Файл: Художественная культура xix в Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(1830). Поэты утверждают принцип живописности (Байрон, Гюго), художни­ки ищут средства передать движение на полотне (Делакруа, Тернер).

Складывается романтический стиль, коснувшийся не только ис­кусства, но даже и манеры мыслить и чувствовать, его черты обна­руживаются в социальных утопиях и в экономических теориях, в ис­тории и в палеонтологии, в революционных движениях и государст­венной политике.
Признаки и особенности романтических произведений
Романтизм - это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы - РОМАНТИЗМА.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев - в мистике; у англичан - в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов - в необычных историях. Что объединило все это в одно течение - романтизм?

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Теперь обратимся к сентиментализму. Он показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.


Мне бы хотелось обратиться к заслугам романтизма. Романтизм продвинул продвижение нового времени от классицизма и сентиментализма. Он изображает внутреннюю жизнь человека. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: (1) до столкновения с реальностью; он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира. (2) после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Хочу заметить что в каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чайльд-Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Теперь мне бы хотелось поговорить о признаках романтического произведения.

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говориться что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.
Критический реализм

Реализм (позже названный критическим реализмом) — вторая ве­дущая художественная система в искусстве XIX в. Он складывается в начале столетия. Его обнаруживают в памфлетах П. Л. Курье, в ча­стности в «Петиции двум палатам» (1816), в «Песнях» П. Ж. Беран­же (1821), обратившегося к живой современности и, в противовес ро­мантикам утверждавшего: «Чтобы быть правдивым, не надо браться за исключения». Выявлен переход на позиции реализма в творчестве Байрона («Дон Жуан»), Гейне, Вальтера Скотта и других крупней­ших представителей романтизма. Реализм развивается параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним, в 1820-е гг. реалисты включаются в романтическое движение. В 1830-1840 гг. реализм окончательно обретает свое лицо, но плодотворно взаимодействует с романтизмом. Их противостояние возникает в середине века.



Наиболее значительны достижения реализма в литературе, прежде всего в прозе (А. М. Стендаль, О. Бальзак, П. Мериме во Франции, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей в Англии), в живописи (французские ху­дожники О. Домье, Г. Курбе). Во второй половине века наряду с про­должающими писать Диккенсом и Теккереем выдвигается новый ли­дер реалистической литературы — французский писатель Гюстав Флобер. Возникает «искренний реализм». Реалистические очерки, рассеянные по многочисленным газетам и журналам Европы, сатири­ческие карикатуры, песни, драмы реалистического толка и т. д. соз­дают фон для этих классиков реализма.

Характерная способность: романтизм начинается с формулирова­ния теории, создания термина для определения возникающего на­правления, реализм же, напротив, с художественного творчества. Классики реализма первой половины века не называют себя реали­стами. Так, Стендаль считал себя романтиком, Бальзак относил свое творчество к эклектическому направлению (в которое включал и Жорж Санд). Даже и в конце века такой авторитетный литературо­вед, как Эмиль Фаге, относил Стендаля к классицизму, неизбежно признавая его второстепенным автором, и резко критиковал эклекти­ческий стиль Бальзака, не осознавая специфики реалистического ис­кусства. Термин «реализм», зафиксированный во французском языке с 1803 г., первоначально характеризовал философию Платона, утвер­ждавшего реальность идей, а также средневековое учение о реально­сти универсалий (в споре реалистов и номиналистов, слово «реалист» в этом значении употреблялось французами с 1587 г.). В новое со­держание, связанное с обозначением художественного направления, термин обрел в 1856-1857 гг., когда во Франции Шанфлери (псевдо­ним Жюля Юссона) выпустил сборник статей «Реализм», а его сорат­ник Луи Эмиль Эдмон Дюранти вместе с критиком А. Ассеза выпус­тил 6 номеров журнала под тем же названием. Тогда же романтиче­ская писательница Жорж Санд опубликовала статью «Реализм» (1857), в которой со всей определенностью обозначилась противопо­ложность позиций романтиков и реалистов.


Реалистический художественный метод



Огромную роль в развитии нового художественного метода сыграли достижения науки XIX в., что подчеркивает культурные взаимосвязи различных сфер духовной жизни европейцев. Сравнивая отношение романтика и реалиста к какому-либо факту социальной несправедли­вости, можно заметить, что романтик выразил бы свое возмущение, а реалист , прежде всего попытался бы раскрыть причины, породившие этот факт, то есть подошел бы к нему с позиций науки. Отсюда кри­тический характер реалистического искусства, нередкое обращение к сатире, столь ярко проявившееся в «Ярмарке тщеславия» У. М. Теккерея (с подзаголовком «Роман без героя»), в романах Ч. Диккенса, карикатурах О. Домье, песнях П. Ж. Беранже, стихах и поэмах Г. Гейне.

Значительный след в сознании реалистов оставил метод Кювье. Так, П. Мериме писал И. С. Тургеневу (10.XII.1868): «Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельнейший анализ исторического пер­сонажа. Мне кажется, можно добиться воссоздания человека минув­ших эпох способом, аналогичным тому, каким воспользовался Кювье для восстановления мегатерия и многих вымерших животных. Зако­ны аналогии так же непререкаемы для внутреннего облика, как и для внешнего». Возможность «по когтю восстановить льва» лежит в основе реалистической типизации (через частное давать общее), опре­деляет значимость реалистической детали.

Учение об эволюции видов, развивавшееся в первой половине века Жоффруа Сент-Илером, координируется с реалистической идеей раз­вития, а также с идеей видов (социальных типов). Не случайно самое крупное достижение европейского реализма — «Человеческая коме­дия» О. Бальзака, включающая в себя 95 произведений, была посвя­щена Жоффруа Сент-Илеру. В манифесте реалистического искусст­ва — «Предисловии к "Человеческой комедии"» (1841) Бальзак пи­сал: «Живое существо — это основа, получившая свою внешнюю форму, или, если говорить более точно, отличительные признаки сво­ей формы в той среде, где ему назначено развиваться. Животные ви­ды определяются этими различиями. Распространение и защита дан­ной системы, согласованной, впрочем, с теми представлениями, кото­рые мы создаем себе о божественной власти, будет вечной заслугой Жоффруа Сент-Илера... Проникнувшись этой системой, еще до воз­никновения тех споров, которые она возбудила, я понял, что в этом отношении общество подобно природе. Не создает ли общество из че­ловека, соответственно среде, где он действует, столько же разнооб­разных видов, сколько их существует в животном мире? Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, коммерсантом, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя несколько труднее уловимо, как то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, воро­на, акулу, тюленя, овцу и т. д. Стало быть, существуют и всегда бу­дут существовать виды в человеческом обществе, так же, как сущест­вуют они в животном царстве».


Велико и влияние истории, трудов Гизо, Тьерри, Тьера, сформули­ровавших представление о классах и их борьбе. Реалисты развивают новый тип историзма, опираясь на эти открытия.

Диалектика Гегеля координируется с диалектическим изображени­ем жизни в борьбе противоречий у писателей-реалистов. Не пошли они и против философии позитивизма. «Искренний реализм» 1850-х гг. (Г. Курбе, Шанфлери, Дюранти) в духе философии О. Конта отрицал право художника на выход за пределы собственного опыта, главным принципом искусства объявляя «искренность», достоверность воспро­изводимого куска жизни.

Зерно реалистического метода и главное открытие реалистов точно определил Ф. Энгельс в письме к английской писательнице Маргарет Гаркнесс (апрель 1888 г.): «...Реализм предполагает, помимо правди­вости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Как это ни парадоксально, самое значи­мое слово в этой фразе — «в». И типические характеры, и типиче­ские обстоятельства в искусстве уже встречались.

В произведениях реалистов второй половины века можно обнаружить зародыши художественных направлений рубежа XIX-XX вв. - натурализма и импрессионизма, символизма.


Особенности русского реализма
Живопись
События Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи, поражение, несмотря на героические усилия русских солдат, обнажили кризис самодержавно-крепостнического строя, главного виновника отсталости страны, бедствий и страданий народа. По всей стране идут выступления крестьян, испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков, главным среди которых был сам царь. Начиная с 1850 г. бунты и возмущения принимают угрожающий для существующего строя размах. В России назревала революционная ситуация. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала очевидной для правящих кругов. Наконец 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене ненавистного народу крепостного права.

Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели старых принципов и правил в искусстве. Представители нового метода в искусстве - критического реализма, распространившегося в России во второй половине XIX в., призывали бороться с угнетением и деспотизмом, с безнравственностью современного им социального строя. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности", где отрицалось превосходство искусства над жизнью и были сформулированы основные требования нового поколения к искусству.