ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Подойди к бабушке, — сказала она и повернула мальчика к двери Большой юрты.
Старая Зере, опираясь на палку, уже ворчала на Абая.
— Негодный, не прибежал ко мне сразу! К отцу пошел, негодный! — бормотала она. Но едва внук оказался в ее объятиях, упреки сменились самыми нежными, самыми ласковыми словами. — Светик мой, ягненочек маленький, Абай, сердечко мое! — говорила бабушка, и прозрачные крупные слезы навернулись на ее глаза».
Абай стихами «лечит» уши бабушки.
«— Ну, как, лучше слышишь?
— Да, сразу стало гораздо лучше. Да будет безгранично счастье твое, — поблагодарила старушка». «Две матери… Между ними дитя, раненное в самое сердце. И в таинственных сумерках, когда темные силы носятся по земле, выискивая свои жертвы, все трое молча, молились о мире, благости и любви».
Любовь, доброта и поэтический дар бабушки и матери — вот то, без чего Абай, возможно, не стал бы Абаем.
«Только в этом году Абай сумел оценить, какой чудесной рассказчицей была Зере. Она говорила увлекательно, захватывающе, целиком овладевая вниманием слушателя. Абай не уставал слушать бабушку, весь поглощенный ее речью, сосредоточенный и внимательный. А когда она утомлялась и замолкала, Абай шел к матери. Улжан знала тоже много рассказов, но больше всего он любил, когда мать читала ему стихи. Неграмотная, годами не повторявшая их никому, она бережно хранила стихи в памяти, и это удивляло и восхищало Абая. Она целыми днями могла передавать жыры, айтысы, назидания в стихах.
Из романа «Путь Абая», мы узнаем о бабушке великого писателя Абая Кунанбаева по имени Зере. Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира. Абай очень любил свою бабушку. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая. Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно. Возможно именно ее талант, теплота и мудрость передались нашему великому писателю. В переводе означает «золото»
4
«Чокан Валиханов принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь».
Григорий Потанин
В истории каждого народа есть имена деятелей науки и культуры, внесших значительный вклад в развитие научной и общественный мысли. Их деятельность оказала существенное влияние на судьбы народов и оставила глубокий след в истории. К числу таких людей относится выдающийся казахский ученый-просветитель Чокан Чингисович Валиханов.
С ранних лет Чокан проявил огромную любовь к казахской народной поэзии, записывал ее классические образцы и читал их вслух своим родителям. Уже в детстве им было записано несколько вариантов народных поэм «Қозы Көрпеш и Баян Сұлу» и «Ер Көкше – Ер Қосай», которые позже он передал своему учителю Н. Ф. Костылецкому. «Значительное влияние на духовный рост маленького Чокана оказала его бабушка Айганым, – пишет видный ученый чокановед Алкей Маргулан. – Для впечатлительного одаренного от природы мальчика бабушка была неисчерпаемым источником знаний, народной мудрости.
В увлекательной форме она рассказывала Чокану стариннные казахские легенды, предания, вспоминала исторические события недавнего прошлого, в которых сама принимала участие».
Немалую роль в пробуждении у Чокана интереса к народной поэзии сыграли частые посещения его семьи казахскими певцами и сказителями. Так еще в детстве Чокан с интересом слушал песни и сказания казахских акынов и певцов Жанака, Орынбая, Шоже и других. Чокан увлекался поэзией и других народов Востока.
Интерес к изучению родного края и стран Востока у Чокана возник еще в стенах кадетского корпуса. Он уже тогда мечтал о больших научных исследованиях на просторах неизведанной Азии. «Чокану было только 14 – 15 лет, – говорит Потанин, – когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».
Быстрому развитию Чокана, как отмечал тот же Г. Н. Потанин, способствовали его собственные большие дарования и исключительное внимание к нему как единственному тогда в кадетском корпусе представителю казахского народа. Сильное влияние на развитие Чокана оказали Н. Ф. Костылецкий – литератор и ориенталист, преподававший в корпусе русскую литературу. Чоканом заинтересовались не только преподаватели корпуса, но и некоторые видные представители интеллигенции Омска. Обычно в праздники его всегда приглашал кто-нибудь из этих людей. В первые годы учебы Чокан посещал семью востоковеда Сотникова, потом художника Померанцева. В последние годы пребывания в корпусе он был частым гостем в семье образованного офицера К. К. Гутковского и семьи Капустиных. «Благодаря этим связям, развитие Чокана шло быстрее, чем его сверстников», – писал Г. Н. Потанин.
Эти лучшие преподаватели кадетского корпуса, передовые люди своего времени пробудили в юном Чокане интерес к знаниям, к науке, помогали формированию его демократических взглядов (
г. Петропавловск Кайролла Муканов, деятель культуры РК, , Алия Сыздыкова, студентка 4 курс аСеверо-Казахстанского Государственного университета, Журнал«Мысль»)