Файл: Вебресурсы для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

курсовая работа
по предмету Педагогика
на тему: Веб-ресурсы для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме

Содержание


Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты использования веб-ресурсов для обучения английскому языку 4

1.1 Веб-ресурсы в преподавании английского языка 4

1.2 Обзор веб-ресурсов для обучения английскому языку 7

Вывод по первой главе 10

Глава 2. Практический анализ применения веб-ресурсов для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме 11

2.1 Методика дистанционного обучения 11

2.2. Условия использования дистанционного обучения……………………12

Вывод по второй главе 15

Заключение 16

Список литературы 17


Введение
Актуальность. Одной из задач современной системы образования является способность быстрой адаптации к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Образование как одна из самых важных отраслей любого общества должно соответствовать всем изменениям в обществе, быть гибким и конкурентоспособным. Управление образовательным учреждением в существующих условиях заключается в том, чтобы не просто учитывать изменения, но и опережать их, позволяя педагогам и обучающимся идти в ногу со временем, быть успешными и актуальными.

Объект исследования – веб-ресурсы.

Предмет исследования – процесс изучения веб-ресурсов для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме.

Цель работыизучить особенности применения веб-ресурсов для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть Веб-ресурсы в преподавании английского языка

2. Представить обзор веб-ресурсов для обучения английскому языку;

3. Проанализировать специфику применения веб-ресурсов для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме.

Методы исследования - в работе применен метод анализ и синтеза научной литературы по проблеме исследования.


Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также из списка использованных источников.

Глава 1.Теоретические аспекты использования веб-ресурсов для обучения английскому языку 


    1. Веб-ресурсы в преподавании английского языка


Интернет кардинально изменил не только то и как мы стали получать информацию, он глобально повлиял на продуктивную деятельность самых разных участников сетевого взаимодействия, открыв возможность делиться и распространять свой собственный контент для всех, кто имеет доступ к всемирной паутине. Именно эта интерактивная составляющая, а также возможность обратной связи сделали Интернет технологии в целом и web 2.0 в частности эффективными и востребованными среди изучающих и обучающих иностранному языку [12, c. 44].

Технологии Web 2.0 имеют такие важные характеристики как: открытость и доступность, массовость аудитории, опосредованность общения, возможность создания собственного продукта (текстового, аудио, видео, фото и т.д.), возможность хранения и распространения собственного контента. Как любое сравнительно новое явление, веб-ресурсы классифицировались и описывались с точек зрения их базовой направленности, функций, доступности и т.д. По одной из «существующих классификаций веб-технологий (ресурсов Web 2.0), можно выделить следующие типы: коммуникационные, совместные, генеративные и интерактивные. Данная типология наглядно демонстрирует, что применение таких технологий полностью соответствует потребностям современного человека, отвечает требованиям времени и запросам общества на адаптированную к современным формам взаимодействия личность» [2, c. 19].

Современный участник образовательного процесса, будь то школьник или учитель, студент или преподаватель, обучающийся дистанционно, человек, занимающийся самообразованием, уже не обходится без обращения к ресурсам сети Интернет. Следует отметить один тот факт, что бумажные словари, если и сохранились как традиционный лексикографический источник, то на практике уступили место онлайн-словарям и справочникам, которые, в отличие от бумажных носителей, регулярно обновляются со скоростью, доступной только интернет-версиям.

Говоря об изучении и обучении английскому языку, еще раз подчеркнем необходимость развития так называемых навыков 4 Сs, а именно:



 критическое мышление (critical thinking),

 коммуникация (communication),

 творчество (creativity),

 сотрудничество (cooperation\collaboration).

Таким образом, необходимо взглянуть на технологии Web 2.0 с позиции их вклада в развитие таких навыков, а также общих навыков владения иностранным языком, рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке.

Коммуникационные веб-технологии включают блоги и микро-блоги, аудио-блоги (подкасты), видео-блоги, социальные сети и мессенджеры. Целесообразным представляется использование сервисов подкастов, как с уже готовыми записями, так и сервисами, позволяющими создавать свои подборки подкастов.

Под термином «подкаст» (от англ. iPod и broadcast) понимается аудио- или видеофайл, который распространяется бесплатно через Интернет для массового прослушивания или просмотра [4, c. 175]. Прослушивание подкастов позволяет разнообразить аудирование, как в рамках подготовки к ЕГЭ, так и в процессе вузовской языковой подготовки. Длительность записи, разнообразие тем, акцентов, скорости речи, наличие диалогических и монологических форм – все это значительно расширяет возможности знакомства не только с аутентичным звучанием речи, но и с современным речеупотреблением.

Существуют также и открытые платформы для размещения своих подборок подкастов. Обучающиеся могут вести различные рубрики, создавать тематические подборки, делиться своим опытом, рассказывать о своих увлечениях в новой форме - в форме подкаста, который могут прослушивать, скачивать и комментировать другие пользователи. Благодаря этому можно не только совершенствовать навыки устной речи, но и реализовывать межпредметные связи, осуществлять проектную деятельность, аудио подборка может стать отличным продуктом проектной деятельности обучающихся.

Применение такой технологии позволяет одновременно развивать и критическое мышление (выбор актуальной тематики), и творческий потенциал (форма подачи информации), и коммуникативные навыки (общение с подписчиками). На основе подборок подкастов можно проводить дискуссии, к готовым подкастам можно создавать скрипты, задания на понимание звучащей речи и многое другое.

Перейдем к совместным технологиям Web 2.0, которые предназначены для работы над общим проектом. К таким технологиям относятся виртуальные текстовые редакторы (совместное создание и\или редактирование текста), вики сервисы, виртуальные сообщества и виртуальные классы, виртуальные доски и рабочие пространства. Работа с текстом лежит в основе обучения языку,
когда дело доходит до проектной работы, подразумевающей совместную презентацию и составление отчета, текста выступления, написание тезисов и т.д., на помощь могут прийти такие ресурсы как Google docs или PiratePad [10, c. 22].

Пользователи могут получать доступ к одному и тому же текстовому документу, создавать его вместе, редактировать, делиться комментариями. PiratePad, к примеру, имеет функцию цветовой дифференциации пользователей, что позволяет наглядно отслеживать активность каждого участника и качество его работы.
1.2 Обзор веб-ресурсов для обучения английскому языку
Виртуальные сообщества и классы, несомненно, подойдут для организации дистанционной работы, а также для проведения и контроля самостоятельной работы. Одним из таких виртуальных классов является Google Class. Он дает возможность создавать темы и разделы дисциплины, добавлять материалы к урокам или модулям, создавать дискуссии и давать задания, задавать вопросы. У сервиса есть возможность работы с неограниченным количеством участников. Набор инструментов небольшой, но вполне достаточный для проведения занятий как по практическим, так и по теоретическим дисциплинам [1, c. 20].

Альтернативой виртуальным классам могут стать виртуальные доски, которые при своей кажущейся простоте открывают безграничные возможности для применения в обучении. Одним из наиболее популярных ресурсов является Padlet. К виртуальному пространству может получить доступ как любой пользователь, так и ограниченная группа обучающихся. Из инструментов взаимодействия имеется возможность размещать документы, презентации, фото, видео и аудио.

Участники могут оставлять комментарии и добавлять свои материалы, вести свои доски, что может стать онлайн альтернативой конспектам, рабочим тетрадям и т.д. Ресурс Padlet прекрасно подойдет для проектной работы, для творческих заданий, так как свою виртуальную доску можно оформить в индивидуальном стиле, разместить ссылку на нее в социальных сетях, а следовательно, распространять результаты своей работы, делиться идеями [9, c. 25].

Предназначение генеративных Web 2.0 технологий заключается в создании чего-то нового и в возможности поделиться созданным. Эту же задачу, к примеру, реализовывают и совместные технологии, что говорит об интегрированном характере веб-технологий в целом. Некоторые совместные технологии могут стать отличным инструментом при работе с ресурсами, относящимися к генеративным. К генеративным технологиям можно отнести Google sites, ментальные карты, веб-квесты, виртуальные миры. С появлением настраиваемых шаблонов и конструкторов сайтов создание своей страницы стало доступно абсолютно любому пользователю, для
этого не нужно владеть языками программирования, специальными программами, требуются только базовые технические навыки [3, c. 66].

Платформа Google разработала простой, но функциональный конструктор веб-сайтов. Для создания требуется только наличие Google аккаунта, а загружаемые документы должны находиться на Google диске, остальное ограничивается только фантазией и имеющимися шаблонами оформления. Следует отметить, что при всей простоте сайты, созданные на этой платформе, позволяют наглядно представлять результаты обучения, преподавателю они дают возможность делиться опытом с коллегами, взаимодействовать с учебной группой, так как на сайте можно размещать опросы, ссылки на сторонние ресурсы и многое другое.

Обучающиеся могут создавать свои страницы по учебным дисциплинам или изучаемым темам. Дополнением к Google сайтам могут быть и другие ресурсы Google, например, Google формы, позволяющие проводить опросы, тестирования и запись на мероприятия. Применение ментальных карт (mind maps) имеет широкий диапазон, в обучении английскому языку стоит прибегнуть к такой технологии, если есть необходимость развить ассоциативное или логическое мышление, представить данные в наглядной графической форме (например, описать сюжетные линии литературного произведения, взаимосвязь персонажей и т.д.), также ментальные карты подойдут для составления тематических глоссариев или лексических гнезд [8, c. 14].

Поясним, что под ментальной (или мыслительной) картой понимается особая техника «представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной систематизированной графической форме, которая отражает смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и другие виды связей между понятиями и частями, составляющими рассматриваемую область» [11, с. 23].

Технология веб-квеста успешно применяется учителями в основном во внеаудиторной деятельности. Существует несколько открытых платформ для создания веб-квестов, одной из которых является Zunal (англоязычный ресурс). На практике представляется возможным использовать не только специализированные сайты, но и описанные ранее виртуальные доски, при условии соблюдения традиционной структуры квеста, платформа Padlet станет более удобной альтернативой.

В структуру веб-квеста входят следующие этапы: приветствие (знакомство), введение, задания (формулировка), процесс выполнения заданий, оценивание и выводы. Прохождение веб-квеста в идеале подразумевает работу с заданной темой или проблемой по траектории, намеченной преподавателем, при этом обучающийся осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, оформляет ее результаты в заданной или свободной форме, например в форме путеводителя или видеоролика (возможность творческой реализации).