Файл: Сборник 12 2021 г а. Кулеба, полковник запаса Президент Российской Федерации высшее должностное лицо государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема по ВПП № 3 для солдат, матросов, сержантов, старшин, проходящих военную службу по контракту и призыву, а также для прапорщиков и мичманов
01 Декабря 2021
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №12 2021 Г
А. КУЛЕБА, полковник запаса
Президент Российской Федерации —
высшее должностное лицо государства,
Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
В последние годы в нашей стране институт Президента Российской Федерации приобрел огромное значение. В условиях динамично и многовекторно развивающейся экономической и социально-политической ситуации должность президента привлекает к себе большое внимание. Социальная консолидация вокруг этой политической фигуры обусловлена также сложной международной обстановкой, антироссийской риторикой со стороны ряда государств и экономическими санкциями. Как поведет себя Президент в той или иной ситуации, какую стратегию изберет, как эти шаги повлияют на граждан России — все это в целом имеет большое значение. С его действиями связываются надежды на укрепление стабильности, рост благополучия населения, обороноспособности государства, успешное разрешение международных кризисных ситуаций и т. д.
Президент Российской Федерации играет важную роль в отношениях власти с обществом. Несомненно, будущее страны во многом зависит от того, кто стоит во главе российского государства.
Поэтому изучение вопросов, связанных с отношением общества к деятельности органов власти и прежде всего к деятельности главы государства, становится особенно актуальным.
Президент Российской Федерации —
высшее должностное лицо государства
Понятие «президент» (от лат. praesidens, букв. — «сидящий впереди») существует в двух значениях. С одной стороны, таковым принято считать главу государства, с другой — это выборный председатель исполнительного органа в общественных и научных организациях, в том числе и международных.
Проанализировав основные подходы к понятию «институт президентства», выделим главные признаки, присущие президенту: президент — всегда выборное должностное лицо; на президента возложены функции главы государства в соответствии с конституцией; президент не подчиняется и не зависит от других органов власти.
На основании изложенного можно дать следующее определение понятия: президент — выборное должностное лицо государственной власти, на которое возложены функции главы государства, основанные на нормах конституции. В современном понимании «институт президентства» — единоличный государственный орган власти при республиканской форме правления с полномочиями исполнительной власти и функциями главы государства.
Новый для России институт президентства был введен в 1991 г. в контексте кризиса советской политической системы, завершившегося распадом СССР, изменением отношения к собственности, созданием новых политических и административных институтов.
Этому предшествовали события, когда в марте 1990 г. Внеочередной третий съезд народных депутатов СССР принял закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР». 14 марта 1990 г. на Съезде состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. в должность Президента СССР вступил М.С. Горбачев, который фактически стал первым и единственным Президентом СССР.
Дальнейшие события показали, что введение института президентства не стабилизировало ситуацию в стране, а, наоборот, усугубило кризисные явления, центробежные тенденции в СССР, повлекшие в конечном итоге его распад.
Процесс формирования новой российской государственности начался с момента принятия 12 июня 1990 года I съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
В связи с этим было решено учредить пост Президента РСФСР и возложить на него полномочия по обеспечению суверенитета, государственности, соблюдению законности в РСФСР, созданию надежного механизма взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, координации деятельности их органов.
Должность Президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 г. на основании результатов всероссийского референдума, проведенного 17 марта 1991 года. Утверждая результаты этого референдума, Верховный Совет РСФСР 24 апреля 1991 года принял закон РСФСР «О Президенте РСФСР», который регулировал деятельность и полномочия президента, и закон РСФСР «О выборах Президента РСФСР», который определял процедуру его избрания.
Закон «О Президенте РСФСР» 22 мая 1991 г. был утвержден IV съездом народных депутатов России, который также внес в Конституцию (Основной Закон) РСФСР соответствующие поправки. Президент становился высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР — одной из союзных республик СССР. А спустя месяц, 12 июня 1991 г., состоялись выборы Президента России. Первым Президентом Российской Федерации стал Б.Н. Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 г.
Однако из-за отсутствия четких оснований разграничения властей возникла необходимость принятия других важных решений. Одним из таких действий явилось утверждение Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
Конституция 1993 г. провозгласила разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, указав, что каждая из них является самостоятельной и независимой. Однако сам Президент России не входил ни в одну из этих ветвей власти.
Президентская власть оказала большое воздействие на политическую систему российского государства, стала решающим фактором проведения радикальных экономических реформ.
В июне-июле 1996 г. в ходе двух туров очередных выборов Президента России Б.Н. Ельцин был вновь избран главой государства.
Продолжение курса экономических реформ породило ряд серьезных противоречий. В августе 1998 г. произошел глубокий финансовый кризис, сопровождавшийся замедлением экономического роста и снижением жизненного уровня широких слоев населения. Одним из его следствий стал кризис властных структур, выразившийся в частой смене кабинета министров и новых конфликтах законодательной и исполнительной власти.
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин объявил о своей досрочной отставке и добровольно оставил пост Президента Российской Федерации. Свои полномочия в соответствии со ст. 92 Конституции Российской Федерации он передал Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину. В марте 2000 г. уже в первом туре В.В. Путин одержал победу на президентских выборах.
В марте 2004 г. на новых президентских выборах Владимир Путин одержал еще более убедительную победу: за него проголосовали 71,31 % избирателей. На протяжении всего периода пребывания у власти В.В. Путин пользовался устойчивой поддержкой большинства россиян, прилагал существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране, укреплению ее обороноспособности. Помимо политической системы, в указанный период удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию, укрепить боеготовность Вооруженных Сил России.
В 2008 г. Президентом России стал Д.А. Медведев — бывший Председатель Правительства России. Д.А. Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт президентства также был усовершенствован. Так, срок полномочий главы государства был увеличен с четырех до шести лет.
7 мая 2012 г. Владимир Путин в третий раз, но впервые — на 6 лет вступил в должность Президента России.
7 мая 2018 г. В.В. Путин в четвертый раз был избран Президентом Российской Федерации.
В целом можно констатировать, что введение поста Президента России в условиях демократизации общества позволило укрепить порядок, упорядочить управление государством, усилить основную задачу президента — защиту прав и свобод личности. Только концентрация власти в лице президента на основе демократических принципов могла вывести наше государство из сложной ситуации.
Таким образом, становление и развитие института президентства в нашей стране можно представить в следующем хронологическом порядке:
— принятие решения о необходимости введения поста Президента РСФСР. Основанием принятия такого решения послужило проведение всенародного референдума в 1991 г.;
— издание ряда нормативных актов о введении в РСФСР поста Президента РСФСР;
— избрание Президента РСФСР путем прямых всенародных выборов при тайном голосовании;
— принятие новой Конституции Российской Федерации путем проведения референдума в 1993 г.;
— последующие выборы президентов в Российской Федерации;
— изменение срока избрания на должность Президента Российской Федерации: с 4 лет до 6 лет.
— изменения в Конституцию РФ в части, касающейся статуса, компетенций и ответственности Президента РФ, одобренные в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.
Президент РФ является главой государства (ч. 1 ст. 80 Конституции). Он выполняет особые функции, которые не могут осуществлять другие органы.
Во-первых, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ч. 2 ст. 80).Действуя в этом качестве, он следит за соблюдением Конституции, в том числе при подписании законов, принятых парламентом, следит за соответствием их и процедуры их принятия Конституции РФ.
Во-вторых, Президент РФ — гарант прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Он выступает, в частности, в роли последней инстанции, куда может обратиться осужденный с просьбой о помиловании.
В-третьих, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Выполняя эти задачи, он действует в качестве Верховного главнокомандующего, председателя Совета Безопасности. В случае угрозы безопасности государства он вводит военное и чрезвычайное положение.
В соответствии с внесенными изменениями в ст. 80 Конституции добавлена норма о том, что президент поддерживает гражданский мир и согласие в стране.
В-четвертых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти (ч. 2 ст. 80). В этом, в частности, проявляется координационно-арбитражная роль президентской власти.
В-пятых, Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). С этой целью он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному собранию РФ.
В-шестых, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Внутри страны Президент РФ имеет полномочных представителей в восьми федеральных округах, в важнейших органах государства (палатах Федерального собрания РФ, Конституционном суде РФ), которые обеспечивают осуществление полномочий Президента РФ (п. «к» ст. 83 Конституции). Он назначает в другие страны и международные организации дипломатических представителей, действующих от имени Российской Федерации (п. «м» ст. 83).
Наряду с этим п. «б» ст. 83 и ч. 1 ст. 110 Конституции наделяют Президента РФ полномочиями по общему руководству Правительством РФ и, соответственно, всей системой исполнительной власти.
В целом же полномочия Президента России можно классифицировать, разбив на несколько групп.
1. Полномочия по формированию и руководству исполнительной властью. В этой сфере президент обладает обширным кругом полномочий. Однако он здесь действует не единолично, а совместно с Федеральным собранием.
Президент РФ назначает: Председателя Правительства (после утверждения его кандидатуры Государственной думой), заместителей Председателя Правительства, федеральных министров (кандидатуры которых утверждены Государственной думой) и освобождает их от должности. Иной порядок назначения на должность предусмотрен для руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Они назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ после консультаций с Советом Федерации.
В соответствии со ст. 128 Конституции Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателей и заместителей председателей Конституционного и Верховного судов, судей Верховного суда, а также назначает председателей и заместителей председателей других федеральных судов.
Президент РФ назначает на должность (после консультаций с Советом Федерации) и освобождает от должности Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов федерации и приравненных к ним прокуроров.