Файл: Технологический процесс производства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство транспорта и связи Российской Федерации

Федеральное агентство по железнодорожному транспорту

ГОУ ВПО

Кафедра: ""

Отчет по практике

На тему: "Технологический процесс производства

электроэнергии от завоза топлива до выходных

линий ТЭЦ"


Выполнил:

Проверил:

Хабаровск

2007

Содержание.



1. Описание выполненных работ. 2

2. Введение. 3

3. Технологическая схема ТЭС. 4

4. Классификация паровых котлов. Параметры и маркировка. 7

5. Основные виды турбин. 9

5.1. Реактивная турбина. 9

5.2. Многоступенчатая турбина. 10

5.3. Парогазотурбинные установки. 11

5.4. Конденсационная турбина. 12

6. Заключение. 13

Экологические проблемы тепловой энергетики. 13

7. Список использованной литературы: 16


1. Описание выполненных работ.

2. Введение.

Тепловая электростанция (ТЭС), электростанция, вырабатываю­щая электрическую энергию в результате пре­образования тепловой энергии, выделяю­щейся при сжигании органического топлива. Первые ТЭС появились в кон. 19 в (в 1882 — в Нью-Йорке, 1883 — в Петер­бурге, 1884 — в Берлине) и получили преимущественное распространение. В сер. 70-х гг. 20 в. ТЭС — основной вид элек­трической станций. Доля вырабатываемой ими электроэнергии составляла: в СССР и США св. 80% (1975), в мире около 76% (1973).

Среди ТЭС преобладают тепловые паротурбинные электростанции (ТПЭС), на которых тепловая энергия исполь­зуется в парогенераторе для получения водяного пара высокого давления, приводящего во вра­щение ротор паровой турбины, соединён­ный с ротором электрического генерато­ра (обычно синхронного генератора). В качестве топлива на таких ТЭС используют уголь (преимущественно), мазут, природный газ, лигнит, торф, сланцы. Их кпд достигает 40%.

ТПЭС, имеющие в качестве привода электрогенераторов конденсационные тур­бины и не использующие тепло отра­ботавшего пара для снабжения тепловой энергией внешних потребителей, называют конденсационными электростанциями. На которых вырабатывается около 2/3 электро­энергии, производимой на ТЭС. ТПЭС оснащенные теплофикационными турби­нами и отдающие тепло отработавшего пара промышленным или коммунально-бытовым потребителям, называют теплоэлектроцент­ралями
(ТЭЦ); ими вырабатывается около 1/3 электроэнергии, производимой на ТЭС.

ТЭС с приводом электрогенератора от газовой турбины называют газотурбинными электростанциями (ГТЭС). В камере сгорания ГТЭС сжигают газ или жидкое топливо; продукты сгорания с темпера­турой 750—900 «С поступают в газо­вую турбину, вращающую электрогене­ратор. Кпд таких ТЭС обычно составляет 26—28%, мощность — до нескольких со­тен МВт. ГТЭС обычно применяются для покрытия пиков электрической нагрузки.

ТЭС с парогазотурбинной установ­кой, состоящей из паротурбинного и газо­турбинного агрегатов, называют парогазовой электростанцией (ПГЭС), кпд которой может достигать 42 — 43%. ГТЭС и ПГЭС также могут отпу­скать тепло внешним потребителям, т. е. работать как ТЭЦ.

3. Технологическая схема ТЭС.
Цепочка технологических процес­сов от доставки топлива на ТЭС до выдачи электроэнергии отображена на технологической схеме рис. 1.


Рис 1. Технологическая схема ТЭС
Доставка твердого топлива осу­ществляется по железной дороге в специальных полувагонах (четырех­осные грузоподъемностью 63 т, шестиосные — 93 т и восьмиосные — 125 т). Полувагоны с углем взве­шивают на железнодорожных ве­сах. В зимнее время полувагоны с углем пропускают через размора­живающий тепляк, в котором осу­ществляется прогрев стенок полу­вагона подогретым воздухом. Далее полувагон заталкивается в разгру­зочное устройство — вагоноопрокидыватель 1, в котором он повора­чивается вокруг продольной оси на угол около 180°; уголь сбрасывает­ся на решетки, перекрывающие приемные бункера 2. Уголь из бун­керов подается питателями на тран­спортер, по которому поступает в узел пересыпки 3; отсюда уголь по­дается транспортерами либо на угольный склад 4, либо через дро­бильное отделение 5 в бункера сы­рого угля котельной 6, в которые может также доставляться с уголь­ного склада.

Весь этот топливный тракт вме­сте с угольным складом относится к системе топливоподачи, которую обслуживает персонал топливно-транспортного цеха ТЭС. Размол дробленого угля осуществляется в мельнице 7 с непосредственным вдуванием пылевоздушной смеси через горелки в топку. Предвари­тельно подогретый в воздухоподо­гревателе 8 воздух, нагнетаемый дутьевым вентилятором 9, подается частично в мельницу (первичный воздух) и частично — непосредст­венно к горелкам (вторичный воз­дух). Дутьевой вентилятор засасы­вает воздух через воздухозаборный короб либо из верхней части ко­тельного отделения (летом), либо извне главного корпуса (зимой). Широко распространен калорифер­ный подогрев воздуха паром или горячей водой перед подачей его в воздухоподогреватель.



Пылеугольные котлы обязатель­но имеют также растопочное топ­ливо, обычно мазут. Мазут достав­ляется в железнодорожных цистер­нах 10, в которых он перед сливом разогревается паром. Разогретый мазут сливается по обогреваемому межрельсовому лотку 11 в прием­ный резервуар 12, из которого перекачивающими насосами 13 подается в основной резервуар 14. Насосом первого подъема 15 мазут прокачи­вается через подогреватели 16, обо­греваемые паром, после которых насосом второго подъема 17 пода­ется к мазутным форсункам. Рас­топочным топливом может быть также природный газ, поступающий из газопровода через газорегулиро­вочный пункт 18 в котельную.

На ТЭС, сжигающих газомазут­ное топливо, топливное хозяйство значительно упрощается по сравне­нию с пылеугольными ТЭС, отпада­ют угольный склад, дробильное от­деление, система транспортеров, бункера сырого угля и пыли, а так­же система золоулавливания и золошлакоудаления.

На ТЭС, сжигающих твердое топ­ливо в котлах с жидким шлакоудалением, зола сожженного в топке котла 19 топлива частично вытека­ет в виде жидкого шлака через сетку пола топки, а частично уно­сится дымовыми газами из котла, улавливается затем в электрофиль­тре 20 и собирается в бункерах ле­тучей золы. Посредством смывных устройств шлак и летучая зола подаются в самотечные каналы гидрозолоудаления 21, из которых гидрозолошлаковая смесь, пройдя предварительно металлоуловитель и шлакодробилку, поступает в багерный насос 22, транспортирую­щий ее по золопроводам на золоотвал. Наряду с гидрозолоудалени­ем находит применение пневмозолоудаление, при котором зола не сма­чивается и может использоваться для приготовления строительных материалов.

Дымовые газы после золоулови­теля дымососом 23 подаются в ды­мовую трубу 24. При работе котла под наддувом необходимость уста­новки дымососов отпадает.

Подогретый пар из выходного коллектора пароперегревателя по паропроводу свежего пара 25 поступает в цилиндр высокого давле­ния (ЦВД) паровой турбины 26а. После ЦВД пар по «холодному» па­ропроводу промежуточного пере­грева 27 возвращается в котел и поступает в промежуточный пароперегреватель 28, в котором пере­гревается вновь до температуры свежего пара или близкой к ней. По «горячей» линии промежуточно­го перегрева 27а пар поступает к цилиндру среднего давления. (ЦСД) 26б, затем — в цилиндр низкого давления (ЦНД) 26в и из него — в конденсатор турбины
29. Из конденсатосборника конденса­тора конденсатные насосы I ступе­ни 30 подают конденсат на фильт­ры установки очистки конденсата 31, после которой конденсатным на­сосом второй ступени 32 конденсат прокачивается через группу подо­гревателей низкого давления (ПНД) 33 в деаэратор 34. В деаэ­раторе вода доводится до кипения и при этом освобождается от раст­воренных в ней агрессивных газов О3 и СО2, что предотвращает кор­розию в пароводяном тракте. Деаэрированная питательная вода из аккумуляторного бака деаэратора, питаемого насосом 35, подается че­рез группу подогревателей высоко­го давления (ПВД) 36 в экономай­зер 37. Тем самым замыкается па­роводяной тракт, включающий в се­бя пароводяные тракты котла и турбинной установки.

В последние годы находит приме­нение нейтральный водный режим с дозированием газообразного кис­лорода во всасывающий коллектор конденсатных насосов II ступени. При этом прекращается дозировка в конденсат или питательную воду гидразина и аммиака, выпары де­аэратора закрываются.

Концентрация кислорода в воде 200—400 мкг/кг при высоком каче­стве обессоленного конденсата и от­сутствии органических соединений обеспечивает образование пассиви­рующих окисных пленок в конденсатно-питательном тракте, на по­верхностях нагрева ПВД и парово­го котла. Применение этого метода на новых энергоблоках приведет к. бездеаэраторной схеме.

Пароводяной тракт ТЭС являет­ся наиболее сложным и ответственным, ибо в этом тракте имеют место наиболее высокие температуры металла и наиболее высокие давле­ния пара и воды. Для обеспечения функционирования пароводяного тракта необходимы еще система приготовления и подачи добавочной воды на восполнение потерь рабо­чего тела и система технического водоснабжения ТЭС для подачи ох­лаждающей воды в конденсатор турбины.

Добавочная вода получается в результате химической очистки сы­рой воды, осуществляемой в спе­циальных ионообменных фильтрах химводоочистки 38. Из бака обессоленной воды 39 добавочная вода перекачивающим насосом подается в конденсатор турбины.

Охлаждающая вода прокачивает­ся через трубки конденсатора цир­куляционным насосом 40 и затем поступает в башенный охладитель (градирню) 41,
где за счет испаре­ния вода охлаждается на тот же перепад температур, на который она нагрелась в конденсаторе. Си­стема водоснабжения с градирнями применяется преимущественно на ТЭЦ. На ТЭС применяются систе­мы водоснабжения с прудами-ох­ладителями. При испарительном охлаждении воды выпар примерно равен количеству конденсирующе­гося в конденсаторах турбин пара. Поэтому требуется подпитка систем водоснабжения, обычно водой из реки.

Электрический генератор 42, вра­щаемый паровой турбиной, выраба­тывает переменный электрический ток, который через повышающий трансформатор 43 идет на сборные шины 44 открытого распределитель­ного устройства (ОРУ) ТЭС. К вы­водам генератора через трансфор­матор собственных нужд 45 присо­единены также шины собственного расхода 46. Таким образом, собст­венные нужды энергоблока (элек­тродвигатели агрегатов собствен­ных нужд — насосов, вентиляторов, мельниц и т. п.) питаются от гене­ратора энергоблока. В особых слу­чаях (аварийные ситуации, сброс нагрузки, пуски и остановки) пита­ние собственных нужд обеспечива­ется через резервный трансформа­тор с шин ОРУ.

Надежное электропитание элек­тродвигателей агрегатов собствен­ных нужд обеспечивает надежность функционирования энергоблоков к ТЭС в целом. Нарушения электро­питания собственных нужд приво­дят к отказам и авариям.

Таким образом, описанная техно­логическая схема ТЭС представля­ет собой сложный комплекс взаимо­связанных трактов и систем: топ­ливный тракт, система пылеприготовления, пароводяной тракт, газо­воздушный тракт, шлакозолоудаление, электрическая часть, система приготовления добавочной воды, система технического водоснабже­ния.

4. Классификация паровых котлов. Параметры и маркировка.
В зависимости от характеристики соответствующего тракта и его оборудования вводится соответствующая классификация паровых котлов.

По виду сжигаемого топлива различают паровые котлы для газообразного, жидкого и твердого топлива.

По особенностям газовоздушного тракта различают котлы с естественной тягой, с уравновешенной тягой и с наддувом. Паровые котлы, в которых движение воздуха и продуктов сгорания обеспечивается напором, возникающим под действием разностей плотностей атмосферного воздуха и газа в дымовой трубе, называются котлами с естественной тягой.

Если сопротивление газового тракта (так же как и воздушного) преодолевается работой дутьевых вентиляторов, то котлы работают с наддувом.