Файл: Конституционное право Право на жизнь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц. Как посредник между гражданами и государственными органами, омбудсмен не имеет права изменять решения административных органов. Конкретные формы реагирования омбудсмена на нарушение прав граждан весьма разнообразны: представления, рекомендации, обращения, жалобы в Конституционный Суд и т.д.

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, является ежегодный доклад парламенту, где анализируются наиболее часто

Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (в ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства РФ. - 03.03.1997. - № 9. - Ст. 1011.
встречающиеся нарушения прав граждан, отмечаются недостатки в деятельности администрации, высказываются рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения и т.д. Так, согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. Однако, несмотря на то, что роль Уполномоченного очень важна, он не обладает никакими государственно-властными полномочиями. Как заметила Р. Р. Амирова «Уполномоченный по правам человека в России и субъектах никакими властными полномочиями не обладает, он может только просить, уговаривать, ставить вопросы». Следует указать, что юридическая сила решений омбудсмена основывается не на законе, а на убедительности его доводов и его способности завоевать доверие государственных органов, прессы. В целом, несмотря на то, что институт Уполномоченного по правам человека появился в России сравнительно недавно, ряд отечественных исследователей указывают на необходимость реформирования данного института. Так, например, К.Д. Шаймарданов высказывается о необходимости в направлении расширения возможностей влияния Уполномоченного на должностных лиц, действие (или бездействие) которых приводит к нарушению прав граждан; в предоставлении Уполномоченному права законодательной инициативы и расширении его возможностей для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе и по вопросам толкования действующего российского законодательства и международных договоров Российской Федерации. Наконец, правом принесения жалобы на вступивший в законную силу судебный приговор,
решение или определение, кроме лиц, указанных в действующем законодательстве, должен обладать также Уполномоченный по правам человека»1 . По мнению К.Д.Шаймарданова, данные полномочия позволят омбудсмену не только осуществлять правозащитную и контрольную деятельность в области прав человека, но и по ее результатам оказывать влияние на совершенствование законодательства. Это необходимо, прежде всего, для своевременного выявления и пресечения нарушения прав человека. Необходимым условием качественной работы Уполномоченного является создание региональных механизмов защиты прав и свобод на всей территории России.

Надо сказать, что российские ученые, в целях реализации гарантии защиты прав граждан неоднократно говорили о необходимости создания специализированных институтов Уполномоченного по правам человека в сферах массового и грубого нарушения прав человека. 1

Шаймарданов К.Д. Юридические гарантии как составная часть конституционно-правового механизма защиты основных прав и свобод человека и гражданина // Черные дыры в Российском законодательстве. 2015. № 6. С. 15-16. 43

В настоящее время в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации федеральным законом от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. Стоит отметить, что данный институт защиты успел зарекомендовать себя с положительной стороны. Подводя итоги, следует констатировать, что должность омбудсмена необходима в каждой конкретной стране, поскольку деятельность его, прежде всего, направлена на взаимодействие всех субъектов права в области защиты нарушенных прав личности.

Итак, проанализировав рассмотренные институты защиты прав граждан, необходимо сказать о том, что контроль, осуществляемый судебными органами, не в коим случае не может и не должен быть заменен ни органами прокуратуры, ни иными средствами реагирования на нарушения прав граждан, имеющиеся у Уполномоченного по правам человека. Суд является самостоятельной ветвью государственной власти. Органы прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека действуют во взаимосвязи, образуя тем самым прочный механизм защиты права на жизнь человека. Судебный контроль за законностью дополняется внесудебными альтернативными механизмами обеспечения исполнения законов, соблюдения прав и свобод граждан. Тем самым гражданам и организациям предоставляется право выбора на обращение за защитой своих прав и законных интересов в суд либо иные органы государства, что полностью соответствует общепризнанным демократическим правовым стандартам.