Файл: Характеристика туристских ресурсов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сальдо торгового баланса Турции является устойчиво отрицательным несмотря на то, что за последнее десятилетие экспорт турецких товаров рос в среднем на 5,2 процентных пункта, к 2017 г. Увеличившись почти в полтора раза. Рост экспорта сопровождался ростом импорта с практически идентичной динамикой — за последнее десятилетие импорт вырос в 1,4 раза. В экономике Турции, как и во многих экономиках развивающихся стран, экспорт играет важную роль, являясь значительным источником дохода. Отношение экспорта к ВВП в 2017 году достигло уровня в 17,4 % (Приложение Ж) [24].

В 2022 году экспорт составил 254 млрд. 200 млн. долл., став рекордным показателем за всю историю Турции. Контрагентами Турции являются 197 стран.

В Турции придается большое значение развитию туризма, а также сопутствующих ему сфер деятельности, прежде всего ресторанному и гостиничному бизнесу. Благодаря политической стабильности, морскому побережью, развитой инфраструктуре и многочисленным достопримечательностям гости приезжают в эту страну в любой сезон. Объекты гостиничного бизнеса на территории Турции строятся достаточно быстро и относительно дешево, чему не в малой степени способствуют климатические условия этого государства [28].

Количество туристов, въезжающих в страну, продолжало расти, но реальная стоимость туристических доходов в 2019 году снизилась. Пункты быстрого питания и доставка на дом работают хорошо из-за сохраняющихся опасений по поводу макроэкономических проблем, включая инфляцию и снижение курса турецкой лиры. Кафе/кофейни по-прежнему в моде среди молодого городского населения. Бары, особенно на побережье Средиземного моря, но также и в Стамбуле, по-прежнему страдают из-за нехватки европейских туристов. Существует около 145 000 точек общественного питания всех категорий, большинство из которых являются независимыми [27].


РАЗДЕЛ 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНЕ
3.1. Структура туристских потоков
Турция остается одним из самых приоритетных направлений в области туризма. Даже в условиях пандемии Турция стала первая восстанавливать туристическую сферу и одна из первых открыла свои границы для туристов.

Туристский поток до 2019 года резко увеличился, но из-за COVID-19 показатели резко упали.

На сайте «Показатели мирового развития» (WDI) данные за 2016-2019 год и на сайте Министерства внутренних дел были представлены данные за 2020 год, количество туристов, посетивших страну (Приложение З).

Фактор туристического потока играет так же, важную роль и в занятости населения в этой области. Так, в 2019 году прямой вклад путешествий и туризма в занятость населения Турции составил 548,9 тыс. человек. Хотя прямой вклад туризма и путешествий в занятость в Турции в последние годы существенно колебался, он имел тенденцию к снижению в течение периода 2000-2019 годов, закончившегося 548,9 тыс. человек в 2019 году.

За 2021 год Министерство культуры и туризма Турции совместно с Институтом статистики (TÜİK) опубликовали данные по туризму. В 2021 году в Турцию прибыли 29 млн 357 тысяч 463 туриста, из которых 24 млн 712 тысяч — иностранцы. Это на 85,5% больше, чем в 2020 году [32].

Туризм оказал Турции за 2021 год существенную финансовую помощь в размере 24 млрд 482 млн долларов, что на 103% больше, чем в 2020 ($12 млрд). Средние расходы за одну ночь проживания составили 66 долларов: средние расходы иностранцев — 73 доллара, средние расходы турецких граждан, проживающих за границей — 50 долларов [31].

Россия – абсолютный лидер по количеству иностранных прибытий в Турцию: в 2021 году турецкая статистика насчитала 4 694 422 визита граждан РФ. Это на 120,5% больше, чем в 2020 году, но на 33,1% меньше, чем в рекордном 2019 году.

Доля россиян в общем иностранном турпотоке в Турцию за последние годы заметно выросла – с 15,57% до пандемии до 19% в 2021 году (практически каждый пятый турист в Турции оказался россиянином). 

На втором месте по количеству туристов, прибывших в Турцию в 2021 году, с существенным отрывом от России – Германия (3 085 215 визитов, + 175% к 2020 году и -38,6% к 2019 году).

На третьем месте – Украина (2 060 008 поездок, +106,5% к 2020 году и +33,1% к 2019 году). На 4 и 5 местах – Болгария и Иран, с 1,4 и 1,15 млн поездок граждан этих стран, соответственно (обе цифры – почти в два раза меньше, чем до пандемии).  



Из ТОП-5 въездных рынков Турции вот уже второй год подряд выбывает Великобритания, один из стабильных допандемийных лидеров по турпотоку в Турцию, прежде всегда уверенно державшая третье место. Но в 2021 году граждане этой страны из-за ковидных запретов совершили в Турцию только 392 746 поездок (-52,1% к 2020 году и -84,7% к 2019 году).

Согласно данным турецкой статистики, четырьмя самыми популярными провинциями, которые посещали иностранные туристы, в 2021 году стали Стамбул (9 025 004 туристических визита — 36,52%), Анталья (8 737 168 визитов иностранцев — 35,36%), Эдирне (приграничная с Болгарией провинция, часто посещаемая гражданами Болгарии с целью личного шопинга, 2 599 609 визитов), Мугла (в этой провинции расположены курорты Эгейского региона Турции – 1 027 639 иностранных туристов) и западная провинция Измир – 637 574 иностранных туристов [32].

Турецкий министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой в начале февраля 2023 года заявил, что в 2022-м заработок Турции в сфере туризма составил рекордные $46 млрд. По словам министра, по этому показателю Турция стала лучшей в мире после пандемии коронавируса COVID-19 [30].

Как уточняет газета Hurriyet со ссылкой на данные Института статистики Турции (TUIK), доходы от туризма в Турции в 2022 году увеличились на 53,4% в сравнении с 2021 годом. Личные расходы туристов в Турции составили $34,47 млрд, а траты в рамках турпакетов – более $11,8 млрд.

Согласно статистике, в четвертом квартале 2022 года доходы от туризма выросли на 22,2% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года и составили $11,37 млрд. Более 15% доходов были получены от иностранных путешественников. Личные расходы туристов в четвертом квартале 2022 года составили $8,27 млрд, а расходы в рамках турпакетов – почти $4 млрд.

В 2022 году Турцию посетили более 44 млн иностранных туристов, из них 5,2 млн – россияне, следует из статистики министерства по культуре и туризму страны [31].

Россия по итогам 2022 года заняла второе место среди стран по турпотоку в Турцию. Доля граждан РФ в иностранном турпотоке составляет 11,7%.

С небольшим отрывом впереди оказалась Германия, откуда приехали 5,67 млн туристов (доля 12,7%). Великобритания заняла третье место (3,37 млн и доля 7,5%). В топ-5 также вошли Болгария (2,8 млн) и Иран (2,3 млн).


Как заметил Мехмет Нури Эрсой, у Турции есть все шансы установить новый рекорд в 2023 году, заработав в сфере туризма $56 млрд. Кроме того, Эрсой выразил уверенность в том, что к 2028 году доходы от туризма каждый год будут приносить республике не меньше $100 млрд. Чиновник полагает, что ежегодно Турцию будет посещать вплоть до 90 млн туристов из разных стран [31].

3.2. Место страны на мировом туристическом рынке
Туризм является одной из самых значимых составляющих в экономике Турции, в последние десятилетия играет всё большую роль. Турция занимает 4 место в мире по приему туристов согласно отчету, опубликованному Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Турция поднялась на 4 место в мировом туристическом списке после того, как в 2021 году приняла около 29,9 миллиона туристов, опередив Италию и США [33].

Благодаря отмене ограничений, введенных эпидемией коронавируса, туризм в Европе восстановился в 2021 году, а страны Средиземноморья завершили год с небольшим снижением доходов туризма по сравнению с 2019 годом.

В последние годы Турция стала одной из самых посещаемых в Европе стран. Благодаря быстрому развитию многочисленных летних и зимних курортов все большее число людей со всего мира приезжает в Турцию, чтобы познакомиться с ее богатой историей и культурой, полюбоваться ее природой. Здесь каждый находит себе занятие по душе: от купания в Средиземном море до катания на горных лыжах в Поландокене [34].

Чтобы увеличить доходы от туризма, Турция старается не только подключать к его развитию новые регионы, но и продвигать различные виды туризма, увеличивая разнообразие предоставляемых услуг.

Во-первых, Турция развивает сегодня «конгрессный» туризм. Для этого в Стамбуле, Анталье и Измире были созданы центры, предназначенные для проведения конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров. Эти центры оборудованы современной техникой и располагают необходимой площадью для приема большого числа гостей.

Оздоровительный (термальный) туризм основывается на использовании термальных источников, которых в Турции насчитывается более 1000. В Турции действует свыше 200 термальных центров, большинство из которых расположено в районах Эгейского и Мраморного морей.

Религиозный туризм, развитие которого началось с 90-х годов, привлекателен тем, что в Турции получили распространение 3 мировые религии, и страна богата памятниками архитектуры и культуры, способными заинтересовать людей разных вероисповеданий [35].


Молодежный туризм также динамично развивается благодаря тому, что в стране много курортных зон, принадлежащих вузам. В молодежных лагерях по приемлемым ценам могут отдохнуть студенты из разных стран мира.

Получают развитие в Турции охотничий туризм, путешествия на яхте, «пещерный» туризм, посещение достопримечательностей вдоль маршрута проходившего по территории Анатолии Шелкового пути, подводное погружение, рафтинг, ботанический и орнитологический туризм [35].

Что касается отношений с Россией в области туризма, Турция стала для россиян привлекательным местом отдыха с середины 90-х годов. Среди явных конкурентных преимуществ Турции как направления российского выездного туризма можно выделить:

  • географическую близость к европейской части России – перелеты в Турцию занимают от 2 (Ростов-на-Дону) до 4,5 (Санкт-Петербург, Пермь) часа;

  • приемлемый для россиян средиземноморский климат, отличающийся не такой изнурительной жарой (как например, на юге Италии или в Египте) и влажностью, с обилием солнечных дней в году;

  • уникальную природу и ландшафты с чистыми и теплыми изумрудными морями (Эгейским, Средиземным, Мраморным и Черным) без медуз, акул и кораллов, с берегами, свободными от промышленного производства, с разнообразными пляжами (от песчаных до крупногалечных, от пологих до крутообрывающихся), которые по нраву и взрослым и детям;

  • обилие исторических, познавательных (многочисленные памятники древних античных, византийской и османской цивилизаций, средневековые города, в том числе и ушедшие под воду, монастыри, наконец, главный центр познавательного туризма страны – второй Рим – Стамбул), уникальных природных (удивительные и необычные «хлопковые террасы» Памуккале, скалы Каппадокии, Таврские горы), бальнеологических туристических ресурсов, которые дают колоссальные возможности для модернизации национального туристического продукта (уже сегодня предлагаются только познавательные туры в страну, гранд-туры по Турции, спа-недели на приморских курортах, горнолыжные туры и т. д.);

  • хотя превосходство пляжных туров пока не вызывает сомнения, благодаря активной политике властей, направленной на развитие горнолыжных курортов и центров познавательного туризма, а также увеличения количества приморских здравниц, работающих постоянно и привлекающих туристов как низкими ценами, современными крытыми аквакомплексами, так бесплатными экскурсиями по стране;

  • популярность страны как направления шоп-туризма (особенно Стамбула и Трабзона);

  • отсутствие предварительного визирования туристов. Туристическая турецкая виза получается туристами по прибытию, ставится в заграничный паспорт после оплаты 20 долларов США, что позволяет вести продажу туров до последнего момента перед вылетом (это особо ценится российскими туристами, немногие из которых способны планировать свой отпуск заблаговременно) [35].