ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина Культурология
Контрольная работа
Тема:
Художественная культура XIX в
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………...1
Зарождение романтизма………………………………………………2
Художественный метод романтизма………………………………..2
Признаки и особенности романтических произведений…………4
Критический реализм…………………………………………………6
Реалистический художественный метод……………………………7
Особенности русского реализма……………………………………..8
Живопись…………………………………………………………..8
Скульптура и архитектура…………………………………….15
Музыка…………………………………………………………...15
Театр……………………………………………………………...17
Русский символизм………………………………………………….20
Европейский символизм…………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействие разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов.
Особенное значение для ее развития имела великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства. Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею великой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры того столетия характерен критицизм.
Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.
Помимо искусства, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусство, а также симфонические произведения.
В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи.
В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика. Чему способствовало изобретение литографии – гравюры на камне.
Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стиле. Методов и форм, которые менялись почти каждое десятилетие.
Развитие отдельных видов искусства осуществлялось неравномерно по странам. Если по масштабу и уровню музыкального искусства первенствовала Италия, Германия и Франция, то по литературному творчеству – Франция, Англия. Наивысшие достижения в живописи дали Франция и Испания.
Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. В XIX веке по сравнению с XVIII, успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества – царили электика и заимствование прежних архитектурных стилей.
То же произошло и с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного в XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.
Несмотря на разнообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.
Художественной культуре все в большей степени становятся присущи философизм и символизм, возникновение новых школ и течений. Углубляется разрыв между элитарной и массовой культурой
Зарождение романтизма
Романтизм складывается около 1795 г. практически одновременно в Германии, Англии, Франции, к этому же году относится и появление термина (в трудах Ф. Шлегеля) для обозначения нового художественного направления, ориентирующегося на литературу христианской Европы (Данте, Шекспир, Кальдерон, Гёте), а не на античные образцы.
В 1810-1820-е гг. возникает мощное романтическое движение в_литературе (Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне в Германии, Дж. Н. Г. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, В. Скотт в Англии, А. Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго во Франции, А. Мандзони, Дж. Леопарди
в Италии, А. Мицкевич в Польше), музыке (Ф. Шуберт в Австрии, Н. Паганини в Италии, К. М. Фон Вебер в Германии), живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции, Дж. Констебл в Англии, К. Д. Фридрих в Германии). В 1830-1840-е гг. романтизм достигает зрелости, в искусство входят Жорж Санд, А. де Мюссе, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Г. Доницетти, В. Беллини, Ф. Шопен, Ф. Лист, У. Тернер и другие выдающиеся представители этого направления. Во второй половине века романтизм вступает в позднюю стадию своего развития, однако «Отверженные» В. Гюго (1862) и оперы Р. Вагнера показывают его огромные возможности и в это неблагоприятное для него время.
Художественный метод романтизма
В основе художественного метода романтизма лежит двоемирие — представление о противоположности идеала и действительности. Сами эти понятия не новы для искусства. Но романтики по-новому понимают и идеал, и действительность, и их противоположность. Они отрицают классицистическое представление о том, что идеал постижим, конкретен, достижим и уже был достигнут в античном искусстве, из чего вытекал способ его воплощения через подражание античным образцам. Для романтиков идеал — это нечто столь же прекрасное, совершенное, но абсолютное, таинственное, туманное, непостижимое разумом и недостижимое. Напротив, действительность конкретна, низка, безобразна и преходяща, она достойна только отрицания. Противоречие между идеалом и действительностью абсолютизируется, это непреодолимая пропасть. Отсюда понимание цели искусства: «Искусство не есть изображение реальной действительности, а искание идеальной правды» (Жорж Санд).
Приблизиться к постижению идеала нельзя с помощью разума и науки, он доступен только интуиции и искусству. Из этого представления вытекает особая миссия художника — нового вождя человечества — и особый способ его существования и творческой деятельности: художник не подчиняется никаким правилам, он свободен, главное — это талант и вдохновение. Абсолютность идеала приводит к абсолютизации моральных категорий (добра и зла), титанизму романтических образов в противовес ничтожности толпы. Романтизм типизирует через исключительное, через неповторимую индивидуальность (что приводит к развитию романтического психологизма, позволяющего раскрывать внутренний мир человека с невиданной степени индивидуализации, но человека романтического, исключительного).
Виктор Гюго, в «Предисловии к "Кромвелю"» (1827) изложивший программу французского романтизма, говорил об искусстве как зеркале, но не простом, а концентрирующем. Этот образ хорошо передает принцип типизации через исключительное.
Действительность относительна и преходяща — и романтики выдвигают необычайно важное положение для всей культуры XIX в.:
«Прекрасно то, что ново». Не случайно один из основоположников немецкого романтизма Фридрих фон Гарденберг взял себе псевдоним Новалис (novalis — лат. «целина, новь»).
Другое следствие — развитие принципа историзма. Романтический историзм (в произведениях В. Скотта и несколько иначе у французов Виньи и Гюго) порывает с представлением об истории как источнике примеров, образцов, уроков для современности; возникает интерес к историческим эпохам как таковым, прежде всего переломным, когда становится очевидным действие законов развития общества, значение народных движений — при том что темную, аморфную массу должен направлять романтический герой — вождь; для романтиков характерен показ иного, чуждого, не совпадающего с современным мира и людей в их обыденной жизни («исторический колорит», «местный колорит», ориентализм и т. д.). Но действительность также низка, консервативна, поэтому для романтиков прекрасно то, что не соответствует действительности, — фантастическое.
Яркий пример воплощения в искусстве идеи романтического двоемирия — балет А. Адана «Жизель», поставленный в парижской Королевской академии музыки 28 июня 1841 г. Основной автор либретто Теофиль Готье разделил балет на два акта, в первом события разворачиваются в реальном плане, во втором — в фантастическом (душа Жизель, умершей от несчастной любви к Альберу, спасает возлюбленного, пришедшего к ее могиле и попавшего во власть безжалостных вилис — душ таких же в прошлом несчастных девушек). Чтобы подчеркнуть различие двух миров, балетмейстеры Ж. Коралли и Ж. Перро поставили во втором акте исполнительницу партии Жизель К. Гризи на пуанты, в то время как в первом акте она танцевала на полупальцах (пуанты, позволяющие танцевать на кончиках пальцев, впервые применила выдающаяся итальянская балерина Мария Тальони в парижской постановке балета Ж. Шнейцхоффера, осуществленного ее отцом Ф. Тальони в 1882 г., хотя, возможно, раньше нее этот тип танца открыла А. И. Истомина, в 1830 г. уже переставшая танцевать балетные партии из-за болезни ног). Переход от полупальцев к пальцам — это переход из земного мира в потусторонний, призрачный, нематериальный, фантастический.
Романтики преодолевают пропасть между идеалом и действительностью с помощью романтической иронии — универсального принципа, сформулированного еще в канун века Фридрихом Шлегелем.
Ирония — это скрытая насмешка. Романтическая ирония — это двойная ирония: романтик насмехается над действительностью, пытаясь в своем произведении воплотить идеал; но как только произведение создано, оно тоже становится частью действительности и, следовательно, достойно насмешки. Однако ирония — это насмешка скрытая, она не выражается в очевидных формах высмеивания. Такой скрытой формой насмешки над воплощаемой действительностью становится фантастика, гротеск (эта категория, разрабатывавшаяся немецкими мыслителями в XVI-XVII вв., у романтиков окончательно приобретает обобщенное значение: совмещение несоединимого), а над произведением — разрушение его традиционных форм.
Романтики разрушают классицистическое представление об иерархии и чистоте жанров. В «Житейских воззрениях кота Мурра» Э. Т. А. Гофмана (1820-1822) нарочито соединены текст, якобы написанный котом Мурром (воплощением филистерства) с фрагментами («макулатурными листами») из трагической истории музыканта Иоганнеса Крейслера с добавлениями предисловия кота для печати (подчеркивающего его скромность) и предисловия Не для печати (нахальной угрозы познакомить со своими когтями того, кто не примет гениального труда), а также предисловием и послесловием редактора.
Принцип двоемирия и романтическая ирония находят в романе Гофмана наглядное выражение. Трагическое у романтиков переплетается с комическим, возвышенное — по контрасту — с низменным (образец такого подхода они находят в творчестве У. Шекспира, которому поклоняются, как богу искусства), композиция приобретает фрагментарный характер. Все эти особенности находят обоснование в принципе романтической иронии.
Романтики разрушают не только чистоту жанров, но и чистоту видов искусства, как бы доказывая, что содержание, передача которого доступна какому-либо виду, может быть передано средствами других искусств. Г. Э. Лессинг в просветительском трактате «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766) утверждал, что живопись не может передать то, что дано литературе, и наоборот. Романтики спорят с таким подходом. Они пишут программную музыку, то есть музыку, использующую средства литературы: персонажи, сюжет и т. д. Такова, например, «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза