Файл: Флсф 1 26 Алхимия как феномен средневековой культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карцев Иван – Тема: ФЛСФ.1.1.0.26 «Алхимия как феномен средневековой культуры»
Введение
До XVI века главной целью алхимии было превращение неблагородных металлов в благородные с помощью трансмутации, которая играла ключевую роль в работе алхимиков. Это стремление базировалось на представлениях древнегреческой философии о первоначальных элементах, которые при определенных условиях имели возможность переходить друг в друга. В IV-XVI веках, когда алхимия достигла высокой популярности, развивались как умозрительная алхимия, так и практическая химия, которые взаимно влияли друг на друга.
Период алхимии – это время поиска философского камня для трансмутации металлов. Он основан на древних представлениях о четырех элементах и может быть разделен на три подпериода: александрийский, арабский и европейский. Она базировалась на старых убеждениях в четырех элементах мира и относилась к активной работе астрологии и мистицизма. За время александрийского периода была создана символика, которая связывала каждый из известных тогда семи металлов с соответствующей планетой: Луна - серебро, Меркурий - ртуть, Венера - медь, Солнце - золото, Марс - железо, Юпитер - олово; Сатурн - свинец.
История развития алхимии
Термин «алхимия» попал в европейские языки из арабского الكيمياء (’al-khīmiyā’), которое, в свою очередь, было заимствовано из древнегреческого (χυμεία — «флюид», χυμός — «сок», χέω — «лить») либо восходит к самоназванию Древнего Египта — Кеме или Хем; изначально слово, по-видимому, должно было означать нечто вроде «египетского искусства». Впервые термин алхимия встречается в рукописи Юлиуса Фирмика, астролога IV века.
Среди несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков - открытие явления амальгамирования металлов. Для золочения стали использовать амальгаму из золота. Александрийские ученые усовершенствовали метод извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, полученная из киновари или каломели. Помимо практической ценности, уникальная способность ртути образовывать амальгаму способствовала появлению концепции ртути как особого, первичного металла. Алхимики также разработали метод очистки золота купелированием - нагреванием руды свинцом и селитрой.
Теоретической основой арабской алхимии было учение Аристотеля. Однако развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Джабир ибн Хайян (Гебер) в конце VIII века разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, согласно которой металлы образуются по двум принципам: ртуть (принцип металличности) и сера (принцип воспламеняемости). Для образования золота - идеального металла, помимо Меркурия и Серы, необходимо иметь определенное вещество, которое Джабир называл эликсиром. Таким образом, проблема трансмутации в рамках теории ртути и серы была сведена к задаче выделения эликсира, иначе называемого философским камнем. Теория ртути-серы составляла теоретическую основу алхимии на следующие несколько столетий. В начале X века другой выдающийся алхимик, Ар-Рази (Разес), усовершенствовал теорию, добавив принцип твердости (хрупкости) или философской соли к ртути и сере. Арабская алхимия, в отличие от александрийской алхимии, была вполне рациональной; мистические элементы в нем были скорее данью традиции. В дополнение к формированию базовой теории алхимии на арабском этапе были разработаны концептуальный аппарат, лабораторная техника и экспериментальная техника. Арабские алхимики добились несомненных практических успехов - выделили сурьму, мышьяк и, по-видимому, фосфор, получили уксусную кислоту и разбавленные растворы минеральных кислот. Важной заслугой арабских алхимиков было создание рациональной аптеки, развивающей традиции древней медицины.
В Европе алхимия появилась только в 11 веке в Испании и на острове Сицилия, где был тесный контакт с арабами. Именно здесь арабские рукописи были впервые переведены на латынь. Здесь же появились первые алхимические школы. Дружбы с алхимиками добивались влиятельные вельможи. Их окружали ученики и последователи. Был установлен даже кодекс поведения.
Алхимики были и в России. В XVII веке алхимией занимались старообрядческие монахи Выговской пустыни, расположенной у Онежского озера. Под эгидой основателя пустыни Андрея Денисова на русский язык был переведен труд известного алхимика XIII века Раймона Лулля «Великое искусство». Правда, старообрядцев привлекала не столько
возможность получить Философский камень, сколько наука, объяснявшая единство божественного творения.
Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология относится к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовить два загадочных вещества, с помощью которых можно было достичь желаемого облагораживания (трансмутации) металлов. Можно считать, что их работа легла в основу современной химии.
Алхимия и мистическая алхимия в средневековой Европе
После начала крестовых походов в 1096 году южные европейские страны поддерживали довольно тесные связи с Византией и арабским миром. Тогда же европейцы впервые познакомились с достижениями и наследием арабской цивилизации. В XII веке арабские трактаты и произведения античных авторов начали переводить на латынь. В период с XII по XVII век алхимией занимались известные ученые, оставившие свой след в европейской науке.
Под влиянием католической церкви между арабской и европейской алхимией появились существенные различия. Идеи, не соответствующие догматам христианства, считались опасными. В 1317 году Папа Иоанн XXII подверг анафеме алхимию, а еретики могли быть переданы инквизиции. Однако европейские правители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, продолжали покровительствовать ей, рассчитывая на потенциальные выгоды, такие как способ получить золото. Европейская алхимия и александрийская алхимия были науками, доступными только узкому кругу посвященных, что и объясняет крайне расплывчатое изложение результатов экспериментов в европейской алхимии. Тем не менее, в течение долгого времени европейские труды по алхимии были лишь переводами или сборниками арабских трактатов.
Первым известным европейским алхимиком был монах-доминиканец Альберт фон Болстедт (1193–1280). Его работы, такие как "Книга алхимии", "О металлах и минералах" и "Алхимический кодекс", сильно повлияли на европейских ученых позднего средневековья и начала XIX века, повысив значение натурфилософии Аристотеля. В своих работах Альберт заявил, что металлы состоят из ртути, серы, аммиака и мышьяка, а также первым из европейских алхимиков описал свойства мышьяка.
Современником Альберта фон Болстедта был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214–1292), автор таких известных трактатов, как "Зеркало алхимии" и "Сила алхимии". В своих работах Бэкон подробно описал природу металлов с точки зрения теории ртути-серы и определил три этапа приготовления эликсира из первичного вещества: нигредо, альбедо и рубедо.
В работах Альберта фон Болстедта и Роджера Бэкона доля мистики была относительно небольшой. Основоположниками мистических движений часто называют испанского врача Арнальдо де Вилланова (1240-1313) и Раймунда Лулля (1235-1313). Их работы «Завет», излагающий в двух книгах универсальное химическое искусство и «Розарий философов» были посвящены трансмутации с особым упором на магические операции, необходимые для получения желаемых результатов.
Мистические алхимики сформулировали дополнительные задачи своей науки:
-
Приготовление Эликсира или Философского камня; -
Создание гомункула; -
Приготовление алкагеста - универсального растворителя; -
Палигенез, или восстановление растений из пепла; -
Приготовление мирового духа - волшебного вещества, растворяющего золото; -
Извлечение квинтэссенции; -
Приготовление жидкого золота.
Двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определенным зодиакальным созвездием, должны были послужить для достижения поставленных целей. Мистическая связь алхимии и астрологии была для алхимиков важнее фактов.
В XIV-XV веках европейская алхимия достигла значительных успехов, сумев превзойти арабов в понимании свойств материи. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из своих попыток получить универсальный растворитель, получил раствор аммиака в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото. Важную роль в становлении европейской алхимии сыграл ученый, работавший в Испании в XIV веке; он подписывал свои работы именем Гебера. Он первым подробно описал серную и азотную кислоты. Использование минеральных кислот в высоких концентрациях в алхимической практике привело к значительному увеличению знаний алхимиков об этом веществе. Неизвестный автор, писавший под именем Василий Валентин (XIV век), открыл серный эфир, соляную кислоту, соединения мышьяка и сурьмы. Его книга Триумфальная колесница сурьмы описывает методы получения сурьмы и ее лечебное применение.
Иоганн Рудольф Глаубер открыл сульфат натрия (глауберову соль), считая его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541-1615) сделал оксид олова. Блез Виженер (1523-1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры показывают, что исследования алхимиков, ненаучные по современным представлениям, принесли пользу не только избранным, но и человечеству в целом.
Многие открытия были новаторскими. В 1602 году сапожник и алхимик Винченцо Качароло в горах Болоньи нашел очень тяжелый камень и предположил, что в нем золото. Пытаясь извлечь из него золото, алхимик прокалил его углем и селитрой и обнаружил, что остывший продукт светится красноватым светом в темноте. Новость поразила алхимиков, и тяжелый шпат (сульфат бария) стал объектом химических операций. В 1774 году неизвестный ранее металл получил название барий. В середине XVII века гамбургский алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня, дистиллирующего человеческую мочу, обнаружил, что кальцинированный осадок светится в темноте. Бранд показал этот трюк любителям и получил за это деньги, а затем продал свой секрет гамбургскому алхимику Иоганну Крафт. Спекуляции по поводу фосфора существовали до тех пор, пока в 1743 году немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) не нашел более совершенный метод получения фосфора и не опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений. Типография сыграла большую роль в распространении алхимических сочинений.
Техническая химия и ятрохимия
Направления алхимии, такие как ятрохимия и техническая химия, представляли собой переходный этап от классической алхимии к научной химии.
Основатель ятрохимии, Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, вошедший в историю под псевдонимом Парацельс (1493-1541). Парацельс был знаком с мистицизмом - он искал эликсир жизни и даже утверждал, что нашел его. В его трудах можно найти подробный рецепт приготовления гомункула. Однако он также использовал химические соединения для лечебных целей. Парацельс считал, что задача алхимии - производить лекарства, а не золото и серебро. Его медицинские идеи основывались на теории ртути-серы. Он считал, что в здоровом организме три принципа - ртуть, сера и соль - находятся в равновесии; болезнь представляет собой дисбаланс между принципами. Парацельс использовал лекарства минерального происхождения для восстановления равновесия между принципами у здорового организма.