Файл: Творческая часть 1 Общие сведения об архитектуре 2 Понятие о классическом стиле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Широко используя в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, мастера классицизма принципиально отъединяли иллюзорное пространство от реального. Градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах крепостей) концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль).

Во 2-й пол. 18 в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18 - нач. 19 вв.

Тектонической ясности архитектуры классицизма отвечает чёткая разграниченность планов в скульптуре и живописи. Пластика классицизма, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм. Момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластич. замкнутости и спокойной статуарности. В живописи классицизма основные элементы формы - линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика - к чистой линеарности); локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый - для ближнего, зелёный - для среднего, голубой - для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.

Интернациональным центром классицизма 18-начала 19 вв. стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации (немецкий живописец А.Р. Менгс, австрийский пейзажист Й.А. Кох, скульпторы - итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен. Для немецкого классицизма 18-начала 19 вв. в архре характерны строгие формы палладианца Ф.В. Эрдмансдорфа, "героический" эллинизм К.Г. Лангханса, Д, и Ф. Жилли.

В творчестве К.Ф. Шинкепя - вершине позднего немецкого классицизма в архитектуре - суровая монументальность образов сочетается с поиском новых функциональных решений. В изобразительном искусстве немецкого классицизма, созерцательном по духу, выделяются портреты А. и В. Тишбеинов, мифологические картоны А.Я. Карстенса, пластика И.Г. Шадова, К.Д. Рауха; в декоративно-прикладном искусстве - мебель Д. Рентгена. В английской архитектуре 18 в. господствовало палладианское направление, тесно связанное с расцветом загородных парковых усадеб (архитекторы У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс). Открытия античной археологии сказались в особом изяществе ордерного декора построек Р. Адама. В начале 19 в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Соун).


Национальным достижением английского классицизма в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города, смелые градостроительные начинания в духе идеи городского-сада (архитекторы Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш). В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве- керамика Дж. Уэджвуда и мастеров завода в Дерби.

В 18-начале 19 вв. классицизм утверждается также в Италии (арх. Дж. Пьермарини), Испании (арх. X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (арх. Г. Джефферсон. Дж. Хобан; живописцы Б. Уэст и Дж. С. Колли). В конце 1-й трети 19 в. ведущая роль классицизма сходит на нет; во 2-й половине 19 в. классицизм - один из псевдоисторических стилей эклектизма. Вместе с тем художественная традиция классицизма оживает в неоклассицизме 2-й половины 19-20 вв.

Расцвет русского классицизма относится к последней трети 18-1-й трети 19 вв., хотя уже в начале 18 в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма 17 в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем). Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры.

Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж.Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен, К.И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770 - 90-е гг.; В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.

Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах - крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н.А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги.

Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регул планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика "регулирования" городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.



Рубеж 18-19 вв. ознаменован крупнейшими градостроительными достижениями в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Ж. Тома де Гомон, позже К.И. Росси). На иных градостроительных началах формировалась "классическая Москва", застраивавшаяся в период её восстановления и реконструкции после пожара 1812 небольшими особняками с уютными интерьерами. Начала регулярности здесь были последовательно подчинены общей живописной свободе пространственной структуры города. Виднейшие зодчие позднего московского классицизма - Д.И. Жилярди, О.И. Бове, А.Г. Григорьев.

В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно связано с петербургской Академией Художеств (основана в 1757). Скульптура русского классицизма представлена "героической" монументально-декоративной пластикой, составлякнцей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, исполненными гражданского пафоса памятниками, элегически-просветлёнными надгробиями, станковой пластикой (И.П. Прокофьев, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновскии, С.С. Пименов, И.И. Теребенёв).

Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторического и мифологического жанров (А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмое, И.А. Акимов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, ранний А.А. Иванов). Некрые черты классицизма присущи также тонкопсихологическим скульптурным портретам Ф.И. Шубина, в живописи - портретам Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, пейзажам Ф.М. Матвеева.

В декоративно-прикладном искусстве русского классицизма выделяются художественная лепка и резьба в архитектуре, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр. Со 2-й трети 19 в. для изобразительного искусства русского классицизма всё более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм - так называемый "упадок", присущий каждому яркому периоду в искусстве.
.3.1 Возникновение и развитие классицизма

Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Как направление в искусстве этот стиль возник в Европе в 17 в. в результате влияния итальянского Возрождения. К этому времени искусство Ренессанса уже распространилось на континенте. Именно поэтому классицизм опирается на античное наследие и архитектуру Древнего Рима


Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи.

Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), Классицизм являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в Классицизме скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии).

Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства.

Эстетической ценностью для Классицизма обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике. классицизм- особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое,

Временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он - торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни. Воплощение возвышенных этических идей в адекватных им гармонически прекрасных формах сообщает произведениям, созданным по канонам Классицизма, оттенок утопизма, обусловливаемый также и тем, что эстетика Классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

В пластических искусствах предпосылки Классицизма зарождаются уже во 2-й половине 16в. В Италии - в архитектурной теории и практике А. Палладио, теоретических трактатах Виньолы, С. Серлио. Более последовательно, предпосылки Классицизма, выражены в сочинениях Дж. П. Беллори (17 в.), а также в эстетических нормативах, разработанных академистами болонской школы. Однако на всём протяжении 17 в. Классицизм, развивающийся во взаимодействии и полемике с барокко, лишь во французском искусстве превращается в целостную стилевую систему, а общеевропейским стилем становится в 18 - начале 19 вв.


Архитектуре Классицизма в целом присущи геометризм подчёркивание статических форм и логичность планировки, постоянное обращение к формам античной архитектуры - при этом имелось в виду не одно лишь следование отдельным ее мотивам и элементам, а постижение ее общих тектонических закономерностей. Основой архитектурного языка Классицизма становится ордер, в пропорциях и формах более близкий античности, чем в зодчестве предыдущих веков. Стены трактуются, как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы; архитектурный декор вводится таким образом, что никогда не «скрывает» общей структуры, но становится ее тонким и сдержанным аккомпанементом.

В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура. Градостроительство Классицизма генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию «идеального города»; в конце 18 - первой трети 19 вв. складываются новые приемы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природе, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Тектонической ясности архитектуры Классицизма соответствует строгая разограниченность пространственных планов в скульптуре и живописи. Пластика Классицизма, в которой преобладают замкнутые одноцветные объемы, обычно рассчитанные на фиксированную точку зрения, отличается сглаженной моделировкой и стабильностью форм.

В архитектуре, принципы Классицизма складываются в отмеченных ясностью ордерных членений и композиционных постройках Ф. Мансара, в восточном фасаде Лувра, созданном К. Перро, - наиболее чистом по стилю образце Классицизма 17 в., в творчестве Л. Лево, Ф. Блонделя.

Со 2-й половины 17 в. французский Классицизм вбирает в себя всё больше элементов барокко, что проявилось, в частности, в архитектуре и планировке Версаля (архитектор Ж. Ардуэн-Мансар и др., планировка парка - А. Ленотр). Закреплению доктрин Классицизма способствовало создание в Париже королевских академии живописи и скульптуры (1648) и академии архитектуры (1671), разработавших свод законов композиции и рисунка, нормы изображения эмоций, систему жанров в живописи и пропорций в архитектуре. В 17- начале 18 вв.

Классицизм распространяется также в зодчестве Голландии (архитектор Якоб ван Кампен, П. Пост), породившем особо сдержанный его вариант, в палладианской архитектуре Англии, где в строгом благородстве построек И. Джонса еще сохраняются отголоски Ренессанса, а в произведениях К. Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант Классицизма.