Файл: 2. 2 "Личность как субъект социального взаимодействия".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные понятия по теме №2.2 "Личность как субъект социального взаимодействия"

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Андрогиния – (от лат. andros — мужской, gynes — женский) — понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. 

Социальная установка, или англиц. аттитю́д (attitude «отношение»), — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения.

Гендерная роль — совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам или другому гендеру. 

Социальный стереотип - особое общественно значимое образование сознания и поведения людей, в котором продуцируется привычный (шаблонный) образ их отношения к той или иной жизненной ситуации.

Экспектации (англ. expectation — ожидание) — система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.

Социализа́ция — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями

Дотрудовая стадия включает в себя весь период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Послетрудовая– это стадия социализации человека, которая наступает по окончании его трудовой деятельности. 

Ресоциализа́ция — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс (восходящая вертикальная мобильность), длительная госпитализация. 


Словарь по теме 3 «общение как социально-психологическое явление»

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку.

Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. 

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому.

Средства общения — это поведенческие проявления, способствующие передаче информации оппоненту в ходе коммуникационного взаимодействия.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, со взаимодействием людей. 

Коммуникативная сторона общения – это совокупность всех аспектов взаимодействия, направленных на обмен полезной информацией (знаниями, указаниями, идеями, убеждениями, мнениями, взглядами и прочим). 

Импрессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт.

Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют те средства и приемы, которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации.

Манипуляция — это скрытое управление другим человеком, использование его в качестве неодушевлённого ресурса без свободы слова и голоса, без права на признание его чувств и эмоций.

Деловое общение — это обмен информацией между людьми или коллективами для решения задач, достижения целей или оптимизации процессов в компании. 

Словарь по теме 4 «Перцептивная сторона общения»

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.



Идентификация– это мысленный процесс уподобления себя партнеру с целью познать и понять его мысли и представления.

Рефлексия как механизм взаимопонимания – это осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Эмпатия — это умение распознавать эмоции и чувства другого человека, понимать его внутреннее состояние.

Аттракция — это восприятие привлекательности, притягательности одного человека перед другим.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. 

Внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor — благосклонность) — предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями.

Физиогномическая редукция – параллельное восприятие внешности другого человека или последовательной интерпретации его как личности.

Стереотипизация – это приписывание объекту характеристик на основе уже имеющихся представлений и ожиданий.

Эффект ореола (иногда называемый ошибкой ореола) — это тенденция положительных впечатлений о человеке, компании, бренде или продукте в одной области положительно влиять на чье-то мнение или чувства в других областях.

Эффект новизны– феномен, проявляющийся в том, что мнение о знакомом человеке формируется, исходя из последней информации, а о незнакомом – под влиянием первого впечатления.

Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — склонность индивида придавать наибольшую значимость той информации о человеке, предмете или явлении, которая получена раньше. 

Эффект превосходства– проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру.

Эффект проекции— это когда человек свои собственные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт переносит на других людей.

Эффект средней ошибки означает смягчение оценки ярких особенностей человека в сторону среднего показателя.