Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Принципы симпатической иннервации.

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Добавочное ядро – n. accessorius (лат.), краниальное ядро Якубовича (авт.);

2. Непарное срединное ядро - ядро Перлиа (авт.);
Тема 15

Итоговое занятие модуля № 2 Анатомия сосудистой и нервной систем
Форма (ы) текущего контроля успеваемости:

  1. Тестирование

  2. Контрольная работа.

3. Описание макро (микро) препаратов.

4. Проверка практических навыков.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости

1. Тестирование.

2. Контрольная работа.
Вопросы для подготовки:

Контрольные вопросы к лекционному материалу

  1. Стадии развития сердца. Аномалии.

  2. Строение стенки артерий. Закономерности распределения артерий в организме.

  3. Круги кровообращения. Понятие о микроциркуляторном русле.

  4. Функции венозного русла. Принципы строения стенки вен.

  5. Факторы венозного кровотока и классификация вен.

  6. Функции лимфатической системы. Сходства и различия венозной и лимфатической систем.

  7. Формирование лимфатических стволов и протоков.

  8. Основные типы строения нервной системы в филогенезе.

  9. Оболочки спинного мозга, межоболочечные пространства и их содержимое.

  10. Характеристика белого вещества полушарий головного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Базальные ядра, их топография и функционально-клиническое значение.

  11. Особенности строения оболочек головного мозга.

  12. Черепные нервы: общая функциональная характеристика.

  13. Места выхода черепных нервов из черепа.

  14. Характеристика и сложение спинномозговых нервов. Распределение ветвей, формирование соматических сплетений.

  15. Задние ветви спинномозговых нервов, их области иннервации. Межрёберные нервы, их области иннервации.

  16. Общие данные о вегетативной нервной системе. Эффекты действия её на органы.

  17. Высшие вегетативные центры, их функция и локализация.

  18. Вегетативные сплетения грудной полости, их образование, топография.

  19. Вегетативные сплетения брюшной полости и таза, их образование, топография и зоны иннервации.

  20. Принципы симпатической иннервации внутренних органов.

а) принцип симпатической иннервации органов головы, шеи и грудной полости;

б) принцип симпатической иннервации органов брюшной полости и таза;

в) принцип симпатической иннервации сомы

Контрольные вопросы к практическому материалу


  1. Сердце (внешний вид, топография). Камеры сердца, клапанный аппарат. Круги кровообращения.

  2. Слои стенки сердца. Особенности строения миокарда предсердий и желудочков.

  3. Проводящая система сердца. Артерии и вены сердца.

  4. Аорта. Отделы, топография. Ветви грудной аорты. Ветви дуги аорты. Области кровоснабжения.

  5. Брюшная аорта, её париетальные и парные висцеральные ветви, области кровоснабжения. Непарные висцеральные ветви брюшной аорты, области кровоснабжения.

  6. Принципы кровоснабжения верхних конечностей. Формирование артериальных дуг ладони.

  7. Принципы кровоснабжения нижних конечностей. Формирование артериальных дуг стопы.

  8. Система верхней полой вены: истоки, притоки, зона дренажа.

  9. Система нижней полой вены: истоки, притоки, зона дренажа.

  10. Система воротной вены, истоки, притоки, зона дренажа.

  11. Формирование лимфатических стволов и протоков.

  12. Внешнее строение спинного мозга, его положение, границы. Понятие о корешках спинного мозга, их состав. Спинномозговые узлы.

  13. Топография серого вещества спинного мозга. Понятие о сегменте спинного мозга. Схема простой рефлекторной дуги.

  14. Топография белого вещества спинного мозга. Характеристика канатиков белого вещества и понятие о проводящих путях.

  15. Отделы головного мозга. Строение ствола мозга.

  16. Полости головного мозга.

  17. Конечный мозг, его отделы. Доли, основные борозды и извилины, дольки.

  18. Корковые концы анализаторов I сигнальной системы.

  19. Корковые концы анализаторов II сигнальной системы.

  20. Особенности строения оболочек головного мозга.

  21. Места выхода черепных нервов из черепа.

  22. Функциональная характеристика I-VI пар черепных нервов.

  23. Функциональная характеристика VII-XII пар черепных нервов.

  24. Шейное сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации.

  25. Плечевое сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации.

  26. Поясничное сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации.

  27. Крестцовое сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации.

  28. Парасимпатический отдел ВНС: краниальные и сакральные центры

  29. Периферическая часть парасимпатического отдела ВНС, ход волокон.

  30. Области иннервации и эффекты действия парасимпатического отдела ВНС на органы.

  31. Симпатический отдел ВНС: центральный и периферический отделы. Области иннервации и эффекты действия.

  32. Строение симпатического ствола, его отделы, связь со спинномозговыми нервами.



2. Описание макро (микро) препаратов.

Набор препаратов:

1.Отпрепарированный сосудисто-нервный труп.

2.Таблица строения вегетативной нервной системы.
Практические задания для демонстрации практических навыков:

Показать:

  1. Камеры сердца.

  2. Клапанный аппарат сердца

  3. Крупные сосуды сердца.

  4. Грудная аорта.

  5. Дуга аорты.

  6. Брюшная аорта.

  7. Подключичная артерия.

  8. Подмышечная артерия.

  9. Лучевая артерия.

  10. Локтевая артерия.

  11. Подвздошные артерии (общая, наружная, внутренняя).

  12. Бедренная артерия.

  13. Подколенная артерия.

  14. Большеберцовые артерии (передняя и задняя).

  15. Верхняя полая вена.

  16. Плечеголовные вены.

  17. Воротная вена.

  18. Нижняя полая вена.

  19. Общие подвздошные вены.

  20. Блуждающий нерв.

  21. Тройничный нерв.

  22. Лицевой нерв.

  23. Шейное сплетение.

  24. Диафрагмальный нерв.

  25. Плечевое сплетение.

  26. Локтевой нерв.

  27. Лучевой нерв.

  28. Срединный нерв.

  29. Межрёберные нервы.

  30. Поясничное сплетение.

  31. Бедренный нерв.

  32. Латеральный кожный нерв бедра.

  33. Крестцовое сплетение.

  34. Седалищный нерв.

  35. Симпатический ствол.

  36. Солнечное сплетение.


3.Тестирование.
1.Нервная система топографически делится на:

1) ЦНС и ПНС

2) соматическую и вегетативную

3) головную и тазовую

4) головной и спинной мозг
2.Нервная система функционально делится на:

1) двигательную и чувствительную

2) соматическую и вегетативную

3) головную и тазовую

4)органную и внеорганную
3.Морфологической единицей нервной системы является:

1 )нефрон

2) ацинус

3) эритроцит

4 ) нейрон
4.ЦНС-это:

1) чмн и смн

2) головной мозг и чмн

3) спинной мозг и смн

4) головной и спинной мозг
5.ПНС-это:

1)нервные структуры вне головного и спинного мозга

2)нервные структуры в пределах головного и спинного мозга

3)головной мозг и чмн

4)спинной мозг и смн
6.Соматическая нервная система отвечает за иннервацию:

1)головы

2)верхних и нижних конечностей

3)тела

4)внутренних органов

7.Вегетативная нервная система отвечает за иннервацию:

1)внутренних органов, желез и сосудов

2)внутренних органов, кроме сердца

3)головы и шеи

4)только органов брюшной полости
8.Функционально вегетативная нервная система делится на:

1)соматическую и парасимпатическую

2)симпатическую и парасимпатическую

3)соматическую и симпатическую

4)надсегментарную и сегментарную
9.ЦНС морфологически состоит из:

1)синапсов и узлов

2)сегментов и синапсов

3)синапсов и нейронов

4)нейронов и нейроглий
10.Синапсы-это место передачи:

1)кислорода

2)витаминов

3)нервного импульса

4)углекислого газа
11.Раздражения внешней среды воспринимают:

1)экстерорецепторы

2)интерорецепторы

3)проприорецепторы

4)эффекторы
12.Тело афферентного нейрона лежит в:

1)лобной доле

2)чувствительном ганглии

3)задних рогах серого вещества спинного мозга

4)передних рогах серого вещества спинного мозга

13.Эффекторный нейрон заканчивается:

1)в прецентральной извилине

2)в постцентральной извилине

3)эффектором

4)в спинальном ганглии
14.Вегетативные ядра формируют:

1)симпатический ствол

2)передние рога спинного мозга

3)задние рога спинного мозга

4)боковые рога спинного мозга
15.Морфологическую основу серого вещества мозга составляют:

1)мультиполярные нейроны

2)униполярные нейроны

3)биполярные нейроны

4)псевдоуниполярные нейроны
16.Двигательные соматические ядра формируют:

1)задний канатик спинного мозга

2)передний канатик спинного мозга

3)передние рога спинного мозга

4)боковые рога спинного мозга

17.Дендрит чувствительного нейрона начинается от:


1)рецептора

2)эффектора

3)аксона ассоциативного нейрона

4)задних рогов спинного мозга
18.Задние канатики спинного мозга сформированы:

1)скоплением псевдоуниполярных клеток

2)пирамидными путями

3)путями Голя и Бурдаха

4)мультиполярными нейронами
19.Жизненно важные центры локализуюся преимущественно:

1)в лобной доле

2)в теменной доле

3)мозжечке

4)в стволе головного мозга
20.Гипоталамус является частью:

1)заднего мозга

2)промежуточного мозга

3)среднего мозга

4)переднего мозга
Критерии оценивания, применяемые при текущем контроле успеваемости, в том числе при контроле самостоятельной работы обучающихся


Форма контроля

Критерии оценивания

Контрольная работа

«5» баллов выставляется за ответ, который показывает прочные знания основных вопросов изучаемого материала, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

«4» балла выставляется за ответ, обнаруживающий прочные знания основных вопросов изучаемого материла, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3» балла выставляется за ответ, свидетельствующий в основном о знании изучаемого материала, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

«2» балла выставляется за ответ, обнаруживающий незнание изучаемого материла, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.

Описание макро (микро) препаратов.
Проверка практических навыков.


«5» баллов выставляется за ответ, который показывает систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах;

точное использование научной латинской и русской (английской) терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;

безупречное владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования; умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы;

выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;

полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;

умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения;

творческая самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, участие в НИРС, УИРС по проблемам анатомии, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

«4» балла выставляется за ответ, который показывает систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, таблицах;

использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;

владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования, умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы;

способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;

усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения;

самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий.

«3» балла выставляется за ответ, который показывает достаточные знания в объеме учебной программы;

знание описания основных деталей строения, топографии органа (части тела) в объеме учебника, курсов лекций, вспоминание мелких деталей строения при помощи наводящих вопросов преподавателя;

использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и выводы с помощью наводящих вопросов;

демонстрация изучаемых в рамках данной темы органов, основных деталей их строения на анатомических препаратах, таблицах, муляжах;

владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму распознавать основные детали строения на рентгенограммах;

решение под руководством преподавателя стандартных (типовых) ситуационных задач;

способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;

усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;

умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, редкое участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

«2» балла выставляется за ответ, который показывает недостаточно полный объем знаний об изученных органах в рамках образовательного стандарта;

знание описания строения органа (части тела) в объеме учебника;

неумение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств;

использование латинских и русских (английских) терминов с существенными лингвистическими и логическими ошибками;

перечисление органов, изучаемых в рамках данной темы, только узнавание их на таблицах, муляжах, препаратах, не умение расположить их правильно, неумение демонстрировать анатомические образования на натуральных препаратах или их заменителях (муляжах);

неправильное владение инструментарием анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), некомпетентность в решении стандартных (типовых) ситуационных задач;

пассивность на практических занятиях,

неадекватное, брезгливое отношение к натуральным анатомическим препаратам, нарушение деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами.

отказ от ответа.

Тестирование.

91-100%-выставляется 5 баллов

81-90%- выставляется 4 балла

71-80% -выставляется 3 балла

0-70%- выставляется 2 балла