ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой. Однако, наиболее характерна поэзия.
Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения.
Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные проблемы общественной жизни.
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953). Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911).
1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-политической жизни России.
Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и другие– это группа «старших» символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов – А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, А. Блок и др.
В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства – «...создание вселенского духовного организма», что художественное произведение это – изображение предмета и явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение вершин символизма как искусства с мистикой».
Признание, что существуют «миры иные», что искусство должно стремиться их выразить
, определяет художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Это – «...мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника
Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.
Символ – это эхо, намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова, «И светлых глаз темна мятежность» у Вяч. Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День – жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката».
Очень большое значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха.
Революция 1905 г. нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.
С ужасом встретил 1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им «грядущего хама». Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.
К десятым годам ХХ века символизм нуждался в обновлении. «В недрах самого символизма,– писал В. Брюсов в статье «Смысл современной поэзии»,– возникали новые течения, пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы, чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным».
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм закончил свой круг развития и теперь падает». На смену ему пришел акмеизм (от греч. «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М. Городецкий (1884 – 1967). В новую поэтическую группу вошли А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин и др.
Европейский символизм
Как новое направление в искусстве символизм сложился в Европе в конце XIX – начале XX вв. Наиболее крупными представителями французского символизма были поэты
Поль Верлен (1844-1896), Стефан Малларме (1842-1898), Артур Рембо (1854-1891) и др.
Символизм получил распространение и в других странах: В Германии – в творчестве С. Георге (1868-1933), В Австрии – Г. Гофмансталя (1874-1923) и Р. М. Рильке (1875-1926), в Бельгии – М. Ментерлинка (1862 –1949), Жоржа Роденбаха (1855-1898).
Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте. Здесь уже со всей определенностью проявились ведущие тенденции современного искусства – тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым и духовным ценностям, мистицизм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В развитии западноевропейской культуры XIX век – это период появления произведений различных направлений в культуре, ставших огромным достоянием культуры и завоеванием человеческого гения, хотя условия развития были сложными и противоречивыми.
Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию, ее результаты, религиозный аспект.
Наиболее значительные достижения в области искусства связаны с литературой, музыкой, живописью, оперой, балетом, популярен цирк. Заметно скромнее по сравнению с XVII-XVIII вв. достижения архитектуры, в которой доминирует эклектика художественных форм, скульптуры, в известной степени драматического театра, где царят мелодрама и водевиль.
Широкое развитие получает «низовое» искусство – «бульварный роман», роман-фельетон, мелодрама, водевиль, пантомима и т.д. Дитя века – новый вид развлекательного искусства, оперетта.
Главные художественные системы, получившие развитие в искусстве XIX в. – романтизм и реализм. Во второй половине века возникает «искренний реализм», закладываются основы натурализма и других направлений.
Складываются литературоведение, искусствознание, художественная критика как особые отрасли духовной культуры.
Развитие производство означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без образования. Просвещение способствовало упразднению многих
средневековых пережитков в сфере права, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества.
Таким образом, индустриальное устройство означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культур общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние на развитии литературы и искусства Западной Европы.
Список использованной литературы
-
Культурология: Учебник для студ. техн. Вузов/Колл. Авт.: Под. Ред. Н.Г. Багдасарьян – М.: Высш. шк., 1998. – 511 с.
-
Культурология: История мировой культуры: Учеб. для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001 г. – 600 с.: илл. Цв.
-
Розин В.М.
Введение в культурологию. Учебник для высшей школы – М.: издательский дом «ФОРУМ», 1997, - 224 с.
-
Гуревич П.С.
Культуролоия : Учебник.- 3-е изд. Перераб и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агентство «Кафедра – М», 1999. – 288 с.