Файл: Конспект занятия по дисциплине оп 13 Психология Тема занятия Особенности психических процессов у здорового и больного человека. Ощущение. Восприятие. Память.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Конспект занятия по дисциплине ОП 13 Психология

Тема занятия: Особенности психических процессов у здорового и больного человека. Ощущение. Восприятие. Память

Лекционный материал

План:

1.Ощущение

2.Восприятие

3. Память

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. В ее структуре обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:  психические процессы, психические состояния, психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс отражает изменение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. К процессам относят эмоциональные, познавательные, волевые. Эмоциональные – все внутренние (душевные, чувственные) переживания. Волевые процессы – принятие решения, исполнение при достижении поставленных целей, т.е. такие процессы, где требуется волевое усилие.

1.ОЩУЩЕНИЕ - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
С помощью ощущения отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (форма, величина, запах, звук, вкус, особенности поверхности предметов) и состояние внутренних органов человека (мышечные ощущения, боль и др.).
Нейрофизиологические основы ощущений:
Раздражение - физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение. Оно передаётся в соответствующий участок мозга, где происходит преобразование в психический процесс. Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.
Физиологический аспект ощущения – это анализатор. Он состоит из:

Рецепторов;

Нервных путей;

Соответствующих участков головного мозга.

Виды ощущений:

Экстерорецептивные (зрительные, обонятельные, вкусовые, слуховые, температурные, тактильные);

Интерорецептивные (ощущения боли, ощущение равновесия, ускорения);

Проприоцептивные (положение тела в пространстве, положение всех его органов, сокращение, растяжение, расслабление мышц).

Свойства ощущений:

Адаптация- повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей;


Контраст-явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность;

Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу.

Пороги ощущения:

Нижний порог ощущений - минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого анализатора, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущенийминимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестаёт ощущаться. Величина порога меняется с возрастом. На величину порога может влиять деятельность человека, сила и длительность раздражения.

Порог различения– минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей. (Звуки в 402 и 400 колебаний в секунду воспринимаются одинаково, вес 500 и 510 грамм кажется одинаковым).

Количественные характеристики ощущения:
1.Качество – особенность, отличающая его от других ощущений (слуховые: темп, громкость; зрительные: цвет и пр.)

2.Интенсивность- сила действия раздражителя;

3.Продолжительность;

4.Пространственная локализация.

Всякое ощущение сопровождается той или иной эмоциональной реакцией.

Этот процесс сопровождается индивидуальными свойствами организма.

НАРУШЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ

Нарушения ощущений очень многообразны:

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме.

Гиперстезия (повышенная чувствительность)- усиленное восприятие;

Гипестезия (пониженная чувствительность)- восприятие, ослабленное по силе;

Анестезия (отсутствие чувствительности); может быть истерическая анестезия- исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота, утрата вкусов, способность распознавать запахи, утрата чувства боли)

Парестезия – качественное нарушение ощущений, это неприятные многомерные ощущения (боль, покалывание, жжение, пульсация), возникающие на поверхности тела в соответствии с зонами иннервации, но без раздражения извне.



Сенестопатия - ощущения без реального раздражения, возникающие в разных частях тела, а также во внутренних органах и полостях с мигрирующей локализацией.

(термические ощущения - жжет, печет, леденит; ощущение движения жидкостей - пульсация, переливание, закупоривание сосудов; ощущения передвижения, натяжения и т. д.).

К этой группе расстройств можно отнести и кожный зуд. Он является предвестником и спутником многих заболеваний (неврозы, органические поражения центральной и периферической нервной системы, нарушения обмена веществ и функций эндокринных органов, болезни почек и крови и др.)

Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляются раздражительность, нетерпимость, злобность, гневливость. Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.

Среди ощущений наибольшее страдание приносит боль.

В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Возникает боль как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами. Боль может возникать или усиливаться по условнорефлекторному механизму и быть психогенно обусловленной.

Соматические боли в отличие от сенестопатий всегда локализованы, имеют стереотипное содержание, связаны с анатомическими границами и расположением органов. Боли, возникающие при поражении нервов или сосудов (парестезии), в отличие от сенестопатий проецируются на поверхность кожи или появляются при определенных движениях.

Сильная боль способна целиком овладеть мыслями и чувствами человека, сосредоточить на себе всё его внимание. Она может привести к нарушению сна, различным невротическим реакциям.

Сигнальное значение боли - предупреждение о грозящей опасности.

Агнозия (неузнавание)неспособность узнать и объяснить значение сенсорных ощущений.
Тактика медицинского работника

Больные, страдающие сильными болями, нуждаются во внимательном и заботливом отношении к их жалобам и просьбам. Боли сильнее изнуряют больного, чем какие-либо другие расстройства.

В настоящее время в арсенале лекарственных средств большое число анальгетиков. Если медицинская сестра не имеет указание врача выдать больному при сильных болях назначенное ему средство
, то она должна вызвать дежурного врача и решить с ним вопрос, чем купировать боль.
2.ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие- отражение в сознании человека чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Искусственное лишение людей восприятия (при так называемой «сенсорной депривации», помещение человека в темную бесшумную комнату, где пол и стенки мягкие и дают минимум тактильных раздражений) приводит к тому, что у них быстро развивается душевные расстройства, прежде всего галлюцинации – обманы восприятия.

Физиологические основы восприятия:
Восприятие возникает как результат одновременно действующих комплексных раздражителей и функционирует как следствие осуществляемой согласованной деятельности нескольких анализаторов.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельностью мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез свойств объекта в целостный образ.

В процессе развития человека совершенствование и дифференциация восприятий происходит автоматически.

В силу несовершенства своей ЦНС, новорожденный видит мир перевернутым. Однако с первых же дней своей жизни он начинает этот мир не только обозревать, но и ощупывать. В результате возникают и совершенствуются связи между зрительным, кожным и мышечно-двигательными анализаторами и формируется обычное для человека восприятие окружающего.
Виды восприятий:
В зависимости от форм отражения : пространства, времени, движения, звуков;

В зависимости от цели: преднамеренное (в основе лежит цель и волевые усилия человека) и непреднамеренное (не связано с волевыми усилиями человека);

В зависимости от степени организации: организованное (наблюдение – ведущую роль играет вторая сигнальная система) и неорганизованная.
Свойства восприятия:
Избирательность- способность человека воспринимать лишь те объекты, которые представляют для него наибольший интерес. Зависит от интересов и потребностей человека.

Предметность - отражает возможность человека реагировать на воздействия конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг чётко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция – зависимость зрительного восприятия от прежнего опыта человека. Воспринимая предметы, человек выражает личное отношение к ним.


Осмысленность – воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный смысл: вредные или полезные, желанные или ненужные.

Константность- постоянство в восприятии, при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостность - образы воспринимаемых предметов воспринимаются целостно, даже если отдельные качества в данный момент отсутствуют или не воспринимаются.
Успешность восприятия зависит от:

Личных качеств субъекта восприятия:

Психологической чувствительности - повышенная восприимчивость к психологическим проявлениям своего внутреннего мира и других людей;

Знания возможностей, трудностей восприятия другого человека – эмпатия, практика наблюдений;

Навыки и умения восприятия и наблюдения;

Условий, в которых осуществляется восприятие: расстояние до объекта, длительность восприятия, величина помещения, освещенность, температура в помещении, фон восприятия и пр.

Особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов:
«Вера в первый взгляд»- первое впечатление не всегда верно, так как опирается на наши ожидания и слабости;

«Прислушивание к мнению других людей»- представляем объект, опираясь на чужое субъективное мнение;

Психологическое состояние - в хорошем настроении всё воспринимается в радужных тонах;

Упрощение - мы воспринимаем те объекты, к которым подготовлен наш мозг;
Каждый человек привносит в восприятие нечто свойственное только ему. Индивидуальные особенности восприятия проявляются в быстроте, глубине, точности, степени тонкости отдельных восприятий, их эмоциональной насыщенности и пр.

При органическом выпадении какого-либо анализатора (депривации), например, при слепоте или глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается, особенно если депривация слуховая или зрительная наступила в раннем возрасте и организм должен был адаптироваться к окружающей среде. У слепых, кроме слухового, обонятельного, хорошо развиты вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы, что позволяет им не только находить дорогу по практически неуловимым для зрячих признакам, но и чувствовать препятствие, встречающееся на пути.

У глухонемых доминируют зрительный, вестибулярный и мышечно-суставный анализаторы. Глухонемые тонко чувствуют ритмику, воспринимают шумы, создающие еле уловимую вибрацию.