ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенно остро стоит вопрос о соблюдении прав человека в борьбе с террористическими организациями, которые напрочь отрицают общечеловеческие нормы, и могут лишить человека жизни за малейший проступок 1 .
Письменов В.Н. Современное международное право и право на жизнь: о проблемах и перспективах в условиях борьбы с терроризмом // Права человека: история, теория, практика. Сборник научных статей пятой Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. В.В. Коровин. Курск: ЮЗГУ, 2015. С. 69-74.
Действительно, право на жизнь являются важнейшим правом, без обеспечения которого нет смысла говорить о соблюдении остальных прав. Нарушение прав и свобод граждан возможны во всех сферах общественной жизни, где закон предусматривает возможность административного и судебного разрешения. В современном мире наше первоочередное право – право на жизнь все чаще подвергается испытаниям. Международные стандарты поведения стали общепризнанными для многих государств. Благодаря этому обычный человек может рассчитывать на помощь со стороны международных организаций по восстановлению и защите нарушенных прав. Данный аспект также можно рассматривать как дополнительную гарантию личной безопасности каждого человека.
Все вышеизложенное продолжает свидетельствовать о том, что право на жизнь является сложным и многоаспектным вопросом, в рамках которого необходимо решить еще множество проблем. Однако современное законодательство стремится найти пути их решения и многое уже нашло отражения в законодательных актах различных стран, созданы международные организации для контроля за соблюдением прав и свобод граждан всех государств.
2. Обеспечение права на жизнь на законодательном уровне
Законодательно право на жизнь не было закреплено в течение долгого времени, но в каждой цивилизации и государстве существовали обычаи, которые передавались из поколения в поколение и применялись в конкретной ситуации по мере необходимости в рамках защиты права на жизнь.
Официально право на жизнь было закреплено лишь к середине ХХ века. Так, в 1948 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, ст. 3 указанного акта гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». Позже, в ноябре 1950 года в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, в которой ст. 2 закрепляет: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 30 марта 1998 года. Следует подчеркнуть, что в настоящее время Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод представляет собой один из главных международных договоров в области прав человека.
Всеобщая декларация прав человека //Международные акты о правах человека: Сборник документов. / Сост. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. - М., 2002. С. 39. 33
Другим не менее важным международным документом в области прав человека является Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, в котором п. 1 ст. 6 указывает: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»1 .
В Российской Федерации право на жизнь впервые получило закрепление 22 ноября 1991 года в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР. Позже право на жизнь было отражено в ст. 20 Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано: «каждый имеет право на жизнь; смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания…». То есть основной закон нашей страны впервые на законодательном уровне зафиксировал право на жизнь. В СССР ни одна из Конституций не закрепляла за собой право на жизнь, этот исторический факт может быть связан с отсутствием, как политических, так и социальных предпосылок.
Международный пакт о гражданских и политических правах //Международные акты о правах человека: Сборник документов. / Сост. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. - М., 2002. С. 54. 34
После того как Россия вступила в Совет Европы перед нашей страной встал вопрос об отмене смертной казни как вида уголовного наказания, так как этого требует Протокол №6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На основе указанных документах, на сегодняшний день исполнение и назначение смертной в Российской Федерации не реализуется.
Следует отметить, что ни в Конвенциях, ни в Конституции и других нормативно-правовых актах ничего не сказано о моменте начала и окончания жизни. То есть, нет установленных понятий «начало жизни» и «конец жизни» не только на международном ровне, но и на уровне конкретного государства. В Российской Федерации установлены момент рождения ребенка, критерии рождения и признаки живорождения, которые закреплены в Приложении №1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В соответствии с указанным документом под рождения ребенка понимается момент отделения плода от организма матери посредством родов. Также в России в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено определение момента смерти человека, в соответствии с которым моментом смерти человека является время смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). 1
Маклаков В.В. Хартия Европейского союза об основных правах. //Конституции зарубежных государств. - М.: Волтер Клувер, - 2007. С. 324 - 325. 35
Таким образом, отсутствие в нормативных актах определений «начало жизни» и «конец жизни», затрудняет работу судов и других правоохранительных органов, так как они, в ряде случаев, не могут точно установить было ли нарушено право на жизнь. В связи с этим, необходимо создание нормативного документа, включающего в себя определения начала и конца жизни, содержания права на жизнь и порядка его защиты.
Следовательно, исходя из изложенного, право на жизнь признается, соблюдается с помощью механизмов государственного и общественного обеспечения, предусмотренных Конституцией РФ и другими международными актами. Защита права на жизнь заключается в создании и поддержании безопасных условий жизни для каждого конкретного человека
2.2 Основы государственной защиты конституционного права на жизнь
Рассматривая государственную защиту конституционного права на жизнь необходимо отметить, что все государственные органы обязаны обеспечивать и защищать указанное право как наивысшее право человека. В Российской Федерации на законодательном уровне закреплены институты, в полномочия которых входит реализация правовых норм и гарантий в области обеспечения и защиты права на жизнь. К ним относятся: 1) судебные органы; 2) прокуратура; 3) Уполномоченный по правам человека.
Часть 1 статьи 46 Конституции РФ провозгласила, что каждому гарантируется судебная защита его права на жизнь. Отметим, что право на судебную защиту носит универсальный характер, т.е. сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 55 Конституции РФ). В этом смысле данная норма Конституции РФ полностью соответствует требованиям, сформулированным в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом»1 .
В Российской Федерации механизм контроля за соблюдением всеми ветвями власти прав человека осуществляет Конституционный Суд РФ, который наделен определенными полномочиями в этой сфере. Так, Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П разъяснил, что по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих ей положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, каждый при рассмотрении предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Это означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться именно законно установленным составом суда.
Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов /под ред. Карташкин В.А., Лукашева Е.А. - М., 2002. С. 39. 37
Таким образом, можно сказать, что право на судебную защиту является гарантией всех других прав и свобод и не подлежит каким-либо ограничениям. Статья 46 Конституции РФ устанавливает не только гарантию судебной защиты нарушенного права на жизнь, а также закрепляет право обжалования в суде решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц.
Немаловажным является то, что действующая Конституции РФ включила положение, согласно которому: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3. ст. 46). Однако, в настоящее время Россия перестала быть стороной Европейской Конвенции по правам человека и может не исполнять решения Европейского суда по правам человека. Поэтому обращение граждан в ЕСПЧ не будет являться эффективным способом защиты права на жизнь.
Нельзя обойти вниманием и статью 33 Конституции РФ, которая провозгласила: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа над их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией. Исходя из изложенного, необходимо констатировать, что на сегодня в нашей стране существует определенная законодательная база, направленная на судебную защиту человека и гражданина. Также следует отметить, что еще остаются некоторые проблемы, связанные в данной области, например, большая загруженность судов, недостаточная правовой информированность граждан. В связи с этим необходимо продолжить судебную реформу, ведущую к созданию сильной, доступной для всех без исключений граждан судебной власти.
Прокуратура Российской Федерации является следующим институтом защиты права на жизнь человека. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Данный институт осуществляющая свою деятельность на основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Главными целями деятельности прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В настоящее время прокурорский надзор является важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина.
Н.В. Кальченко отмечает, что «степень эффективности и результативности общенадзорных действий данного органа предопределяет возможность благоприятной реализации всех конституционных прав человека и гражданина и права на жизнь – прежде всего». Следует согласиться с данным высказыванием ученого. Правозащитная функция прокуратуры проявляется и в праве прокуроров возбуждать дела в защиту других лиц. Так, например, при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
(п. 2 ст. 1 Федеральный Закон от 17.01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020) //Собрание законодательства РФ. - 20.11.1995. - № 47. - Ст. 4472. 40 27 ФЗ «О прокуратуре»).
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - независимый государственный орган, действующий на основании Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1 - ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Введение в правовую систему Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека следует расценивать как значительный прогресс демократического развития страны и повышение роли юридических гарантий в вопросах обеспечения прав человека. Эта должность учреждена в целях обеспечения государственной защиты прав, свобод гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет