеал, и действительность, и их противоположность. Они от­рицают классицистическое представление о том, что идеал постижим, конкретен, достижим и уже был достигнут в античном искусстве, из чего вытекал способ его воплощения через подражание античным об­разцам. Для романтиков идеал — это нечто столь же прекрасное, со­вершенное, но абсолютное, таинственное, туманное, непостижимое разумом и недостижимое. Напротив, действительность конкретна, низка, безобразна и преходяща, она достойна только отрицания. Про­тиворечие между идеалом и действительностью абсолютизируется, это непреодолимая пропасть. Отсюда понимание цели искусства: «Искус­ство не есть изображение реальной действительности, а искание иде­альной правды» (Жорж Санд).

Приблизиться к постижению идеала нельзя с помощью разума и науки, он доступен только интуиции и искусству. Из этого представления вытекает особая миссия художни­ка — нового вождя человечества — и особый способ его существования и творческой деятельности: художник не подчиняется никаким пра­вилам, он свободен, главное — это талант и вдохновение. Абсолют­ность идеала приводит к абсолютизации моральных категорий (добра и зла), титанизму романтических образов в противовес ничтожности толпы. Романтизм типизирует через исключительное, через неповто­римую индивидуальность (что приводит к развитию романтического психологизма, позволяющего раскрывать внутренний мир человека с невиданной степени индивидуализации, но человека романтического, исключительного).
Виктор Гюго, в «Предисловии к "Кромвелю"» (1827) изложивший программу французского романтизма, говорил об искусстве как зеркале, но не простом, а концентрирующем. Этот об­раз хорошо передает принцип типизации через исключительное.

Действительность относительна и преходяща — и романтики вы­двигают необычайно важное положение для всей культуры XIX в.:

«Прекрасно то, что ново». Не случайно один из основоположников немецкого романтизма Фридрих фон Гарденберг взял себе псевдоним Новалис (novalis — лат. «целина, новь»).

Другое следствие — развитие принципа историзма. Романтический историзм (в произведениях В. Скотта и несколько иначе у французов Виньи и Гюго) порывает с представлением об истории как источнике примеров, образцов, уроков для современности; возникает интерес к историческим эпохам как таковым, прежде всего переломным, когда становится очевидным действие законов развития общества, значение народных движений — при том что темную, аморфную массу должен направлять романтический герой — вождь; для романтиков характе­рен показ иного, чуждого, не совпадающего с современным мира и людей в их обыденной жизни («исторический колорит», «местный колорит», ориентализм и т. д.). Но действительность также низка, консервативна, поэтому для романтиков прекрасно то, что не соответ­ствует действительности, — фантастическое.

Яркий пример воплощения в искусстве идеи романтического двоемирия — балет А. Адана «Жизель», поставленный в парижской Ко­ролевской академии музыки 28 июня 1841 г. Основной автор либрет­то Теофиль Готье разделил балет на два акта, в первом события раз­ворачиваются в реальном плане, во втором — в фантастическом (душа Жизель, умершей от несчастной любви к Альберу, спасает воз­любленного, пришедшего к ее могиле и попавшего во власть безжало­стных вилис — душ таких же в прошлом несчастных девушек). Что­бы подчеркнуть различие двух миров, балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро поставили во втором акте исполнительницу партии Жизель К. Гризи на пуанты, в то время как в первом акте она танцевала на полупальцах (пуанты, позволяющие танцевать на кончиках пальцев, впервые применила выдающаяся итальянская балерина Мария Тальони в парижской постановке балета Ж. Шнейцхоффера, осуществ­ленного ее отцом Ф. Тальони в 1882 г., хотя, возможно, раньше нее этот тип танца открыла А. И. Истомина, в 1830 г. уже переставшая танцевать балетные партии из-за болезни ног). Переход от полупаль­цев к пальцам — это переход из земного мира в потусторонний, при­зрачный, нематериальный, фантастический.


Романтики преодолевают пропасть между идеалом и действитель­ностью с помощью романтической иронии — универсального принци­па, сформулированного еще в канун века Фридрихом Шлегелем.

Ирония — это скрытая насмешка. Романтическая ирония — это двойная ирония: романтик насмехается над действительностью, пытаясь в своем произведении воплотить идеал; но как только произведение созда­но, оно тоже становится частью действительности и, следовательно, достойно насмешки. Однако ирония — это насмешка скрытая, она не выражается в очевидных формах высмеивания. Такой скрытой фор­мой насмешки над воплощаемой действительностью становится фан­тастика, гротеск (эта категория, разрабатывавшаяся немецкими мыс­лителями в XVI-XVII вв., у романтиков окончательно приобретает обобщенное значение: совмещение несоединимого), а над произведе­нием — разрушение его традиционных форм.

Романтики разрушают классицистическое представление об иерархии и чистоте жанров. В «Житейских воззрениях кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана (1820-1822) нарочито соединены текст, якобы написанный котом Мурром (вопло­щением филистерства) с фрагментами («макулатурными листами») из трагической истории музыканта Иоганнеса Крейслера с добавлениями предисловия кота для печати (подчеркивающего его скромность) и предисловия Не для печати (нахальной угрозы познакомить со своими когтями того, кто не примет гениального труда), а также предисловием и послесловием редактора.

Принцип двоемирия и романтическая ирония находят в романе Гофмана наглядное выражение. Трагиче­ское у романтиков переплетается с комическим, возвышенное — по контрасту — с низменным (образец такого подхода они находят в творчестве У. Шекспира, которому поклоняются, как богу искусства), композиция приобретает фрагментарный характер. Все эти особенно­сти находят обоснование в принципе романтической иронии.

Романтики разрушают не только чистоту жанров, но и чистоту ви­дов искусства, как бы доказывая, что содержание, передача которого доступна какому-либо виду, может быть передано средствами других искусств. Г. Э. Лессинг в просветительском трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) утверждал, что живопись не может передать то, что дано литературе, и наоборот. Романтики спо­рят с таким подходом. Они пишут программную музыку, то есть му­зыку, использующую средства литературы: персонажи, сюжет и т. д. Такова, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза