Файл: Творческая часть 1 Общие сведения об архитектуре 2 Понятие о классическом стиле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу, и в период архаики претерпела значительные изменения. Греки считали храм жилищем божества и при его сооружение исходили из главного помещения царского дворца - мегарона.

Города архаического периода, как правило состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с рыночной и общественной площадью - горой.

Храм обычно возводился в центре городской площади или на акрополи, занимая подчеркнуто господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток к утреннему солнцу. Простейшим и древнейшим типом (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый “храм в антах”. Храм в антах развивает формы мегарона. Свое название храм получил от выступающих вперед стен портика - антов. Он состоял из небольшого помещения - наоса, прямоугольного в плане, открытого на восток, имел двускатную кровлю, покрытою керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма был рассчитан на восприятия с одного фасада; позднее он использовался лишь для небольших сооружений (например, для сокровищниц в Дельфах).

Более совершенным типом был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны, то есть простиль имеет один открытый портик, опирающийся на колонны, заменившие анты. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где располагался вход в сокровищницу.

Периптер - тип храма с колоннадой по всему периметру, получил наибольшее распространение в греческой архитектуре, поскольку наилучшим образом отвечал идее кругового обзора сооружения. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность.

С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, затем и остальные элементы здания - деревянные колонны и перекрытия - заменяются каменными. При этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся в камень.

Тектоника стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий. В результате длительной эволюции здесь сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй.

Художественно переработанная логика стоечно-балочной конструкции заложена в основу древнегреческого архитектурного ордера. Пропорциональными соотношениями основных элементов ордера: колонн и балочного перекрытия - антаблемента - архитекторы Древней Греции умели создать образ легкого, изящного здания или монументального сооружения, в котором подчеркивалась напряженная работа колонн, несущих тяжелое строение крыши. Выразительность ордена основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоничном соотношении частей, образующих единое целое.


В архаический период происходит переход от сырцовой кладки к каменной, складываются дорический и ионический ордера, что соответствовало двум местным направлением в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический - с культурой островной и малоазийской Греции.

Дорический храм имел массивное каменное основание - стереобат, который обычно состоял из трех ступеней. Верхняя ступень и вся поверхность стереобата называется стилобатом и служит как бы постаментом для храма. В храме - это прямоугольник. На нем т размещается собственно храм, включающий небольшой пронаос (преддверие храма) и наос (святилище) - прямоугольное помещение, освещенное через световые люки потолка.

Иногда позади наоса располагалось маленькое помещение - опистодом с выходом в сторону заднего фасада.

Древнейшие из сохранившихся дорических сооружений греков - храмы на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н.э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н.э.) - земледельческих колониях греков.

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет каннелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершения колонн в архитектуре Эгейского мира.

Классический период

С первых десятилетий V в. до н.э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусства.

В начале V в. до н.э. греко-персидские войны заканчиваются победой Греции, закрепившей преимущества прогрессивного экономического уклада греков, более передового по сравнению с восточными деспотиями общественного устройства. Военно-политические и экономические успехи способствовали возвышению и расцвету Афин, Спарты, Сиракуз.
1.2 Понятие о классическом стиле

Часто употребляется выражение «классический стиль», «интерьер стилизован под классику» и др. Но каждый определяет эти понятия по-разному. Как появился классицизм, какие черты ему свойственны и каков он - «современный классицизм»?

Истоки классицизма лежат в Древней Греции. Классицизм возник как течение в искусстве, в котором утверждались эстетические нормы древнегреческой классики V века до н.э. Это течение явилось реакцией на распространение эллинизма в Греции. Ведь после завоеваний Александра Македонского в Азии, на обломках его огромной империи, в птолемеевском Египте, Сирии, Персии преобладающее значение обрели тенденции к грандиозности, внешней эффектности архитектуры, гигантомании, показной пышности и богатству в оформлении интерьеров. Это соответствовало идеологии восточных деспотических монархий, но порождало неприятие «классических греков».

В XVI веке в период итальянского Возрождения в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. Красота и изящество становятся заботой архитекторов наряду с практичностью и удобством.

Затем, уже в следующем веке, искусство Ренессанса распространилось на всем континенте. В интерьерах французской знати классицизм утвердился в полной мере и отличался стройной, симметричной композицией со стремлением к внушительности, парадности и декоративному блеску интерьеров. Английская же классика отличлась некоторой сухостью - сдержанные и холодные формы соответствовали размеренному укладу жизни английской аристократии.

В XVIII веке классицизм "завоевал" и Россию, став одним из самых распространенных направлений в архитектуре последующих времен. У нас это спокойные, прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид интерьера, выверенные пропорции, гармоничность и тонкий художественный вкус.

С годами представления о классическом стиле менялись. По мнению архитекторов, сейчас классицизмом принято называть стиль дома, у которого есть колонны, прослеживается ось симметрии и видны четкие линии построения формы.

Для интерьеров в стиле классицизма свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами, колоннами и полуколоннами, лепниной. Пол отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, окна драпируются шторами. Элементы отделки, лепнины иногда "золотятся".


Мебель из массива благородных пород дерева добротная и респектабельная, изящная, но не вычурная. В качестве декоративного оформления используется сама фактура и натуральный цвет древесины ценных пород: вишни, карельской березы, ореха. Мебель часто украшается инкрустацией редкими породами дерева, например, розовым и лимонным. Аксессуары -- светильники и люстры, скульптура и антикварные вещи -- солидны и сдержанны в декоре. Украшением интерьера служат фарфор, картины, зеркала и, конечно же, книги.

Классическая мебель рассчитана на спокойных и солидных людей, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и, как произведение искусства, передается по наследству.

Цветовое решение интерьера - это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели.

Ванная комната в классическом интерьере оформляется в теплых оттенках бежевого цвета и смотрится очень торжественно. Позолоченные краны, стены и пол отделаны мрамором.

Современное жилье помимо соответствия стилю и красоте должно удовлетворять требованиям информационного века. Куда, например, деть в классическом интерьере телевизор, видеомагнитофон и прочую технику, без которой не обойтись? Ведь в классическом интерьере не должно быть ничего лишнего. Поэтому создающие современную мебель мастера, встраивают выдвижной блок для телевизора и видеомагнитофона, ящики для деловых папок и кассет. Возможен вариант, когда техника "прячется" дизайнером в специальную нишу в стене. Так достигается гармония классического стиля с требованиями современного комфорта и уюта в доме.

Классический интерьер в современном варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое
1.2.1 Классический стиль. Архитектура

Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Такие понятия, как общество и личность, человек и природа, стихия и сознание, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими, что сближает его (при сохранении всех кардинальных общемировоззренческих и стилистических различий) с барокко, также проникнутым сознанием всеобщего разлада, порождённого кризисом ренессансных идеалов.


Обычно различают классицизм 17 в. и классицизм 18-начала 19 вв. (последний в зарубежном искусствознании часто именуется неоклассицизмом), но в пластических искусствах тенденции классицизма наметились уже во 2-й половине 16 в. в Италии - в архитектурной теории и практике Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио; более последовательно - в сочинениях Дж.П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах академистов болонской школы.

Однако в 17 в. классицизм, развивавшийся в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В лоне французской художественной культуры преимущественно формировался и классицизм 18 в., ставший общеевропейским стилем. Лежащие в основе эстетики классицизма принципы рационализма (те же, что определили филосовские идеи Р. Декарта и картезианства) обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени. Придавая огромное значение общественной функции искусства, классицизм выдвигает новые этические нормы, формирующие образ его героев: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила и нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров - от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.

Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королеских академий - живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. Постоянное обращение архитекторов классицизма к наследию античной архитектуры подразумевало не только использование её отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники. Основой архитурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом.