Файл: Лабораторная работа 1. по учебному курсу Международное право (наименование учебного курса) Студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведенные мнения заслуживают внимания, несмотря на постоянно раздающиеся со стороны западных ученых и практиков заявления о том, что международное право — это «не конструкция Запада, а глобальная конструкция», что оно — «продукт многих традиций и цивилизаций, и этот факт должен развеять часть антипатии к нему, все еще существующей в некоторых регионах мира»[16]. Подобные утверждения, однако, не являются в полной мере объективными. Не секрет, что упоминавшаяся выше система ценностей, составляющая основу современного международного права, во многом ориентирована на западные страны. Более того, даже учитывая длительность процесса формирования международного права и попытки ученых отыскать его истоки во времена, не столь далеко отстоящие от момента возникновения государств, сложно не заметить, что собственно становление международно-правовой традиции связано, прежде всего, с активизацией взаимодействия стран, традиционно относимых к западной цивилизации. Указанные государства, помимо всего прочего, — это еще и страны, принявшие систему ценностей христианской религии, а также в значительной степени испытавшие влияние римского права.
В условиях пропаганды, а порой и силового внедрения образа жизни и отношения к праву, характерного для западных стран, ряд государств, прежде всего, традиционно относимых к восточной цивилизации, вынуждены были искать способ, позволяющий одновременно избегать конфронтации и сохранять национальную самобытность. Данный подход достаточно разумен, ибо, в противном случае, перспектива изоляции и угроза исключения этих государств из процесса международного общения была бы, да и сейчас остается, вполне реальной. Более того, несмотря на выказываемую некоторыми из данных стран готовность идти на конфликт, в существующих условиях взаимозависимости окружающего нас мира прекращение их отношений с другими государствами может иметь для них довольно тяжелые последствия. С другой стороны, как и всякая полумера, указанный подход не позволяет полностью разрешить все существующие противоречия.
Однако констатация несхожести образа жизни, культуры и иных признаков может служить не только основой для нетерпимости и попыток навязывания своей системы ценностей другим. Как это ни покажется странным, но именно осознание существования различий способно повлечь за собой стремление найти те или иные общие черты и терпимее относиться друг к другу. Эта идея не является открытием демократии Запада. Ею, хотя и противоречиво, проникнуты древнейшие религии и, прежде всего, во- \ сточного типа. Следовательно, и Восток может предоставить Западу определенный опыт для заимствования. Поэтому лишь осознание общности и принятие особенностей пути развития друг друга может позволить выявить действительно универсальные общечеловеческие ценности и придать международнойправовой системе в целом мощный импульс для дальнейшего развития.
Для того чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, «международное право в перспективе должно стать межцивилиза-ционным, отражать взаимодействие и идейную борьбу различных религий, идеологий, правовых систем, ценностей и стремиться к их синтезу. В качестве основы международного права логично было бы утвердить идею человеческого и межэтнического общения, диалога цивилизаций, сотворчества культур... В случае столкновения различных нравственно-правовых учений и подходов к международно-правовому регулированию в основу согласования воль и разграничения интересов может быть положено лишь то, что всем им не чуждо, всеми ими признается. В этом контексте особую роль играет преодоление основного различия современного западного права и правосознания от иных правовых систем современности»[17].
Сказанное представляет особый интерес, если учесть, насколько остро в наше время встает вопрос о пределах распространения универсальных идей и ценностей и о допустимости применения в данном процессе принуждения в какой бы то ни было форме. Другими словами, насколько необходимыми и правомерными являются попытки навязывания неких идей, образа жизни, мировоззрения отдельным людям, народам, странам, для которых эти идеи могут быть изначально чужды, и можно ли в случае несогласия принять предлагаемое благо, насильно внедрять прогрессивные начала на правах «более мудрого или сильного»?
Указанная проблема имеет особое значение еще и потому, что в последние годы, к сожалению, международное право довольно активно используется в целях обеспечения национальных интересов отдельныхдержав и, в особенности, США. Если же, по каким-либо причинам, следование международным правовым предписаниям перестает удовлетворять их национальным потребностям и интересам, то указанные предписания с достаточной легкостью игнорируются и подменяются формулированием довольно абстрактных и сомнительных с правовой точки зрения доктрин и принципов. Результатом таких действий как раз и становится, помимо прочего, насильственное насаждение определенной системы ценностей в странах, чей исторический путь развития существенно отличается от западного, а религиозные начала, определяющие важнейшие моменты общественной жизни, имеют мало общего с христианством.
Подобная практика недопустима. Никто не запрещает любому государству отстаивать на международном уровне свои национальные интересы и пропагандировать образ жизни, свойственный его гражданам. Однако при этом не следует забывать, что в условиях глобализации существует неразрывная связь национальных и интернациональных интересов и что коренные национальные интересы могут быть обеспечены лишь в контексте общих интересов государств, значение которых становится все более определяющим. От ущемления интересов международного сообщества, указывает И. И. Лукашук, «страдают интересы государств, поскольку их обеспечение в растущей мере зависит от сообщества. Вместе с тем, интересы сообщества требуют наиболее полного удовлетворения интересов государств, так как от этого зависит состояние самого сообщества»[18].
Главное препятствие на пути формирования нового мирового порядка, в основе которого лежала бы идея единства человечества, И. И. Лукашук видит в том, что доминирующее сегодня политическое мышление отстает от требований време-ни[19]. С этим трудно спорить. Поэтому следует приложить все усилия к тому, чтобы его уровень и уровень массового сознания были существенно повышены на основе современных представлений об окружающей действительности и осознания всей сложности проблем, стоящих перед нашей планетой в целом. Необходимо также всячески содействовать проникновению в правосознание официальных должностных лиц и простых граждан «идеи единства внутренней и международной законности, которая отражает углубляющееся единство человечества и его судеб»[20].
Успех этого дела не в последнюю очередь зависит от средств массовой информации и органов просвещения, деятельность которых при соответствующей поддержке государств должна быть направлена на утверждение в сознании людей разделяемых всеми норм морали и принципов права, определяющих их отношение друг к другу, к обществу, к другим народам[21] . При этом очень важно, чтобы были сведены к минимуму различия между пропагандируемыми представлениями о должном и сущим[22].
Свою лепту в интернационализацию правосознания всех уровней должна внести и наука международного права, реализацию разработок которой политическими и государственными органами при осуществлении ими своих функций необходимо существенно повысить. С ее помощью при использовании методов юридической аккультурации можно было бы также рассчитывать параметры воздействия, которое будут оказывать те или иные международные принципы и нормы на экономические, политические и другие социальные процессы, на индивидуальную и общественную психологию в конкретной стране[23] .
Эволюция менталитета людей должна затронуть не только образовательный, но и психосоциальный аспект правосознания. Не секрет, что в современном мире существуют «такие социальные технологии, в основном реализуемые через средства массовой информации, посредством которых формируется массовое сознание — вырабатываются определенные убеждения и ценности, фактически создаются и навязываются некие рамки развития личности и общества в целом»[24]. Им можно придавать самое различное наполнение и направление, манипулируя сознанием людей. Поэтому, как подчеркивает известный специалист в области международного гуманитарного права Э. Давид, внимание каждого индивида «следует привлечь к < его способности к слепому, почти абсурдному подчинению как властям, так и господствующим идеологиям... Если люди смогут осознать свою уязвимость для пропаганды и научатся оспаривать предвзятые идеи, может быть, они сумеют предотвратить некоторые войны.»[25].
И в заключение хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Как верно подчеркивал А. М. Васильев: «Существенный момент, составляющий общую основу международного и национального права, — юридическое мышление. Это не только древнейшая область знаний. Обе правовые системы как явления идеологического плана основываются и определяются в юридическом мышлении, используют своеобразные определения и понятия. И в развитии как национального, так и международного права приобретают большое значение юридическая наука, правовые теории, идеи, принципы, по-нятия»[26] . Вот почему эволюция правовых систем напрямую зависит от развития юридической науки, обеспечиваемого соответствующей фило-софско-методологической рефлексией, разработкой методологических проблем юриспруденции[27] .
Сегодня очевидно, что научных проблем, возникающих при изучении понятия и взаимодействия этих системных конструкций, великое множество, и далеко не все из них получили свое решение. Причина этого, помимо прочих аспектов, состоит в том, что до сегодняшнего дня не налажено должное взаимодействие между представителями международного и внутригосударственного направлений юридической науки. Отношение большинства отраслевых специалистов к международному праву все еще является, мягко говоря, «особым». Очень многие юристы, как теоретики, так и практики, до сих поррассматривают его как одну из экзотических составляющих мировой правовой системы. Составляющих самобытных, ярких, интересных и в чем-то даже притягательных, но с практической точки зрения — малополезных. Иначе чем можно объяснить хотя бы тот факт, что в российских учебниках по юриспруденции не всегда можно встретить даже упоминание о международном праве, а в судах и других органах и организациях апеллирование к положениям международных правовых норм вызывает иногда не только непонимание, но и раздражение.
Между тем, по справедливому выражению американского профессора П. Спиро, «глобализация сегодня все делает международным». «В условиях глобализации, — пишет он, — вряд ли найдется область права, которая до конца может быть понята без более или менее полных представлений о международном праве»[28]. Поэтому схемы и конструкции, наработанные к сегодняшнему дню международно-правовой доктриной, должны активно использоваться теоретиками права и представителями отраслевых юридических наук с тем, чтобы избежать элементарных ошибок и просчетов и не проходить еще раз путь, который уже был пройден другими. Впрочем, справедливо и обратное. Необходимость учета в международно-правовых исследованиях достижений общей теории права и отраслевых дисциплин имеет не менее важное значение как для развития юридической науки в целом, так и для практического воплощения ее результатов в сознании и действиях людей.
Список литературы:
1 Исаева Л. Н. Сознание и правопонимание / / Государство и право. 2004. № 8. С. 107—108.
2 Мартышин О. В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. 2005. № 4. С. 9.
3 Лукашук И. И. Современное право международных договоров: В 2 т. Т. I. Заключение международных договоров. М., 2004. С. 61.
4 Гаврилов В. В. Понятие национальной и международной правовых систем / / Журнал российского права. 2004. № 11. С. 98—112.
5 Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Кн. 2 / Под ред.А. М. Васильева. М., 1987. С. 113.
6 Рыбаков Ю, Скотников Л., Змеевский А. Примат права в политике // Международная жизнь. 1989. № 4. С. 61—62.
7 Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2005. № 5. С. 70—71.
8 Там же. С. 71.
9 Хижняк В. С. Международное право и российский конституционализм // Московский журнал международного права. 2004. № 2. С. 210.
11 Рогожин С. Л. Международное право как диалог и столкновение цивилизаций // Московский журнал международного права. 2002. № 3. С. 20.
12 Sornarajah M. The Asian Perspective to International Law in the Age of Globalization / / Singapore Journal of International and Comparative Law. 2001. Vol. 5. P. 312.
13 Zhaojie L. Legacy of Modern Chinese History: Its Relevance to the Chinese Perspective of the Contemporary International; Legal Order / / Singapore Journal of International and Comparative Law. 2001. Vol. 5. P. 317.
14 Подробнееобэтомсм., например: Adjami M. E. African Courts, International Law, and Comparative Case Law: Chimera or Emerging Human Rights Jurisprudence? / / Michigan Journal of International Law. 2002. Vol. 24. P. 117—124.
15 Поленина С. В., Гаврилов О. А., Колдае-ва Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Воздействие глобализации на правовую систему России / / Государство и право. 2004. № 3. С. 14.
16 Weeramantry C. G. Keynote Address.
Symposium Issue: International Law and the Developing World: A Millennial Analysis // Harvard International Law Journal. 2000. Vol. 41. P. 281.
17 Рогожин С. Л. Указ. соч. С. 18—19.
18 Лукашук И. И. Глобализация и международное право / / Международное право. 2001. Специальный выпуск. С. 19—26.
19 См., например: Лукашук И. И. Мировой порядок XXI века / / Международное публичное и частное право. 2002. № 1. С. 5—6.
20 Лукашук И. И. Осуществление международного права: суд, личность, общественность // Московский журнал международного права. 1993. № 1. С. 123.
21 Лукашук И. И. Мировой порядок XXI века. С. 7.
22 Лукашук И. И. Глобализация и государство / / Журнал российского права.2001. № 4. С. 72.
23 См.: Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. С. 17.
24 Поленина С. В., Гаврилов О. А., Колдае-ва Н. П., Лукьянова Е. Г., Скурко Е. В. Указ. соч. С. 14.
25 Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М., 2000. С. 653.