Файл: Полиптик аббата Ирминона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полиптик аббата Ирминона

Внутренняя критика

  1. Причины и цели исторических обстоятельств появления источника-представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли. Полиптик аббата Ирминона позволяет составить представление о всей системе хозяйства крупного поместья эпохи Каролингов и о процессе втягивания крестьян в зависимость.

  2. Социальные функции источника в прошлом- представляет собой описание поместий монастыря с перечнем зависимых держателей и их повинностей. До нас дошла часть текста, состоящая из 25 описей отдельных поместий, описывающих бенефициальные земли. Полиптик аббата Ирминона позволяет составить представление о всей системе хозяйства крупного поместья эпохи Каролингов и о процессе втягивания крестьян в зависимость.опись имущества и доходов, прежде всего церковных (монастырских) владений (писцовые книги) эпохи Каролингов, рисующая картины устройства поместья. Является одним из важнейших источников по аграрной истории раннего средневековья. В полиптике указывалось количество господской, то есть монастырской, земли (пашен, лугов, виноградников, лесов, пастбищ и т. д.), а также угодий, строений, мельниц и т. п.; давались перечни крестьянских держаний, с указанием местонахождения и причитающихся с них повинностей, а также имён и социального статуса держателей и членов их семей

  3. Степень достоверности источника-

  4. Характер и мировоззрение автора, его личное отношение к описываемым событиям. Способы сбора данных и обработки информации-

Внешняя критика – КАПИТУЛЯРИЙ О ПОМЕСТЬЯХ

  1. Автор-людовикаквитанский

  2. Название-капитулярий о поместьях 795-794

  3. Жанр- письменный источник

  4. Переводы-Грацианский

  5. Место появления-

Внутренняя критика

  1. Причины и цели исторических обстоятельств появления источника-Инструкция для ведения хозяйства в собственных владениях короля, изданная около 800 г. и предусматривающая, как должно быть организовано поместное хозяйство. «Капитулярий о поместьях» требует прежде всего решения вопроса о его авторстве и территории, на которую он распространялся. В исторической литературе существовало мнение, что «Капитулярий» относится не ко всему Франкскому государству, а лишь к одной из его областей, и автором его является не Карл Великий, а его сын Людовик-король Аквитании. Решить этот вопрос поможет работа историка-медиевиста «К критике Capitularedevillis» Н.П.Грацианского.

  2. Социальные функции источника в прошлом-Остаётся решить вопрос о юридической природе Capitularedevillis, так заключает Допш разбор этого памятника. Он не носит характер капитулярия, то есть предписания общегосударственного значения, и по верному замечанию Герара, является скорее домашним регламентом обслуживающим материальные нужды королевского Palatium. Отсюда и понятно, почему данное предписание не вызвало к себе широкого интереса со стороны современников и сохранилось всего лишь в одной рукописи – копии.

  3. Степень достоверности источника-«Капитулярий о поместьях» и «Образцы описей» дают возможность изучить хозяйственную основу вотчины и поставить первую из основных проблем – проблему экономических сдвигов, которые произошли на территории Франкского государства со времён «Салической правды»

  4. Характер и мировоззрение автора, его личное отношение к описываемым событиям. Способы сбора данных и обработки информации- В самом деле, капитулярий борется с злоупотреблениями королевских чиновников – управляющих поместьями, и мы знаем, говорит Допш, что именно в Аквитании расхищение королевских земель магнатами вызвало борьбу королевской власти против этих хищений. Биограф относит рождение Людовика к 778году, сообщая при этом, что королевство Аквитания было назначено ему Карлом при самом рождении и отдано тотчас же после крещения.


2.Причины втягивания свободных общинников в зависимость – земельный магнат с политической властью делал, что хотел со своими крестьянами, злоупотреблял налогами и тд, насилие заставляло искать покровительство.

В таких условиях разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, они, как правило, не сгонялись с земли, на которой жили. Феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, ибо при феодальном строе «не освобождение народа от земли, а напротив, прикрепление его к земле было источником феодальной эксплуатации». Земля была в условиях господства натурального хозяйства единственным средством существования. Поэтому, даже теряя аллоды, свободные общинники вынуждены были брать у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей.

Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в «прекарий» (precaria). В VIII—IX вв. эта практика получила особенно широкое распространение как одно из важнейших средств феодализации. Прекарий, что дословно означает «переданное по просьбе», — это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) безземельному или малоземельному человеку. За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли.

Существовали прекарий нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли (precariadata), но иногда мелкий собственник, еще не потерявший своей земли, передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них, чаще всего церкви, и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно — в пределах одного-двух поколений (precariaoblata) — на условиях несения определенных повинностей. В результате такого рода сделки прекарист, по существу, отказывался от своего права собственности на землю. Иногда прекарист получал обратно в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарий назывался «прекарий с вознаграждением» (precariaremuneratoria). Прекарий последнего типа были особенно распространены на землях церкви: церковные учреждения стремились таким способом привлечь побольше крестьян-держателей, чтобы округлить свои владения и увеличить площадь культивируемой церковной земли. Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, которые требовали большого приложения крестьянского труда.



3.Пути втягивания свободных в зависимость-Другой формой, наиболее частой в VIII и IX вв., была следующая: крестьянин, видя, что он не в силах сохранить за собой свою землю, «дарил» её могущественному соседу, а особенно часто церкви, так как опасность потерять землю чаще всего заключалась для него именно в наличии такого могущественного соседа. Затем крестьянин получал эту землю обратно, но уже не как свою собственность, а в качестве пожизненного, иногда наследственного держания и опять-таки нёс определённые повинности в пользу землевладельца. За это последний охранял его хозяйство.

Внутри самого господствующего класса землевладельцев в это время также складывались особые поземельные отношения в связи с распространением так называемых бенефициев, введённых при Карле Мартелле после битвы с арабами при Пуатье (латинское слово «beneficiura» означало дословно — благодеяние). Суть бенефиция сводилась к следующему: земельное владение передавалось тому или иному лицу не в полную собственность, как это было при Меровингах. Человек, получавший бенефиций, должен был нести военную службу в пользу того, кто ему эту землю давал. Таким путём образовался слой служилых людей, обязанных нести военную службу за полученные ими земельные владения. Необходимую ему для раздачи бенефициев землю Карл Мартелл получил, конфисковав в свою пользу часть церковных владений (это была так называемая секуляризация, или переход церковной земли в руки светской власти)..

Введение бенефициев, которые раздавались вместе с крестьянами, сидевшими на пожалованчой земле, приводило к дальнейшему росту зависимости крестьян от землевладельца и к усилению их эксплуатации. К тому же военная власть сосредоточивалась постепенно в руках господствующего класса. Отныне крупные землевладельцы могли употреблять имевшееся в их руках оружие не только против внешних врагов, но и против своих же крестьян, заставляя их нести в пользу собственников земли всевозможные повинности.

4.Аграрный переворот во времена Каролингов и Меровингов-Бенефициальная реформа имела ряд важных социальных последствий. Во-первых, она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Вместе с тем крестьянство, составлявшее раньше основу пешего франкского ополчения утратило значение главной военной силы, что подчеркивало его неполноправное положение в государстве. Во-вторых, распространение пожалований вело к укреплению феодальной земельной собственности и к дальнейшему закрепощению крестьян. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, иногда уже зависимыми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк» Таким образом, широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. В-третьих, бенефициальные пожалования создавали поземельные связи между жалователем и бенефициарием и способствовали установлению вассальных отношений между ними. Таким образом, бенефициальная реформа способствовала дальнейшему укреплению и оформлению феодальных отношений во Франкском государстве.


Другие крупные землевладельцы тоже стали переходить к этой форме пожалований. Поэтому массовое распространение бенефиция содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов. Усиливая военное значение магнатов и создавая иерархические отношения внутри класса феодалов, бенефициальная реформа немало способствовала в дальнейшем политическому распаду Франкского королевства.

Мерсенский капитулярий 847г.

1)письменный источник

2)автор – карл лысый

3)место появления -

4)переводы –

Внутренняя критика

1)Желаем, чтобы каждый свободный человек в нашем коро-левстве избрал себе сеньора, какого желает, в лице нас или наших верных.

3. Повелеваем, чтобы никакой человек не оставлял своего сень- ора без справедливого основания и никто не принимал бы его…

5. Желаем, чтобы каждый из наших людей, в каком бы королев-стве он ни находился, выступал бы со своим сеньором в военный поход.

2)предписал каждому свободному человеку выбрать себе сеньора. Перешедший под власть сеньора считался его вассалом. При этом в Западно-Франкском королевстве распространился принцип «вассал моего вассала - не мой вассал». Теперь король мог опираться только на тех герцогов и графов, которые поклялись в верности лично ему, хотя и они могли её нарушить.

3)Таким образом, вассалитет признавался главной законной формой общественной связи. Развитие вассалитета вело к формированию иерархической структуры господствующего слоя феодалов, ослабляло центральную власть и способствовало усилению частной власти феодалов.

4)В IX веке бенефиции превратились в лены (феоды), которые представляли собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Главным условием владения феодом была военная служба. С превращением бенефиция в феод зависимость крестьян становилась постоянной. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен найти себе сеньора ("Мерсенский капитулярий" 847 г.). Различались три вида зависимости крестьянина от сеньора – личная, поземельная и судебная. Человек, зависевший от одного и того же сеньора в трех отношениях, считался крепостным.

Агрикультура: система севооброта, орудия труда, удобрения, урожайность.

Агрикультура домениального хозяйства мало отличалась, от агрикультуры крестьянской, и повсюду она оставалась в общем весьма примитивной. Так, в Германии только в отдельных областях отмечены агрикультурные улучшения со времен Кароглингов и до конца XV в. Развитие сельского хозяйства сводилось главным образом к экстенсивному расширению его площади путем расчисток в альменде и особенно колонизации заэльбских областей, получившей широкий размах с середины XII в. Развитием интенсивных форм земледелия занимались преимущественно горожане на принадлежавших им земельных участках, так как город предъявлял большой спрос на овощи, фрукты, зелень, красильные вещества, льняное и конопляное семя и т. д.,. в связи с чем цены на эти товары постепенно повышались. Технический прогресс и состоял
большей частью в улучшении ухода за виноградниками, фруктовыми садами, огородами, техническими культурами и в их большем распространении.

Однако обработка полевой земли мало изменилась. В структуре инвентаря технический консерватизм эпохи обнаружился наиболее ярко. Попрежнему пахали плугом, унаследованным от римлян, или сохой, перенятой от славян. Иногда к дышлу плуга прикреплялся нож, облегчавший работу лемеха. Последний долго оставался правильным треугольником и валил землю на обе стороны. Соха имела один лемех, более широкий, чем у плуга, или два сошника, стоящие под углом на расстоянии 3—5 см друг от друга. Пахарю приходилось поддерживать соху на определенном уровне, и работа была малопроизводительной.Борона применялась весьма скупо, употребление катков,, видимо, оставалось неизвестным.

Господствовал регулируемый общиной принудительный севооборот, которому должен был подчиняться и феодал.

Полевое хозяйство с принудительным севооборотом могло быть только зерновым. По пару сеяли рожь, яровое поле засевалось главным образом овсом. Овса в ту эпоху потреблялось больше, чем других хлебных злаков: из него приготов^ ляли хлеб, солод, овсом откармливали лошадей и другой скот. Ржаной хлеб потреблялся лишь зажиточными людьми,, а пшеничный хлеб долгое время вообще оставался предметом,роскоши. Ячмень шел преимущественно для приготовления пива и поэтому в винодельческих районах он получил лишь незначительное распространение. Озимое и яровое поля огораживались, но после уборки урожая изгороди снимались и они превращались в общинное пастбище. Время полевых работ определялось не календарными датами, а церковными праздниками. Пшеницу и рожь убирали с помощью серпа, а овес и горох—косой. Снопы ставились в суслоны и затем увозились с поля.

Пахать приходилось троим, плугарю помогали два мальчика, из которых один являлся погонщиком, а другой очищал на ходу плуг от дерна и т.