Файл: Вопросы для подготовки к зачету понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное рп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.Понятие и периодизация римского права, его деление на публичное и частное

РП – комплекс правовых норм, сложившийся и действовавший на террит. Римской респ., а затем Римской империи с сер. 8в. д.н.э. до конца 5в. н.э. РП регулировало отношения между лицами в пределах римск. гос-ва.

Периодизация: 1. Царский период (8-6вв днэ). 2. Ранняя республика (5-3вв днэ). 3. Поздняя республика (2-1вв днэ). 4. Ранняя империя (принципат – форма правления, при к-ой сочетались монарх. и респ. черты) (1-3вв нэ). 5. Поздняя империя (доминат – абсолют. власть монарха) (4-5вв нэ).

Этапы развития РП. 1. Архаический (753-367гг днэ). 2. Предклассический (367-17г днэ). 3. Классический (17-235 нэ). 4. Постклассический (4-5вв нэ). 5. Юстиниановский (527-565гг нэ).

Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое (относится) к пользе отдельных лиц (Ульпиан). Публичное П – если некая норма по своему содержанию направлена на охрану интересов общества в целом (гос, адм, финанс, криминальное, жреческое, междунар П и процес. правила). ПП исповедует искл императивный метод (нормы носят повелительный характер, не могут б. изменены). Частное П – если норма защищает отдельно взятых индивидуумов (П, распространяющ. на личн., семейн., имущ., наследств., деликтные отнош. отд. лиц. и процес. правила). ЧП – уполномочивающий и диспозитивный методы.

2.Системы римского частного права

Квиритское (цивильное) П – то П, к-ое каждый народ сам для себя установил. Не могло применяться к перегринам (иностр).

П народов – обычаи и нормы купцов Средиземноморья; торговые институты из египетского, финикийского, греческого П; нормы, регулир отнош римлян с членами латинских общин. П народов Гай называл комплекс норм, произошедших из naturalis ratio – естественного разума, общего для всех народов и применимого в силу своей всеобщности в случае, если цивильное П упускает из сферы своего регулирования те или иные вопр, при этом неважно, затронуты ли интересы граждан или же чужеземцев.

Преторское П (магистратское) – сов-сть новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. В ходе судеб деят-сти преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского П, а лишь придавали нормам стар законов нов значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного П. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, к-ые были направлены на изменение норм цивильного П.


  1. Обычай и закон как источники римского права

Обычаи: в основном закреплены в законах 12 табл. С установлением римского мирового господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского П. В ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм. Юлиан намечает образующие обычай признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества. В начале домината было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы.

В республик эпоху закон – решения народа на трибутных, центуриатных или куриатных комициях. 2 стадии: законодат инициатива и создание законопроекта; голосование народа по куриям/центуриям/трибам. Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства: магистрат, народ, сам закон.

Первоначально закон (тогда – плебисцит) – постановления народных собраний, были обязат для плебеев (сословие, не имели гр и полит права). Потом и сенатусконсульты (постанов сената).

Виды законов: а) надпись; б) содержание самого закона; в) санкция (гарантии соблюдения закона).

  1. Законы XII таблиц (З12Т) как первый источник писаного римского права

З12Т – свод законов, принятый в 451-450гг днэ спец коллегией децемвиров. Состоят из большей части местных обычаев и т.н. «царских законов», норм и положений нек-ых греческих законодательств (нап-р, Солона).

Не сохранились, частично восстанов. Содержание (Ливий): З12Т – источник всего публич и частн права. Цицерон: в З12Т регулировалось П жрецов, П жертвоприношений, П магистратов. Также были нормы уголов процесса, обязат, наследств и семейн П, погребальное П. Позже добавлены легисакционные иски.

Иски и фасты после нашествия галлов были сокрыты понтификами. Понтифики обладали монополией на толкование З12Т и составление судебных исков по запросу частных лиц.

Хар. черты: 1. Закреплено уже сформировавшееся П частной собствен. 2. Юридически оформлено соц неравенство между свобод и рабами, патрициями и плебеями. 3. Утвержден принцип автономии частного лица. 4. Зафиксированы нормы процес, семейн, уголов П.

  1. Эдикты магистратов как источник римского права

Магистрат – гос должности, в т ч претор и эдил (избир на 1г). Преторы – исполнял обязанности городских судей по гражд делам. Эдилы курировали ? местного масштаба (строительство дорог и тд). При избрании на должность преторы и эдилы издавали эдикты, в к-ых указывались принципы, к-ыми магистрат будет пользоваться в области своей юрисдикции. Эдикт не имел силы закона. «Вечный эдикт Адриана» - кодификация.



Первоначально Э имели силу закона только 1 год. Постепенно они приобрели силу если не закона, то авторитетного мнения магистрата, на к-ые опирались все последующие преторы. «Постоянный эдикт» - программа будущей судеб деят-сти претора, к-ый формировался во время изб процесса, затем одобрялся народом. Пост эдикт – не судебное решение, а программа будущ судопроизводства. Преторы часто вырабатывали нормы, противоречащие законодат актам.

  1. Значение преторского права в развитии римской правовой системы

Влияние преторского права определялось тем, что претор не только издавал эдикты, но и предварительно решал вопросы о судебной защите по конкретным делам.

Преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. В качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать закону практическое значение или, наоборот, лишить силы положения права. Давая иск или возражение против иска вопреки цивильному праву или в дополнение цивильного права, преторский эдикт создавал новые формы права.

  1. Деятельность римских юристов и ее влияние на развитие римского права

Формирование юриспруденции как самост и важного источника П началось в 3в днэ.

Функции римских юристов: 1. Выдача образцов и редактирование договоров и судебных исков. 2. Защита клиента в суде. 3. Ответы на поступающие от граждан вопросы. 4. Комментирование законов, толкование норм права.

Посредством судеб практики в опред случаях известное мнение авторитетного юриста создавало новую норму права.

В эпоху принципата римская юриспруденция расцветает, императоры, начиная с Августа, предоставлять нек-ым из наиболее уважаемых юристов – «право давать публичные ответы». Сформировались 2 основн юр школы: прокульянцы и сабиньянцы.

По закону о цитировании юристов 426г комментарии юристов Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, к-го придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

  1. Кодификация Юстиниана и ее значение

Свод законов Юстиниана является в основном компиляцией (сов-сть других работ) из существовавших до того источников, но многократно преобразованных, переделанных и обобщенных. Характерно было стремление соединить разнообразные ветви римского права (нап-р, цивильное и преторское право) и удалить отжившие институты.


Кодификация юридической литературы была возложена в 530 г. на комиссию из 17 членов под председательством Трибониана с участием Теофила и Дорофея. В 533 г. законченная работа была опубликована. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии.

Состоит оно из четырех основных частей: (1) Institutiones - в четырех книгах; (2) Digesta (Pandectae); (3) Codex - в 12 книгах, представлявший свод важнейших императорских указов; (4) Novellae (leges) - 168 новелл (новых законов).

  1. Рецепция римского права

Рецепция – восприятие римского частного П правовыми системами др стран.

По своему содержанию римское частное П удовлетворяло потребностям Средневековья в регламентации частной собствен и договорных отнош.

Римское частное П стало "общим правом" ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного П.

РП в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии 16-17 вв., то "искаженное" РП, к-ое получило название пандектного П или же "современное РП". Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное П; она являлась исторически необходимым процессом приспособления РП к новым производственным отношениям. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия и зашиты владения и т.п. базируются на текстах РП. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.

  1. Понятие и содержание правоспособности (ПС) по римскому праву

Субъект права именовался persona. ПС обозначалась caput. ПС - способность лица иметь права.

Требования для обладания ПС: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом; б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи. Сaput определялся трояким состоянием: а) состоянием свободы - status libertatis; б) состоянием гражданства - status civitatis; в) таким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки. Отпадение или изменение одного из этих состояний = прекращение/изменение объема/содержания ПС.

ПС признавалась возникшей в момент рождения человека и прекращалась со смертью. В некоторых, специально оговоренных случаях, РП предусматривало возможность возникновения прав у еще не родившегося ребенка. Нап-р, за неродившимся ребенком признавалось право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери ребенка.


В публич сфере полная ПС предполагала наличие: 1. «П подавать свой голос». 2. «П на почет». В частной: 1. «П брака». 2. «П торговли». 3. «правомочность делать завещание». 4. «отеческая власть».

  1. Элементы римской правоспособности и степени ее ограничения

Элементы полной ПС: а) право вступать в регулируемый РП брак, создавать римскую семью, б) право быть субъектом всех имущ правоотнош и участником соответствующ сделок.

Требования для обладания ПС: а) в отношении свободы: быть свободным, а не рабом; б) в отношении гражданства: принадлежать к числу римских граждан, а не чужеземцев; в) в семейном положении: не быть подчиненным власти главы семьи. Сaput определялся трояким состоянием: а) состоянием свободы - status libertatis; б) состоянием гражданства - status civitatis; в) таким семейным состоянием, status familiae, в силу которого данное лицо не подчинялось власти домовладыки. Отпадение или изменение одного из этих состояний = прекращение/изменение объема/содержания ПС.

Лицо, обладавшее полной ПС, имело следующие права: 1. П совершать юридически значимые сделки имущ характера, следуя предписаниям цивильного П; 2. П заключать законный брак с гражданином/гражданкой Рима; 3. П завещать свое имущество; 4. П наследовать за кем-либо; 5. П голоса; 6. П замещать публичные должности.

Утрата лицом хотя бы одного из статусов влекла за собой и утрату полной ПС, уменьшение объема принадлежащих физ лицу прав, изменение его прав полож. В РП это определялось как capitis deminutio.

  1. Понятие и содержание дееспособности (ДС) по римскому праву

ДС – способность приобретать права и нести обязанности.

НеДС – лица до 7лет, страдавшие психич болезнялми, душевнобольные, слабоумные.

Частично ДС – мальчики 7-14лет, девочки 7-12лет. Могли совершать действия, связанные с приобретением чего-либо, но не влекущие потери и не устанавливающ обязанности (требовалось разреш опекуна).

Без согласия попечителя лица от 14 (12) до 25 лет не могли вступать в брак и составлять завещания.

Ограниченно ДС – «расточители» (слабовольные лица, к-ые не могли соблюдать меру в расходовании имущества), «бесчестные» (осужденные по уголовке и тд) лица, женщины (находились под властью домовладыки