Файл: Вебресурсы для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В результате происходит погружение в иноязычную среду, так как задания могут включать просмотр фильмов, новостей на иностранном языке, чтение газетных или научных статей, фрагментов литературных произведений, переписку с носителями языка и многое другое. По времени и объему прохождение веб-квеста может быть адаптировано как для формата домашних заданий, так и для более продолжительной по времени самостоятельной работы, а также для итоговой презентации совместной или индивидуальной проектной деятельности [5, c. 29].
Четвертая группа ресурсов – интерактивная. Ее предназначение в обмене информацией, идеями и ресурсами, Интерактивные ресурсы позволяют установить обратную связь и проводить работу в режиме реального времени. К ним относятся сервисы социальных закладок (например, Delicious), интерактивные модули (например, LearningApps), социальные сети, блоги, массовые онлайн курсы (MOOCS), сервисы для создания и проведения онлайн тестирования (например, ClassMarker, Kahoot или Online Test Pad) [3, c. 40].
Подробнее стоит остановиться на интерактивных мультимедийных модулях. Наиболее известным является открытый и бесплатный ресурс по созданию таких модулей на разных языках LearningApps. Ресурс позволяет создавать интересные и доступные всем модули заданий от множественного выбора, классификации, заполнения пропусков до заданий по написанию эссе, прослушиванию аудио или просмотру видео, прохождению викторин, решению кроссвордов, составлению слов из букв и т.д.
Все задания создаются по понятным и простым шаблонам, готовые задания разных типов можно объединить в тематические модули, разместить в виде ссылки на станице интернет-сайта, в социальных сетях, поделиться ссылкой с учебной группой по электронной почте. Сами обучающиеся могут создавать такие модули в ходе закрепления материала, или в рамках дисциплины по методике обучения английскому языку [7, c. 20].
Вывод по первой главе
Таким образом, изучение английского языка существенно выигрывает за счет обращения к аутентичным источникам и применения информационно-коммуникационных технологий. Кроме повышения мотивации, поддержания уровня владения языком, такая практика способна обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения, и вместе с тем сформировать и развить навыки межличностного сотрудничества, коммуникативную компетенцию и ряд других необходимых аспектов.
Глава 2. Практический анализ применения веб-ресурсов для обучения учащихся старшей школы английскому языку в дистанционной форме
2.1 Методика дистанционного обучения
Для реализации методики использования технологии дистанционного обучения с применением веб-ресурсов необходимо взять за основу какой-нибудь педагогический подход. Существует множество педагогических подходов, например, системный, деятельностный, рефлексивный, дифференцированный, интегративный, модульный и т.д.
Методика использования система дистанционного образования (далее СДО) «Moodle» в учебном процессе школы в рамках изучения предмета «Английский язык» реализована на основе деятельностного подхода. Выбрали данный подход, поскольку в нем выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий [16].
При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополнен словом коммуникативный. Коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Коммуникативный системно-деятельный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова.
В процессе отбора и организации языкового и речевого материала и управления овладением им в качестве основного следует использовать принцип оценки их коммуникативной целесообразности и принцип активной коммуникативности. Любая информация быстро устаревает, поэтому большой объём фактических знаний потерял свою ценность. Необходимыми становятся не сами знания, а способ и место их применения.
Однако, важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач [17].
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Методика использования электронного обучения при изучении курса «Английский язык, 8 класс» предмета «Английский язык» будет эффективной при следующих педагогических условиях:
1. Разработан электронный курс «Английский язык, 8 класс» предмета «Английский язык» с использованием СДО «Moodle»;
2. Организована урочная и внеурочная самостоятельная работа учащихся основанная на базе деятельностного подхода;
3. Реализован дифференцированный подход на основе первичной диагностики уровня владения навыками работы в сети Интернет.
2.2. Условия использования дистанционного обучения
Рассмотрим первое педагогическое условие – «разработка электронного курса «Английский язык, 8 класс» предмета «Английский язык» с использованием СДО «Moodle».
Для успешной реализации данного пункта, были выделены наиболее важные принципы работы:
- необходимо постоянно поддерживать интерес ученика;
- в основе обучения должен лежать деятельностный подход;
- необходима постановка конечной цели.
Процесс создания электронного курса можно разделить на три этапа:
1. проектирование курса;
2. подготовка материалов для курса;
3. компоновка материалов в единый программный комплекс.
Начальным этапом проектирования электронного курса является разработка педагогического сценария. Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, учителю необходимо определить наиболее эффективные пути изучения курса, учитывая индивидуальные особенности восприятия материала, образовательный уровень учащихся, наличие базовых знаний в предметной области. Затем необходимо разработать технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В технологическом сценарии, как и в педагогическом, также реализуется авторский взгляд на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы его организации.
Представления автора о курсе отражены в пользовательском интерфейсе - визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня. В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, а также указать [18]:
- какие компоненты будут разработаны для наиболее эффективного обучения;
- характер доступа к ним;
- авторские пожелания по дизайну;
- ключевые слова и средства навигации по материалу;
- необходимые мультимедиа приложения.
При составлении технологического сценария учителем, обеспечивается качественное решение педагогических задач.
1.Подготовка материалов для курса. Различные компоненты курса, независимо от способа доступа и назначения, содержат в себе информацию различной природы:
- символьную (тексты, числа, таблицы);
- графическую (рисунки, чертежи, фотографии);
- мультимедиа (анимация, аудио- и видеозаписи).
Подготовка различных компонентов имеет как общие черты, связанные с характером информации, так и специфические, связанные с ее назначением.
Учебную информацию автор должен представить в таком виде, чтобы обучаемый мог самостоятельно выбирать темп обучения, но в то же время, процесс оставался управляемым. Для работы с текстами линейный способ будет являться самым эффективным.
2.Подготовка статических иллюстраций. Статические иллюстрации - рисунки, схемы, карты, репродукции, фотографии и т.п., сопровождающие текстовый материал, даже в их «классическом» понимании могут существенно облегчить восприятие учебной информации. Использование наглядных материалов повышает уровень восприятия и способствует развитию творческих способностей обучающихся.
3. Создание мультимедиа. Содержание мультимедиа приложений автору необходимо продумать еще на этапе «педагогического сценария». В разработанный курс могут быть включены следующие типы мультимедиа приложений:
- Анимация - динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц и т.п.).
- Аудиоприложение - аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя к некоторым схемам, таблицам, иллюстрациям и т.д.
- Видеолекция - видеозапись лекции, читаемой автором курса. Методически целесообразным считается запись небольшой по объему лекции (не более 20 минут) [20].
3.Компоновка материалов в единый программный комплекс. При объединении в одно целое разработанных и подготовленных материалов, пользовательского интерфейса, компонуются программные модули, с которыми и предстоит работать обучаемому. В зависимости от педагогических задач, эти модули могут быть размещены либо на компьютере ученика или сервере локальной сети периферийного центра (локальные компоненты), либо на сервере Центра ДО (удаленные компоненты).
4.Пользовательский интерфейс электронного курса. Продуманный интерфейс существенно облегчает работу с программой, а использование стандартов избавляет пользователя от необходимости тратить дополнительное время на его освоение.
5. Создание компонентов мультимедиа курса. При выборе инструментальных средств для создания модулей электронного курса в рамках данной работы, мы использовали СДО «Moodle» и средства автоматизации программирования.
6. Реализация технологии клиент-сервера. Важной особенностью СДО «Moodle» является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам, все сообщения в форуме. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. СДО «Moodle» позволяет контролировать «посещаемость», активность учащихся, время их учебной работы в сети. Все это помогает учителю контролировать учебный процесс, а сами учащиеся получают стимул к освоению нового материала. Для создания полноценного электронного курса необходимо соблюсти ряд принципов, которые надо учитывать [19].
Вывод по второй главе
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что для получения положительного эффекта от работы с СДО, необходимо выяснить, на каком уровне находятся знания и навыки учащихся в этой области. При помощи анкетирования были уточнены наличие программного и аппаратного обеспечения
Заключение
Дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение английскому языку, используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.
Деятельность и развитие социальной информационной системы определяют ее внутренние информационные отношения и внешние отношения с ее окружением, отношения в информационной сфере, в которой она сформирована. Как и всякая социальная информационная сфера, среда обучения английскому языку нуждается в оптимизации, соответствующей ее организации, в управлении и регулировании.
Задачей школьного образования является не только достижение конкретных целей с помощью дистанционных технологий, но и обучение использованию форм, средств и возможностей дистанционного обучения английскому языку, а также дают возможность ощутить реальные результаты его применения.