Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Принципы симпатической иннервации.
Записать латинские, греческие и авторские названия:
1. Добавочное ядро – n. accessorius (лат.), краниальное ядро Якубовича (авт.);
2. Непарное срединное ядро - ядро Перлиа (авт.);
Тема 15
Итоговое занятие модуля № 2 Анатомия сосудистой и нервной систем
Форма (ы) текущего контроля успеваемости:
3. Описание макро (микро) препаратов.
4. Проверка практических навыков.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
1. Тестирование.
2. Контрольная работа.
Вопросы для подготовки:
Контрольные вопросы к лекционному материалу
а) принцип симпатической иннервации органов головы, шеи и грудной полости;
б) принцип симпатической иннервации органов брюшной полости и таза;
в) принцип симпатической иннервации сомы
Контрольные вопросы к практическому материалу
2. Описание макро (микро) препаратов.
Набор препаратов:
1.Отпрепарированный сосудисто-нервный труп.
2.Таблица строения вегетативной нервной системы.
Практические задания для демонстрации практических навыков:
Показать:
3.Тестирование.
1.Нервная система топографически делится на:
1) ЦНС и ПНС
2) соматическую и вегетативную
3) головную и тазовую
4) головной и спинной мозг
2.Нервная система функционально делится на:
1) двигательную и чувствительную
2) соматическую и вегетативную
3) головную и тазовую
4)органную и внеорганную
3.Морфологической единицей нервной системы является:
1 )нефрон
2) ацинус
3) эритроцит
4 ) нейрон
4.ЦНС-это:
1) чмн и смн
2) головной мозг и чмн
3) спинной мозг и смн
4) головной и спинной мозг
5.ПНС-это:
1)нервные структуры вне головного и спинного мозга
2)нервные структуры в пределах головного и спинного мозга
3)головной мозг и чмн
4)спинной мозг и смн
6.Соматическая нервная система отвечает за иннервацию:
1)головы
2)верхних и нижних конечностей
3)тела
4)внутренних органов
7.Вегетативная нервная система отвечает за иннервацию:
1)внутренних органов, желез и сосудов
2)внутренних органов, кроме сердца
3)головы и шеи
4)только органов брюшной полости
8.Функционально вегетативная нервная система делится на:
1)соматическую и парасимпатическую
2)симпатическую и парасимпатическую
3)соматическую и симпатическую
4)надсегментарную и сегментарную
9.ЦНС морфологически состоит из:
1)синапсов и узлов
2)сегментов и синапсов
3)синапсов и нейронов
4)нейронов и нейроглий
10.Синапсы-это место передачи:
1)кислорода
2)витаминов
3)нервного импульса
4)углекислого газа
11.Раздражения внешней среды воспринимают:
1)экстерорецепторы
2)интерорецепторы
3)проприорецепторы
4)эффекторы
12.Тело афферентного нейрона лежит в:
1)лобной доле
2)чувствительном ганглии
3)задних рогах серого вещества спинного мозга
4)передних рогах серого вещества спинного мозга
13.Эффекторный нейрон заканчивается:
1)в прецентральной извилине
2)в постцентральной извилине
3)эффектором
4)в спинальном ганглии
14.Вегетативные ядра формируют:
1)симпатический ствол
2)передние рога спинного мозга
3)задние рога спинного мозга
4)боковые рога спинного мозга
15.Морфологическую основу серого вещества мозга составляют:
1)мультиполярные нейроны
2)униполярные нейроны
3)биполярные нейроны
4)псевдоуниполярные нейроны
16.Двигательные соматические ядра формируют:
1)задний канатик спинного мозга
2)передний канатик спинного мозга
3)передние рога спинного мозга
4)боковые рога спинного мозга
17.Дендрит чувствительного нейрона начинается от:
1)рецептора
2)эффектора
3)аксона ассоциативного нейрона
4)задних рогов спинного мозга
18.Задние канатики спинного мозга сформированы:
1)скоплением псевдоуниполярных клеток
2)пирамидными путями
3)путями Голя и Бурдаха
4)мультиполярными нейронами
19.Жизненно важные центры локализуюся преимущественно:
1)в лобной доле
2)в теменной доле
3)мозжечке
4)в стволе головного мозга
20.Гипоталамус является частью:
1)заднего мозга
2)промежуточного мозга
3)среднего мозга
4)переднего мозга
Критерии оценивания, применяемые при текущем контроле успеваемости, в том числе при контроле самостоятельной работы обучающихся
Записать латинские, греческие и авторские названия:
1. Добавочное ядро – n. accessorius (лат.), краниальное ядро Якубовича (авт.);
2. Непарное срединное ядро - ядро Перлиа (авт.);
Тема 15
Итоговое занятие модуля № 2 Анатомия сосудистой и нервной систем
Форма (ы) текущего контроля успеваемости:
-
Тестирование -
Контрольная работа.
3. Описание макро (микро) препаратов.
4. Проверка практических навыков.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
1. Тестирование.
2. Контрольная работа.
Вопросы для подготовки:
Контрольные вопросы к лекционному материалу
-
Стадии развития сердца. Аномалии. -
Строение стенки артерий. Закономерности распределения артерий в организме. -
Круги кровообращения. Понятие о микроциркуляторном русле. -
Функции венозного русла. Принципы строения стенки вен. -
Факторы венозного кровотока и классификация вен. -
Функции лимфатической системы. Сходства и различия венозной и лимфатической систем. -
Формирование лимфатических стволов и протоков. -
Основные типы строения нервной системы в филогенезе. -
Оболочки спинного мозга, межоболочечные пространства и их содержимое. -
Характеристика белого вещества полушарий головного мозга. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Базальные ядра, их топография и функционально-клиническое значение. -
Особенности строения оболочек головного мозга. -
Черепные нервы: общая функциональная характеристика. -
Места выхода черепных нервов из черепа. -
Характеристика и сложение спинномозговых нервов. Распределение ветвей, формирование соматических сплетений. -
Задние ветви спинномозговых нервов, их области иннервации. Межрёберные нервы, их области иннервации. -
Общие данные о вегетативной нервной системе. Эффекты действия её на органы. -
Высшие вегетативные центры, их функция и локализация. -
Вегетативные сплетения грудной полости, их образование, топография. -
Вегетативные сплетения брюшной полости и таза, их образование, топография и зоны иннервации. -
Принципы симпатической иннервации внутренних органов.
а) принцип симпатической иннервации органов головы, шеи и грудной полости;
б) принцип симпатической иннервации органов брюшной полости и таза;
в) принцип симпатической иннервации сомы
Контрольные вопросы к практическому материалу
-
Сердце (внешний вид, топография). Камеры сердца, клапанный аппарат. Круги кровообращения. -
Слои стенки сердца. Особенности строения миокарда предсердий и желудочков. -
Проводящая система сердца. Артерии и вены сердца. -
Аорта. Отделы, топография. Ветви грудной аорты. Ветви дуги аорты. Области кровоснабжения. -
Брюшная аорта, её париетальные и парные висцеральные ветви, области кровоснабжения. Непарные висцеральные ветви брюшной аорты, области кровоснабжения. -
Принципы кровоснабжения верхних конечностей. Формирование артериальных дуг ладони. -
Принципы кровоснабжения нижних конечностей. Формирование артериальных дуг стопы. -
Система верхней полой вены: истоки, притоки, зона дренажа. -
Система нижней полой вены: истоки, притоки, зона дренажа. -
Система воротной вены, истоки, притоки, зона дренажа. -
Формирование лимфатических стволов и протоков. -
Внешнее строение спинного мозга, его положение, границы. Понятие о корешках спинного мозга, их состав. Спинномозговые узлы. -
Топография серого вещества спинного мозга. Понятие о сегменте спинного мозга. Схема простой рефлекторной дуги. -
Топография белого вещества спинного мозга. Характеристика канатиков белого вещества и понятие о проводящих путях. -
Отделы головного мозга. Строение ствола мозга. -
Полости головного мозга. -
Конечный мозг, его отделы. Доли, основные борозды и извилины, дольки. -
Корковые концы анализаторов I сигнальной системы. -
Корковые концы анализаторов II сигнальной системы. -
Особенности строения оболочек головного мозга. -
Места выхода черепных нервов из черепа. -
Функциональная характеристика I-VI пар черепных нервов. -
Функциональная характеристика VII-XII пар черепных нервов. -
Шейное сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации. -
Плечевое сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации. -
Поясничное сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации. -
Крестцовое сплетение – сложение, топография, ветви, области иннервации. -
Парасимпатический отдел ВНС: краниальные и сакральные центры -
Периферическая часть парасимпатического отдела ВНС, ход волокон. -
Области иннервации и эффекты действия парасимпатического отдела ВНС на органы. -
Симпатический отдел ВНС: центральный и периферический отделы. Области иннервации и эффекты действия. -
Строение симпатического ствола, его отделы, связь со спинномозговыми нервами.
2. Описание макро (микро) препаратов.
Набор препаратов:
1.Отпрепарированный сосудисто-нервный труп.
2.Таблица строения вегетативной нервной системы.
Практические задания для демонстрации практических навыков:
Показать:
-
Камеры сердца. -
Клапанный аппарат сердца -
Крупные сосуды сердца. -
Грудная аорта. -
Дуга аорты. -
Брюшная аорта. -
Подключичная артерия. -
Подмышечная артерия. -
Лучевая артерия. -
Локтевая артерия. -
Подвздошные артерии (общая, наружная, внутренняя). -
Бедренная артерия. -
Подколенная артерия. -
Большеберцовые артерии (передняя и задняя). -
Верхняя полая вена. -
Плечеголовные вены. -
Воротная вена. -
Нижняя полая вена. -
Общие подвздошные вены. -
Блуждающий нерв. -
Тройничный нерв. -
Лицевой нерв. -
Шейное сплетение. -
Диафрагмальный нерв. -
Плечевое сплетение. -
Локтевой нерв. -
Лучевой нерв. -
Срединный нерв. -
Межрёберные нервы. -
Поясничное сплетение. -
Бедренный нерв. -
Латеральный кожный нерв бедра. -
Крестцовое сплетение. -
Седалищный нерв. -
Симпатический ствол. -
Солнечное сплетение.
3.Тестирование.
1.Нервная система топографически делится на:
1) ЦНС и ПНС
2) соматическую и вегетативную
3) головную и тазовую
4) головной и спинной мозг
2.Нервная система функционально делится на:
1) двигательную и чувствительную
2) соматическую и вегетативную
3) головную и тазовую
4)органную и внеорганную
3.Морфологической единицей нервной системы является:
1 )нефрон
2) ацинус
3) эритроцит
4 ) нейрон
4.ЦНС-это:
1) чмн и смн
2) головной мозг и чмн
3) спинной мозг и смн
4) головной и спинной мозг
5.ПНС-это:
1)нервные структуры вне головного и спинного мозга
2)нервные структуры в пределах головного и спинного мозга
3)головной мозг и чмн
4)спинной мозг и смн
6.Соматическая нервная система отвечает за иннервацию:
1)головы
2)верхних и нижних конечностей
3)тела
4)внутренних органов
7.Вегетативная нервная система отвечает за иннервацию:
1)внутренних органов, желез и сосудов
2)внутренних органов, кроме сердца
3)головы и шеи
4)только органов брюшной полости
8.Функционально вегетативная нервная система делится на:
1)соматическую и парасимпатическую
2)симпатическую и парасимпатическую
3)соматическую и симпатическую
4)надсегментарную и сегментарную
9.ЦНС морфологически состоит из:
1)синапсов и узлов
2)сегментов и синапсов
3)синапсов и нейронов
4)нейронов и нейроглий
10.Синапсы-это место передачи:
1)кислорода
2)витаминов
3)нервного импульса
4)углекислого газа
11.Раздражения внешней среды воспринимают:
1)экстерорецепторы
2)интерорецепторы
3)проприорецепторы
4)эффекторы
12.Тело афферентного нейрона лежит в:
1)лобной доле
2)чувствительном ганглии
3)задних рогах серого вещества спинного мозга
4)передних рогах серого вещества спинного мозга
13.Эффекторный нейрон заканчивается:
1)в прецентральной извилине
2)в постцентральной извилине
3)эффектором
4)в спинальном ганглии
14.Вегетативные ядра формируют:
1)симпатический ствол
2)передние рога спинного мозга
3)задние рога спинного мозга
4)боковые рога спинного мозга
15.Морфологическую основу серого вещества мозга составляют:
1)мультиполярные нейроны
2)униполярные нейроны
3)биполярные нейроны
4)псевдоуниполярные нейроны
16.Двигательные соматические ядра формируют:
1)задний канатик спинного мозга
2)передний канатик спинного мозга
3)передние рога спинного мозга
4)боковые рога спинного мозга
17.Дендрит чувствительного нейрона начинается от:
1)рецептора
2)эффектора
3)аксона ассоциативного нейрона
4)задних рогов спинного мозга
18.Задние канатики спинного мозга сформированы:
1)скоплением псевдоуниполярных клеток
2)пирамидными путями
3)путями Голя и Бурдаха
4)мультиполярными нейронами
19.Жизненно важные центры локализуюся преимущественно:
1)в лобной доле
2)в теменной доле
3)мозжечке
4)в стволе головного мозга
20.Гипоталамус является частью:
1)заднего мозга
2)промежуточного мозга
3)среднего мозга
4)переднего мозга
Критерии оценивания, применяемые при текущем контроле успеваемости, в том числе при контроле самостоятельной работы обучающихся
Форма контроля | Критерии оценивания |
Контрольная работа | «5» баллов выставляется за ответ, который показывает прочные знания основных вопросов изучаемого материала, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. |
«4» балла выставляется за ответ, обнаруживающий прочные знания основных вопросов изучаемого материла, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе. | |
«3» балла выставляется за ответ, свидетельствующий в основном о знании изучаемого материала, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. | |
«2» балла выставляется за ответ, обнаруживающий незнание изучаемого материла, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа. | |
Описание макро (микро) препаратов. Проверка практических навыков. | «5» баллов выставляется за ответ, который показывает систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, томограммах; точное использование научной латинской и русской (английской) терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования; умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы; выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения; творческая самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, участие в НИРС, УИРС по проблемам анатомии, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий. |
«4» балла выставляется за ответ, который показывает систематизированные, глубокие и полные знания по всем вопросам в объеме учебной программы, демонстрация органов и структур, изученных ранее и изучаемых в рамках данной темы, деталей их строения на препаратах, муляжах, рентгенограммах, таблицах; использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), техникой препарирования, умение работать с негатоскопом, по алгоритму читать рентгенограммы; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств, знать основные причины их возникновения; самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, активное участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами, высокий уровень культуры исполнения заданий. | |
«3» балла выставляется за ответ, который показывает достаточные знания в объеме учебной программы; знание описания основных деталей строения, топографии органа (части тела) в объеме учебника, курсов лекций, вспоминание мелких деталей строения при помощи наводящих вопросов преподавателя; использование латинских и русских (английских) терминов; стилистически грамотное, правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и выводы с помощью наводящих вопросов; демонстрация изучаемых в рамках данной темы органов, основных деталей их строения на анатомических препаратах, таблицах, муляжах; владение анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), умение работать с негатоскопом, по алгоритму распознавать основные детали строения на рентгенограммах; решение под руководством преподавателя стандартных (типовых) ситуационных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств; самостоятельная работа на практических занятиях и при самоподготовке к занятиям, редкое участие в групповых обсуждениях, отсутствие нарушений деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами. | |
«2» балла выставляется за ответ, который показывает недостаточно полный объем знаний об изученных органах в рамках образовательного стандарта; знание описания строения органа (части тела) в объеме учебника; неумение графически (схематически) изобразить основные этапы развития органов и систем организма, формирование аномалий и уродств; использование латинских и русских (английских) терминов с существенными лингвистическими и логическими ошибками; перечисление органов, изучаемых в рамках данной темы, только узнавание их на таблицах, муляжах, препаратах, не умение расположить их правильно, неумение демонстрировать анатомические образования на натуральных препаратах или их заменителях (муляжах); неправильное владение инструментарием анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем), некомпетентность в решении стандартных (типовых) ситуационных задач; пассивность на практических занятиях, неадекватное, брезгливое отношение к натуральным анатомическим препаратам, нарушение деонтологических и санитарно-гигиенических правил работы с анатомическими препаратами. отказ от ответа. | |
Тестирование. | 91-100%-выставляется 5 баллов 81-90%- выставляется 4 балла 71-80% -выставляется 3 балла 0-70%- выставляется 2 балла |