Файл: Теоретические аспекты психодиагностических методов исследования в судебнопсихологической экспертизе 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

Глава 1.Теоретические аспекты психодиагностических методов исследования в судебно-психологической экспертизе 6

1.1. Понятие, сущность и проблемы проведения судебно-психологической экспертизы 6

1.2. Методология судебно-психологической экспертизы 9

Глава 2. Структура психодиагностического исследования в судебно-психологической экспертизе 13

2.1 Основные этапы и методы психодиагностического исследования 13

2.2 Проблемы использования психодиагностических методов исследования при производстве судебно-психологических экспертиз 21

Заключение 31

Библиографический список 33



Введение



Психологическая диагностика является важной и обязательной частью психологического обследования. Под психологическим диагнозом понимается процесс изучения психики человека, определения индивидуальных психологических характеристик, психологической полезности и трудоспособности, социально-психологических характеристик личности и коллектива.

Психодиагностика в судебно-психологической экспертизе тесно связана с психодиагностикой как областью психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. Современная психодиагностика направлена ​​на то, чтобы зафиксировать и описать в упорядоченной форме психологические различия между людьми, группами людей, объединенные какими-либо признаками: например, разница между одним человеком и другим в техническом отношении, образное мышление, возраст, образование и культура, психологические условия, психофизиология признака. Психодиагностика при психологическом обследовании служит достижению целей, поставленных организмом или человеком, который его назначил. Психодиагностика выполняется с использованием значительного набора инструментов, инструментов, которые могут быть объединены в диагностические методы, методы и процедуры. Поскольку эти сигналы бесконечны, необходимо определить задачи
, которые можно решить, используя определенный метод, технику, процедуру. В литературе эти понятия трактуются по-разному.

Психодиагностические методы все чаще используются в социальной, медицинской, педагогической, юридической и других областях науки и психологической практики. На современном этапе развития психологии психодиагностика имеет своей основной целью распознавание и классификацию психологических явлений, состояний и процессов. Его многообещающей задачей является выявление причин и закономерностей этих явлений. Б.Г. Ананьев считал, что психодиагностику следует рассматривать как направление психологических исследований, направленное на определение уровней развития психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных качеств, установление структурных характеристик каждого из них, их созвездий, формирующих сложные синдромы. поведение, распознавание условий человека в действии различных стимуляторов, стрессоров, разочарований и сложных ситуаций, определение потенциалов человеческого развития (работоспособность, трудоспособность, одаренность, социальные навыки и т. д.).

Психологический диагноз требует ряда особых условий. Он должен раскрывать конкретную, особенную личность, отвечать на вопросы о качествах конкретного человека на фоне других людей; психологический диагноз не может быть ограничен утверждением; он включает прогноз и должен быть представлен с использованием пояснительных понятий, основанных на описательном материале, характеризующем поведение человека. Существует значительное количество классификаций видов психологического диагноза. Различают формальную и интерпретационную, прогностическую и ретроспективную диагностику и т.д. B судебно-психологической экспертизе диагностика приобретает особую важность в связи с тем, что ее результаты, как и результаты экспертизы в целом, существенно влияют на возможность применения наказания, его вид и размер, принимаемое по делу решение. Этим обусловлена актуальность данной аттестационной работы.

Цель аттестационной работы – рассмотреть основные психодиагностические методы исследования, применяемые в судебно-психологической экспертизе. В соответствии с поставленной целью, необходимо выделить следующие задачи аттестационной работы:



- изучить понятие, сущность и проблемы проведения судебно-психологической экспертизы;

- рассмотреть методику судебно-психологической экспертизы;

- рассмотреть основные этапы и методы психодиагностического исследования;

- выявить основные проблемы использования психодиагностических методов при проведении судебно-психологической экспертизы.

Объект исследования – основные методы психодиагностического исследования, а предмет исследования – использование данных методов психодиагностического исследования в судебно-психологической экспертизе.

Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, разделенного на параграфы, заключения и библиографического списка.

Глава 1.Теоретические аспекты психодиагностических методов исследования в судебно-психологической экспертизе




1.1. Понятие, сущность и проблемы проведения судебно-психологической экспертизы



В законодательстве Российской Федерации происходят стабильные изменения, требующие регулярной деятельности органов дознания, следствия, прокурорского надзора и суда, а также продуктивного функционирования института судебной экспертизы, который является одним из важнейших средств Доказательства при расследовании преступлений, правонарушений и рассмотрении уголовных дел в суде. Судебно-психологическая экспертиза как разновидность судебно-медицинской и психофизиологической экспертизы играет важную, а иногда и решающую роль в расследовании и рассмотрении уголовных дел о тяжких преступлениях против личности, в случаях несовершеннолетних, преступлений, совершенных с использованием психического влияния группа людей, организованная группа и т. д.1

Одной из основных проблем судебно-психологической экспертизы является недостаточная разработка классификации этого вида судебно-медицинской экспертизы. Также проблематичной является классификация методов, используемых в судебно-психологической экспертизе. Основные методы являются общими, в том числе психологическая диагностика, прогнозирование, дизайн и специальные методы. Однако при выборе методов судебно-психологического исследования целесообразно использовать классификацию методов психологического исследования, разработанную Б.Г. Ананьевым, которая включает (сравнительный, продольный, комплексный), эмпирический (наблюдательный, словесно-экспериментальный, экспериментальный, психодиагностический, биографические, праксиметрические), методы интерпретации (генетические и структурные), а также методы обработки данных (количественные, «меридианные» качества научного электронного журнала) (нные).

Наиболее значительным и плохо изученным является вопрос, который влияет на компетенцию судебно-психологической экспертизы. По сути, теоретическая и практическая основа психологической науки и ее прикладных отраслей (например, юридическая психология) является определяющим фактором в компетенции судебно-психологической экспертизы. По этой причине в компетенцию судебно-психологической экспертизы не должны входить: юридическая квалификация преступления,
моральная оценка личности и поведения субъекта, медицинский диагноз и квалификация психических расстройств.

Таким образом, компетенция психолога-эксперта должна включать изучение индивидуальных психологических характеристик человека, степени его умственного и интеллектуального развития, а также выявление конкретных эмоциональных и предполагаемых характеристик, которые оказывают существенное влияние на характеристики поведения человека в исследуемой преступной ситуации. , В то же время в настоящее время наблюдается тенденция к ограничению пределов компетенции психолога-эксперта при проведении уголовных и гражданских судебных расследований. Однако пределы компетенции судебно-психологической экспертизы не являются статичными, поскольку их навыки расширяются благодаря развитию психологической науки. Кроме того, законодательство постоянно совершенствуется, что, в свою очередь, увеличивает потребность в судебной практике для решения новых психологических и правовых проблем.

До настоящего времени возможности судебно-психологической экспертизы в определенных уголовных делах не были полностью использованы. Сотрудники правоохранительных органов часто задают эксперту только вопрос о способности тех, кто участвует в уголовном процессе, признать характер и важность действий, которые они совершают или с ними. Однако вопрос о том, способен ли человек контролировать свои действия или сопротивляться, остается без ответа. На практике бывают случаи, когда специалисты, основываясь на результатах исследований, которые касаются только интеллектуальной стороны волевого поведения, приходят к выводу, что злоумышленник или жертва могут правильно ориентироваться в содержании криминальной ситуации, и сотрудники правоохранительных органов на основании данного заключения делают незаконное заключение об их устойчивости2.

Именно по этой причине точность формулировки вопросов, представляемых для разрешения экспертов, определяет качество и эффективность экспертных психологических исследований. В последнее время особое внимание уделяется вопросам, связанным с подбором экспертов. Любой психолог может быть привлечен к судебно-психологической экспертизе. Однако опытный психолог должен пройти универсальную теоретическую и психодиагностическую подготовку, чтобы применить на практике методологию, технологию и методологию экспертного исследования. Участие в проведении судебно-психологической экспертизы специалистов, профессиональная квалификация которых представлена ​​сотрудниками правоохранительных органов или лицами,