Файл: Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ЛЭТИ» ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА)
Кафедра БЖД


ОТЧЕТ
по лабораторной работе №8
по дисциплине БЖД

ТЕМА: «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

Студенты гр. 1207 ____________________ Бачевский И.М.

Базилов Б.

Омурбеков А.

Преподаватель ____________________ Трусов А.А.

Санкт-Петербург
2023

Цель работы: исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики деятельности человека.

Общие сведения: Распространение автоматизированных систем управления выдвинуло в число актуальных проблем разработку методов проектирования операторских пунктов и, в первую очередь, систем и средств отображения информации Остро стоит вопрос о психофизиологической оценке индикаторов телевизионного типа, о принципах, методах и средствах контроля состояния человека-оператора, в частности, функционального состояния его зрительного анализатора. Операторы систем управления и контроля на видеотерминалах в течение рабочего дня выполняют сложную зрительно напряжённую работу, вызывающую как зрительное, так и общее утомление, которое свидетельствует о неадекватности средств отображения информации (в данном случае, светотехнических параметров телевизионных экранов) особенностям процессов, определяемых психофизиологическими характеристиками зрения человека. В связи с этим в настоящее время первостепенное значение приобретает психофизиологический подход к решению вопросов оптимизации взаимодействия оператора с видеотерминалами (ВДТ), оценки качества отображаемой информации и её количественных характеристик. Такой подход подразумевает исследование функционального состояния зрительного анализатора и установление динамики зрительных функций в конкретных условиях операторской деятельности. Специфика работы с телевизионным экраном заключается в том, что оператор должен воспринимать информацию не в проходящем свете, как это обычно бывает при использовании знаковой индикации, и не в отражённом, а с экранов электронно-лучевых трубок, которые сами являются источниками света. По данным психофизики зрения, оптимальными условиями работы глаза являются такие, при которых достигаются наивысшие значения основных функций зрения: контрастной и световой чувствительности, быстроты и остроты различения.


Многочисленными экспериментами определены оптимальные значения угловых размеров, яркости В, контраста К, времени различения для основных функций зрения. Однако количественные характеристики, В, К, раздражителей, включённых в процесс оперативной работы, оказываются иными, чем при оценке основных функций зрения. Это связано с тем, что в реальных условиях оператор имеет дело с классом объектов другого уровня сложности, чем объекты классической психофизики, и условия их опознавания сильно отличаются от лабораторных. Современные способы предъявления зрительной информации (на телевизионных экранах, дисплеях), особые требования к эффективности её обработки в процессе трудовой деятельности делают психофизические проблемы особенно актуальными, а определение оптимальных условий отображения -необходимым. Таким образом, проблема оптимизации условий предъявления информации на средствах отображения включает исследование психофизических зависимостей в процессе содержательной деятельности оператора и психофизиологическую оценку телевизионного способа предъявления информации. На эффективность приёма информации с экрана ВДТ влияют также такие факторы, как уровень освещённости в помещении, наличие шума и т. д. В процессе эксперимента, как правило, проявляется влияние тренировки (улучшение результатов после нескольких серий в начале работы), а также влияние зрительного утомления (ухудшение результатов в конце эксперимента). Важным фактором являются и индивидуальные характеристики человека и его зрительного анализатора. В соответствии с приведёнными выше положениями, задачей данной лабораторной работы является исследование влияния условий предъявления визуальной информации на эффективность её приема и переработки пользователем. В качестве исследуемых взаимосвязанных параметров изображения выбраны: цвет символов, окна и фона, время экспозиции символов, угловой размер знаков, местоположение окна для предъявления символов на экране индикатора и др.



Обработка результатов:

Исходные данные:

№ опыта

параметры

символы

тип формуляра

кол-во символов

кол-во окон

Размер символа

1

цифры

строка

5

1

12

1.1

цифры

строка

5

1

12

2

цифры

строка

4

1

12

2.1

цифры

строка

4

1

12

3

цифры

строка

5

1

8

3.1

цифры

строка

5

1

8

4

цифры

столбец

5

2

12

4.1

цифры

столбец

5

2

12



Эксперимент №1:



55

110

165

220

275

330

1

0,2

0,8

0,2

0,8

0,8

0,8

2

0

0,6

1

0,8

1

1





Рисунок 1.

Эксперимент №2:



55

110

165

220

275

330

1

0,6

0,4

0,6

1

0,8

0

2

0

0,4

0,2

0,2

0,2

0,6





Рисунок 2.

Эксперимент №3:



55

110

165

220

275

330

1

0

0

0,2

0

0

0

2

0

0,2

0

0

0,2

0





Рисунок 3.

Эксперимент №4:




55

110

165

220

275

330

1

0

0

0,2

0

0,2

0,2

2

0

0,2

0,4

0,4

0,2

0,4





Рисунок 4.

Вывод:

  1. Эксперимент №1

У первого и второго испытуемых с увеличением времени увеличивается вероятность правильно увидеть символы. Наиболее четко оба испытуемых начинают видеть примерно с 165 мс. Но у 1 номера есть промах на 165 мс. Причинами может являться то, что испытуемый либо недостаточная сосредоточенность, либо внешние факторы. 1 номер так и не смог достичь 100% опознания символов на экране. Номер 2 смог достичь 1 при 165 мс.

  1. Эксперимент №2

При уменьшении количества символов испытуемые должны показывать более высокие результаты опознания, что и показывает 1 номер. Но на 6 опыте что то пошло не так и испытуемый не смог написать ни одного числа. Проблема скорее всего либо в усталости, либо внешние факторы. Номер 2 же показал результаты хуже, чем при большем количестве символов. Причиной также может являться усталость или внешние факторы.

  1. Эксперимент №3

При уменьшении размера символов оба испытывают проблемы из за недостаточно острого зрения. У первого номера результаты практически при любом времени нулевые, за исключением 165 мс. У второго испытуемого все чуть лучше, но также плохо. Правильно увидеть символы удалось лишь на 110 мс и 275 мс. Возможно, также роль играет усталость глаз от нескольких опытов подряд.

  1. Эксперимент №4

В 4 эксперименте было изменено расположение символов и количество окон. У первого испытуемого с этим возникли проблемы. Причина скорее всего в скорости реакции человека, так как при резком перемещении сложно получить какую либо информацию. Большее воздействие оказало увеличение количества окон, нежели изменение расположения цифр на столбец. Второй испытуемый справился лучше. Подобная работа сильно влияет на нагрузку на глаза, из за чего усталость проявляется быстрее.


Также хочется сказать о погрешностях результатов в ходе проведения экспериментов. Одной из таких погрешностей является частота обновления кадров монитора, чаще всего используются мониторы с частотой 60-75 Гц, что влияет на время показывания информации, т.к. примерно каждые 17 мс происходит обновления кадров, соответственно окончательное время может быть как меньше, так и больше заданного, исходя из этого можно сказать, что данная погрешность могла повлиять на результаты в почти всех экспериментах. Другой такой погрешностью является расстояние от глаза до монитора. Третьим фактором я бы хотел отметить шум в аудитории, так как считаю, что это также косвенно влияет на процесс запоминания информации, а также на скорость реакции, предполагаю, что для увеличения точности результатов, данный тест должен проходить в специальных кабинетах: с приемлемым шумом, без посторонних лиц, а также в нормальных условиях: температура, освещение и т.д.