Файл: Волшебная сила кюя.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предмет: МУЗЫКА Дата: 5.1.7

Раздел: Музыкальное наследие казахского народа

Тема урока: Волшебная сила кюя.

Цели обучения. Обучающиеся должны: 5.1.1.1 анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять жанр и средства музыкальной выразительности

5.1.3.1 – передавать художественный образ и характер музыки при исполнении песни;

Цели урока: Все учащиеся: слушают инструментальную музыку – кюй, вместе с классом могут анализировать его художественный образ;

Большинство учащихся: слушают инструментальную музыку – кюй, вместе с классом анализируют его худ. образ; могут определять вид исполнения кюя, а также преобразование его исполнителем, стараются оценить исполнителя;

Некоторые учащиеся: определяют мелодию кюя, чувствуют интонацию, стиль; называют конкретные видоизменения, которые услышали в исполнении кюя;

Критерии оценки: высказывают собственные мнения в ходе слушания и анализа кюя. Могут преобразовать отрывок кюя в вокальную музыку.

Языковые цели: используя соответствующую терминологию, обсуждают и анализируют музыку; могут дать объяснение своей работе и предложения по ее улучшению.

Вопросы для обсуждения: в ходе слушания кюя «Сарыжайляу» …. Если бы…я бы улучшил свою работу.

Привитие ценностей: при выполнении групповой работы - формирование общечеловеческих качеств: умение оказывать поддержку друг другу, уважать работу других;

Межпредметные связи: казахская литература, история Казахстана

Навыки ИКТ: по возможности, работа со смартфонами, ноутбуками//компьютерами при поиске информации

Предварительные знания: понятия «кюй, кюйши», о токпе и шертпе, которые уже имеются.

Этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока

1. Орг. момент. Муз.приветствие

2. Актуализация. Слушание фрагмента кюя «Адай» Курмангазы: как звучит? Что выражает? Какую картину рисует музыка? Как удалось автору показать бег лошадей, степной простор? Как называется способ игры кистью на домбре? (токпе) Кто же автор кюя? Его называют «Мастером токпе-кюя». Какой еще стиль игры на домбре вам знаком? (шертпе). Что такое токпе, шертпе?

- Сообщение темы: Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир кюя. И тема урока «Волшебная сила кюя» продолжается. Кто напомнит, что такое кюй? А сегодня мы познакомимся с еще одним мастером кюя. В центре урока - известный кюйши 19 века Таттимбет Казангапов.

Ф-но

Учебник, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, интернет-ресурсы

Середина урока

3. Слушание и анализ музыки. Сейчас предлагаю прослушать музыку Таттимбета и попытаемся разобраться, в чем проявилось мастерство кюйши.

- Слушание кюя «Сарыжайлау» Таттимбета в соответствии с подтемой «Шертпе-кюй»: анализ произведения: как прозвучала музыка? Какие чувства выразил композитор? Как вы думаете, что хотел показать в своём произведении автор? Каким образом автору удалось выразить свои чувства? Какой способ игры на домбре использовал для этого автор – игру кистью рук или использовал перебор струн, щипки по струнам?

- Дать характеристику кюю (красивый, мелодичный, светлый, радостный, умеренный, восхищенный, не очень громкий, танцевальный, веселый);

- Итак, перед нами мастер шертпе-кюя - Таттимбет Казангапулы.

4. Поиск информации.

- Знакомство с автором кюя – краткие сведения о композиторе: Таттимбет Казангапулы (1815-1862) – композитор, кюйши, один из основоположников школы исполнителей шертпе-кюя. Родился на территории Карагандинской обл.

5. Слушание и анализ вариантов кюя: 1. исполнение Абикена Хасенова (1897-1958) – известный кюйши-домбрист, актер, Нар.артист Казахстана.

2. Оркестр «Отырар сазы» и скрипачки Жамили Серкебаевой. 3. Оркестр «Отырар сазы» и гр. «Forrest Gump» из Усть-Каменогорска – сравнение их

6. Исполнение. Интерпретация кюя «Сарыжайлау» - исполнение мелодии кюя на слог «да» или «ля». Выбор темпа.

Конец урока

6. Исполнение песни «Песня о домбре» - слова и музыка В.Видмана

7. Рефлексия «Волшебный микрофон»

- Что ты узнал? Чему сегодня научился? Какое задание было для тебя трудным? Какое задание ты выполнил легко?