Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание.
Введение.
Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.
В настоящее время ежегодно в мире выходит до 3 млн. статей в 35 тыс. научно-технических журналов, свыше 150 тыс. новых научных книг. Кроме того, за последние века накоплено огромное количество книг, брошюр, журналов, газет, и других видов печатной продукции и рукописных материалов, отражающих развитие науки, техники, культуры.
От того, как это быстро умножающееся богатство хранится и используется, зависит дальнейший прогресс. Как же такое богатство использовать? Ведь буквально по каждому вопросу сегодня уже имеется масса источников и с каждым днем их становится все больше и больше - печатный станок мировой цивилизации не только не утомим, но и набирает все большую силу.
Здесь на помощь приходит библиография.
Изучение образа библиографа как профессионала получило свое развитие только в начале ХХ века. В настоящее время меняется социальная значимость, сама философия профессии библиографа. Начавшийся в конце ХХ века и активизировавшийся в настоящее время общемировой переход к информационному сообществу изменил целый ряд представлений о значении информационных технологий в общественной жизни. К важнейшим из них относится обеспечение всех звеньев человеческой деятельности достоверной и оперативной информацией. Современный человек постоянно находится в информационной среде, содержащей многие потоки информации. Информационная деятельность стала существенным, а в ряде случаев - определяющим дополнением деятельности по производству материальных благ и услуг.
В условиях бурного роста информационных ресурсов, появления глобальной сети Интернет, а также использования современных информационных технологий возрастает роль библиотеки как посредника между потребителем информации и информационными потоками. В связи с этим предъявляются все более высокие требования к библиотечно-информационному обслуживанию пользователей и к профессиональным качествам библиотечно-информационных специалистов. Практика компьютерной эры обострила потребность в осмыслении библиографии как профессии. Актуальность проблемы обусловила выбор темы данной работы.
Деятельность библиографа в новых условиях существенно отличается от его прежней деятельности, когда библиограф был "поставщиком" библиографической информации, посредником между пользователем и документом. Сейчас уже недостаточно быть просто грамотным специалистом, знающим основы библиотековедения и библиографоведения, владеющим методикой работы со всем арсеналом традиционных справочных материалов, имеющихся в библиотеке. Современный специалист должен быть знаком с терминологией нового информационного поиска, уметь анализировать и выбирать эффективные стратегии поиска. Безусловно, сотрудник справочно-библиографического отдела должен обладать большой эрудицией по всем отраслям знаний, обязательно владеть как минимум одним иностранным языком. Для максимального использования сети Интернет библиограф должен иметь в себе черту исследователя, свободно ориентирующегося в информационном пространстве web-сети, постоянно отслеживающего появление новой информационной продукции.
Подготовка компетентных кадров, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а не только воспроизводить социальный опыт, является сегодня необходимым звеном для создания качественно новой модели формирования специалиста. Библиотечное образование обязано соответствовать перечисленным требованиям, чтобы сохранить достойное место в российской и европейской системе образования.
Библиограф как специалист и личность.
Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли "инвентари", "описи", "реестры" книжных собраний .
С течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным. Примерно в V в. до н.э. в Греции "библиографами" называли людей, которые переписывали книги. Профессия библиографа в древнем мире была уважаемой и почетной, так как искусством "писания" книг, требовавшим высокого уровня грамотности и художественно - каллиграфических способностей, владели тогда немногие .
C XVIII в. библиографами обычно именовали лиц, составляющих библиографические пособия. С того времени складываются высокая профессиональная репутация библиографов и соответствующие социально - психологические требования к ним. На протяжении более чем двух столетий в качестве составителей указателей литературы выступали видные ученые. Среди них можно назвать имена литературоведов и искусствоведов Н.К. Пиксанова, П.Н. Беркова, А.Г. Фомина, С.А. Венгерова, Н.Н. Врангеля и многих других.
Так, в России лишь в XIX в. библиографы становятся действительно профессионалами, хотя еще одиночками. Черты массовой профессии библиографическая деятельность приобрела только после Октябрьской революции 1917 года, главным образом в рамках библиотечного дела и книжной торговли. В российских библиотеках должность библиографа была введена в 1918 году. В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи, функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными, и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание. Возникает необходимость обобщения опыта, научной разработки теоретических основ, конкретной методики библиографической работы, истории библиографии, затем профессиональной подготовки (обучения) библиографических кадров и, наконец, организационного управления библиографической деятельностью. Так, наряду с непосредственной или практической библиографической деятельностью (созданием и доведением до потребителей библиографической информации) формируются производные от нее, сопутствующие ей разновидности деятельности: научно - исследовательская, педагогическая, управленческая.
В прежние века библиография была уделом энтузиастов, исключительно мужчин, а в двадцатом столетии в профессиональной деятельности стал преобладать женский труд. По данным Госкомстата СССР, в 1988 г. доля женщин среди библиотекарей и библиографов составляла 91% (Известия. 1988. 5 марта). Узко экономически (имея в виду сравнение затрат на подготовку библиографических изданий и доходов от их продажи) библиографический труд себя не окупал и оказывался возможным при трех условиях: 1) наличия штатной библиографической службы (в нашей стране с 1918 г. в библиотеках, книжных палатах и других информационных учреждениях); 2) наличия различных источников существования: дворянского имения, наследства, рода деятельности, позволяющего вести библиографические занятия, получение пенсии и т.д.); 3) помощи меценатов, главным образом издателей.
Первые попытки организации библиотечно - библиографического образования в России относятся к началу XX в. В 1913 г. по инициативе Л.Б. Хавкиной при Московском университете А.Л. Шанявского началась подготовка библиотекарей для массовых библиотек. Факультативное преподавание книговедения и библиотековедения было введено в 1912 г. в Петербургском, в 1916 г. в Московском университетах (Н.М. Лисовский) и в Петербургской педагогической академии (А.М. Белов). Формы и методы государственной подготовки кадров для советских библиотек впервые были определены Н.К. Крупской в статье "Библиотечная семинария" (1918). По её инициативе в 1918 г. в Москве при Наркомпросе РСФСР была организована библиотечная семинария, положившая начало государственной организации библиотечно-библиографического образования. В том же году в Петрограде создан институт внешкольного образования с книжно-библиотечным факультетом (позднее такие институты появились в Иванове-Вознесенске, Костроме и др.), открылись библиотечные курсы во многих городах страны. Для подготовки работников научных библиотек в 1919 в Петрограде и в 1924 г. в Москве организованы высшие библиотечные курсы. В 1921 г. курс библиотековедения стал обязательным предметом на факультетах общественных наук в университетах (в Московском университете его вёл профессор Б.С. Боднарский).
В 19-20-х гг. библиотечных специалистов с высшим образованием готовили уже свыше 20 библиотечных отделений политико-просветительных и педагогических институтов, а также Академия коммунистического воспитания. С начала 19-30-х гг. стала развиваться государственная система высшего библиотечно-библиографического образования. В 1930 г. создан первый самостоятельный библиотечный вуз -- Московский государственный библиотечный институт (ныне Московский государственный университет культуры и искусств). В библиотечные институты были реорганизованы политико-просветительные вузы в Харькове (1934) и Ленинграде (1941). В послевоенные годы для подготовки специалистов с высшим библиотечно-библиографическим образованием организованы новые вузы в Улан-Удэ (1960), Краснодаре (1963), Челябинске и Хабаровске (1968). В 1964 г. библиотечные вузы были переименованы в институты культуры. Высшее библиотечно-библиографическое образование в бывшем СССР давали также библиотечные отделения некоторых университетов (Тарту, Вильнюс, Таллин, Баку, Ереван и др.) и педагогических институтов (Минск, Тбилиси, Алма-Ата, Ташкент и др.). Книговедов-библиографов готовит Московский полиграфический институт. В 1969 г. в СССР работало свыше 20 вузов, в которых осуществлялась подготовка специалистов с библиотечно-библиографическим образованием, в т.ч. 10 институтов культуры (около 30 тыс. студентов).
Подготовка библиографов средней квалификации началась с 1922 г. на политико-просветительных отделениях совпартшкол, а позднее на политико-просветительных и библиотечных отделениях педагогических техникумов. Специальные библиотечные техникумы начали создаваться с 1929 г. - в Ярославле, Ленинграде, Самаре и др. В 1969 г. в СССР было 12 библиотечных техникумов и свыше 100 культурно-просветительных училищ и школ, а также других средних специальных учебных заведений, в которых имелись библиотечные отделения (около 30 тыс. учащихся).
Научные кадры в области библиотековедения и библиографии готовятся в аспирантуре при Московском и Ленинградском институтах культуры. В 1968/69 учебном году высшее и среднее библиотечно-библиографическое образование в СССР получили около 15 тыс. человек (из них около 4 тыс. в вузах). В 1969 г. только в массовых библиотеках работали 65,4 тыс. библиотекарей с высшим и средним библиотечно-библиографическим образованием.
Библиотечная профессия формировалась под воздействием политических факторов. Именно они, как отмечал в своих работах историк библиотечного дела В. И. Харламов, заставляли библиотекаря колебаться, определять свою роль то как просветительскую, то как идеологическую, вне зависимости от сущностных функций библиотеки. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии. На характер и продуктивность библиографического труда влияла социально-политическая обстановка эпохи. Эпоха перемен, реформ воодушевляла, способствовала реализации библиографических замыслов. И наоборот. Так, мемуаристы характеризуют атмосферу в библиотеках как преимущественно официально-казенную. "Если встречалась среди них (библиотекарей. - И.М.) эрудиция, она была обычно ремесленной и формальной, начетнической. Попадали среди них и святые люди, влюбленные в книгу и библиотечное свое пустынножительство, но редко можно было встретить людей… широкого кругозора. <…> Подобно библиографам и библиофилам старой школы, они тоже нередко превращались в "людей, убитых книгой" .
Тяжелая духовная атмосфера предвоенных лет, когда библиографам приходилось оправдываться в неортодоксальном прошлом и доказывать лояльность советской власти, испытав политическую травлю и неоднократные аресты. Основными направлениями библиографической деятельности библиотек в годы Великой Отечественной войны были информационное обеспечение пропаганды героизма и патриотизма в борьбе с врагом, библиографическое обслуживание производственных нужд, методическая помощь. Традиционные формы работы (подготовка книжных выставок, дежурство у каталогов, участие в массовой работе) и библиографические ресурсы целиком и полностью использовались в оборонно-мобилизационных целях .