Файл: Творческая часть 1 Общие сведения об архитектуре 2 Понятие о классическом стиле.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В середине 18в. возникает новое направление в Классицизме, соответствующее просветительскому Классицизму в литературе и развивающееся первоначально в полемике с рококо. В архитектуре теперь все чаще отказываются от жестких планировочных схем, стремятся подчеркнуть конструктивный смысл ордера, особое внимание уделяется интерьеру и гибкой планировке комфортабельного жилого дома. Идеальным обрамлением для классицистического здания нового типа становится пейзажная среда «английского» парка. Огромное влияние на Классицизм 18 в. оказали развитие археологических знаний о греческой и римской древности (особенно раскопки Геркуланума и Помпей), а также теоретические труды И.И. Винкельмана, И.В. Гёте, Ф. Милиция.
.3.2 Французский классицизм

Во Франции классицизм наибольшего расцвета достиг во времена правления Людовика XIV, и получил название "стиль Людовика XIV".

Во французском зодчестве этой эпохи складываются новые архитектурные типы: изыскано-интимный особняк, лаконически-монументальное общественное сооружение, открытая городская площадь (архитекторы Ж.А. Габриель, Ж.Ж. Суфло).

Накануне Великой французской революции в архитектуре возникает стремление к суровой лапидарности форм, к внушительным дидактическим образам, зодчие всё чаще обращаются к мотивам греческой архаики, искусства Древнего Египта, иногда - к безордерной системе (постройки и проекты К.Н. Леду, Э.Л. Булле, Ж.Ж. Лекё).

Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж.Б. Пиранези) послужили отправной точкой для позднего Классицизма, или ампира. В эпоху Наполеона I в архитектуре французского ампира усиливаются черты пышной репрезентативности (Ш. Персье, П. Фонтен, Ж.Ф. Шальгрен), нередко приводившей к чрезмерной измельчённости деталей, что сказалось и в декоративно-прикладном искусстве.
.3.3 Немецкий Классицизм

Для немецкого классицистического зодчества 18 - начала 19 вв. характерен строгий и рациональный стиль построек палладианца Ф.В. Эрмансдорфа, а также К.Г. Лангханса, Д. Жилли и Ф. Жилли. Если в произведениях К.Ф. Шинкеля, знаменующих вершину позднего немецкого К., суровая монументальность форм органически связана с поисками новых, функциональных решений, то в постройках Л. фон Кленце и Ф. Гертнера господствует сухой археологизм.
.3.4 Английский классицизм

Английский классический стиль основал архитектор, очень долго живший в Италии. Помимо общих черт, присущих этому стилю, английская классика отличается некоторой сухостью. Сдержанные, холодные формы соответствуют размеренному укладу жизни английской аристократии. Особенностью английского классического интерьера является наличие холла - парадного вестибюля, а также украшение потолков не только лепниной, но и живописью - плафоном.


В английском классицистическом зодчестве 18 - начала 19 вв. первоначально преобладает палладианство, тесно связанное с расцветом паркового строительства (архитекторы У. Кент, Дж. Пейн, У. Чеймберс); об усилении археологического интереса к античным образцам свидетельствуют постройки братьев Адам, отмеченные особым изяществом декоративной отделки. В начале 19 в. архитектуре проступают ампирные черты (особенно в творчестве Дж. Соуна). Центральными достижениями английского К. являются высочайшая культура оформления жилой среды, смелые градостроительные мероприятия, отчасти предвосхищающие идею города-сада (архитекторы Дж. Вуд, Дж. Вуд Младший, Дж. Нэш).

В 18-начале 19 вв. К. развивается также в Италии (архитектор Дж. Пьермарини), Испании (архитектор Х. де Вильянуэва), странах Восточной Европы и Скандинавии, в США (архитектор Т. Джефферсон, Дж. Хобан; живописцы Б. Уэст и Дж.С. Копли). К концу 1-й трети 19 в. К. теряет значение ведущего течения и становится в ряд псевдоисторических стилей; отголоски его сохраняются в неоклассицизме 20 в.
.3.5 Русский Классицизм

Русскому классицизму свойственны спокойные, прямоугольные формы, сдержанное и в то же время разнообразное декоративное оформление, полный достоинства, но не вычурный вид, выверенные пропорции, гармоничность и тонкий художественный вкус. В этом стиле построены многие здания Санкт-Петербурга, придав этому городу- шедевру дух изысканности и благородства. Русская усадебная архитектура того же времени - это еще один пример господства классицизма, ее образцы остаются до сих пор неизменным примером для подражания в проектировании современного загородного жилья. Как и в античной архитектуре это ясные геометрические формы, основанные на симметрии, четкость композиционного построения: главный корпус - боковые ко рпуса (флигель). Фасад главного корпуса, традиционного для русской усадьбы цвета желтого с белым, украшен колоннами, мраморными лестницами, лепниной, нередко скульптурой. Парки и сады тоже соответствовали стилю: прямые аллеи, подстриженная зелень, скульптуры и правильной формы цветники.

Русский К., возникнув в середине 18 в., превратился в господствующий стиль в последней трети 18-первой трети 19 вв.

Мастера зрелого К. (1770-90 гг.: В.И. Баженов, И.Е. Старов, М.Ф. Казаков) создают постройки с тонкой пластической дифференциацией фасадов, активно участвующие в организации пространственно-планировочной структуры города; развивается новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги), возникает русский вариант палладианства (Н.А. Львов).



Тонким своеобразием и поэтичностью отличаются городские особняки и сельские усадьбы русского К., где классицистические формы и декор находят органическое воплощение в дереве. В изобразительном искусстве развитие русского К. тесно связано с деятельностью учрежденной в 1757 петербургской Академией Художеств.
.4 Элементы декора классического стиля
Определение термина «декорирование» подробно описано в словаре Брокгауза: «Декорирование - в широком значении слова, всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол "декорировать" - производить художественное украшение, и прилагательное "декоративный", применяемое, на языке архитектуры, в противоположность к термину "конструктивный", ко всему тому, что не составляет необходимого элемента в сооружении, не обусловливается требованиями механики и практическими целями, но служит единственно к приданию постройке изящнейшего вида."

"Декор здания, интерьера должен соответствовать его характеру и стилю, не нарушать его основных форм, а, напротив того, выказывать их с возможно большею ясностью и красотою". К декоративной живописи относят "росписи, исполненные на стенах и плафонах здания преимущественно с орнаментальною целью, орнаменты, декоративные комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного мира."

Классика отличается строгостью, симметрией, величественным характером, каноничностью. Данный стиль возник не случайно, в противовес легкомысленной, роскошной жизни придворных и вельмож, в окружении интерьеров рококо. Классический стиль можно с полной уверенностью назвать государственным, поскольку большинство административных зданий (как прошлого, так и настоящего времени) оформлены именно в стиле строгой классики. Этот стиль является одним из наиболее консервативных, здесь зодчие и декораторы достаточно жестко придерживаются устоявшихся канонов.

Истоки классического стиля не новы: как и в эпоху Возрождения, художники обращаются к античным мотивам. Главное отличие классики от других стилевых направлений - это четкая симметрия построения композиции. Организация пространства и всех элементов интерьера основывается на устойчивых геометрических формах (куб, прямоугольник, цилиндр), что говорит о постоянстве, незыблемости, уверенности, подчинении канонам, властности. В этом и заключается основная идея классики.

Соответственно, данное направление по душе натурам, уже реализовавшим себя, властным, достигшим материального благополучия, с устоявшимися интересами и привычками; то есть тем, кому комфортно жить в среде, где все определено, организовано и надежно. Классический стиль добавляет людям еще большую уверенность в себе. Как показывает опыт, зачастую это финансисты, политики, чиновники и руководители разных рангов.


В наше время мало кто стремится восстанавливать в мельчайших подробностях стиль, который существовал несколько столетий назад, да в этом, впрочем, и нет необходимости. Кроме того, сделать это достаточно сложно, поскольку по сравнению с прошлыми веками радикально изменился образ жизни человека, этика отношений, появились иные нормы поведения. Сегодня образцы истинного классического стиля можно наблюдать разве что в музеях, на примерах экспонатов, памятников архитектуры, искусства. Несмотря на это, в наш век перешли многие элементы, присущие классицизму, поскольку данный стиль до сих пор, как и много лет назад, вызывает восхищение.

В настоящем классический стиль видоизменил свой облик за счет современных нововведений, например, аудио-, видеоаппаратуры, систем освещения, технологий и оборудования. В связи с этим главной задачей при создании классического интерьера является гармоничное совмещение элементов классики и современных новшеств, что под силу квалифицированному дизайнеру.

В планировке классический стиль узнается в четких, симметричных решениях. Комнаты характеризуются прямоугольной или цилиндрической формой, актуальны ниши в стенах, колонны, карнизы, кессонированные потолки и т.д. Элементы декора в классическом стиле довольно разнообразны. Среди них штабики ов, акант, пальметты, меандровые орнаменты, взятые из античности, каннелированные поверхности колонн и пилястр, присутствующие на мебели, в отделке стен и проемов; резные элементы - гирлянды и розетки из камня, дерева, мрамора, из золоченой меди, бронзы. Такие элементы декора характерны для классического стиля как в мебели, так и в интерьере.

Особой популярностью пользовались пальметты, меандр, гильош (ленточные переплетения), гротески, стилизованные колосья, антемион, акротерион и др. В декоре широко применялась бронза, слоновая кость. Внешне мебель выглядела легко и утонченно, практично и эффектно. Как правило, при ее изготовлении использовалось светлое дерево либо же она покрывалась красками светлых оттенков. Особо модной была мебель из палисандра, эбенового и атласного дерева. Наиболее актуальными тонами являлись сочетания белого с голубым, жемчужно-серым, белого с позолотой, синего с золотом, а также малиновые, пурпурные оттенки. Многие особенности декора мебели дошли и до нашего времени. Например, до сих пор для этого стиля актуальны светлые и пастельные тона, украшения из линейных элементов (молдинги, бордюры, кессонирование, карнизы, каннелюры). Кроме того, прослеживаются мелкие цветочные орнаменты на тканях, стенах, рамах зеркал.


В XVII-XVIII веках для освещения помещений использовались свечи, жирандоли, канделябры. Бра и торшеры имели форму римских факелов или рогов изобилия. Сегодня эти элементы так же используются в люстрах, бра и других светильниках. К примеру, на сегодняшний день актуальны люстры с большим количеством лампочек, имитирующих свечи и хрустальными подвесками. Также для наполнения интерьера светом широко используются зеркала. Популярной является местная локальная подсветка различных произведений искусства: картин, скульптур и др. для акцентирования на них внимания. Более того, для классического интерьера актуальны скрытые источники света, спрятанные за карнизами или в нишах, бра с небольшой площадью освещения.

Скульптура и пластика малых форм смотрится хорошо в любом помещении, но лишь в том случае, если она расположена на подставке или в нише и достаточно освещена. Что касается выбора картин, здесь все зависит от вкусовых предпочтений хозяев, в основном помещения декорируются пейзажами, натюрмортами. Картины обрамляют в багеты - позолоченные, искусственно состаренные, со сложной резьбой.

Окна декорируют тканевыми занавесями, предпочтительно из тяжелых, плотных материалов, используют ламбрекены, завязки, всевозможные кисти, декоративные шнуры, бахрому. На стенах зачастую используют тканевые обои, гобелены, шелк.

В целом же при создании классического интерьера следует учитывать следующие рекомендации:

Не стоит включать элементы других стилистических направлений в классический интерьер. А если и комбинировать, то предварительно необходимо проконсультироваться с дизайнером. Лучше всего классика сочетается с барокко, ренессансом, функционализмом. Не стоит смешивать классику и хай-тек, ар нуво, минимализм.

Классический стиль выгодней воспринимается в просторном и светлом помещении.

Для этого стиля актуальны кессонированные потолки (кессоны - углубления в потолке квадратной или другой геометрической формы);

Лучше, когда отделка стен выполнена в светлых, пастельных тонах. Приветствуется художественная роспись на потолках, стенах.

Поддерживает стиль штучный паркет и дворцовый паркетный набор. Менее эффектна палубная укладка паркетной доски.

Для отделки интерьера желательно использовать натуральное дерево как светлых, так и темных оттенков, с резными элементами и позолотой.

Зачастую декор интерьера подбирается по желанию хозяев, но не лишне пообщаться со специалистом.

В связи с тем, что классический стиль был доступен лишь избранному обществу, для отделки интерьеров использовались дорогие материалы: натуральное дерево и камень, мрамор, позолота, рельефные элементы из бронзы, украшения из редких сортов древесины. То же самое можно наблюдать и сегодня - натуральные материалы богато смотрятся именно в классическом интерьере. Однако не стоит забывать о том, что в наше время существует огромное количество искусственных материалов, которые обойдутся дешевле натуральных и внешне мало чем от них отличаются. Для примера возьмем элементы, формирующие сам стиль (молдинги, рельефные карнизы, лепные рамки, колонны, пилястры, капители и т.д.). Их изготавливают из полиуретана, пенополистирола, благодаря чему классический стиль в наше время доступен для большинства людей.