Файл: 1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 4.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1217
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
1.1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения охраны и безопасности аэропортов
1.2 Современные проблемы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
2 Анализ перспективных средств контроля доступа в аэропортах
2.1 Цели и задачи СКУД в аэропортах
2.2 Организация контрольно-пропускных пунктов в аэропорту
2.3 Перспективы внедрения биометрических систем контроля доступа
Содержание
Введение 2
1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 4
1.1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения охраны и безопасности аэропортов 4
1.2 Современные проблемы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 10
2 Анализ перспективных средств контроля доступа в аэропортах 14
2.1 Цели и задачи СКУД в аэропортах 14
2.2 Организация контрольно-пропускных пунктов в аэропорту 16
2.3 Перспективы внедрения биометрических систем контроля доступа 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение
Интенсификация транспортной отрасли, эволюционное развитие транспортных систем ставят новые задачи в вопросах транспортной безопасности.
Чем более сложные системы создаются для обеспечения процессов в аэропортах, чем выше скорости передвижения, пассажиров и грузопоток, тем более сложные задачи приходится решать в области транспортной безопасности.
Основным подразделением аэропорта, ответственным за предотвращение актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность гражданской авиации, является служба авиационной безопасности (САБ).
Данная служба требует особого внимания, так как с каждым годом техническое оснащение террористических группировок улучшается, а финансовая мощь увеличивается, что дает им возможность разрабатывать более мощное и универсальное оружие.
Именно поэтому неотъемлемой частью САБ является досмотр пассажиров, личных вещей при пассажирах, багажа, грузов, почты, бортовых запасов, а так же членов экипажей и авиационного персонала. Досмотру подвергаются все лица и транспортные средства, попадающие в контролируемую зону аэропорта.
2022 год стал годом потрясений и серьезных кризисных явлений в гражданской авиации Российской Федерации.
Действующие ограничения на выполнения международных полетов, очевидно, снизили нагрузку на службу авиационной безопасности, вместе с тем неблагоприятная геополитическая обстановка способствует тому, что возросла угроза актов незаконного вмешательства и террористических актов на воздушном транспорте.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что тема курсовой работы «Инновационные средства в системе контроля доступа» является актуальной для исследования.
Целью курсовой работы является разработка предложений по обеспечению авиационной безопасности при проведении эксплуатационных мероприятий в аэропорту "Пулково"
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующий перечень задач:
- рассмотреть понятие эксплуатационных мероприятий;
- изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельности службы авиационной безопасности;
- охарактеризовать современные способы обеспечения авиационной безопасности при проведении эксплуатационных мероприятий.
- проанализировать особенности обеспечения контроля доступа в аэропортах;
- разработать предложения по внедрению инновационных средств в системе контроля доступа.
Цели и задачи данной работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Объектом исследования курсовой работы является процесс обеспечения контроля доступа в зоны аэропорта.
Предмет исследования – процесс внедрения инновационных средств в систему контролю доступа.
Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что в условиях увеличения угрозы АНВ разработанные предложения по по внедрению инновационных средств в системе контроля доступа будут способствовать повышению уровня безопасности.
1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
1.1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения охраны и безопасности аэропортов
Первым этапом выполнения исследования курсовой работы является изучение системы нормативных требований, регламентирующих порядок и проведение процедур по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах Российской Федерации.
Одними из основных объектов террористических акций являются аэропорты. Несмотря на то, что в последние годы на воздушном транспорте применяются новейшие средства обеспечения безопасности - возможность совершения терактов в этой области сохраняется.
Для надежного функционирования аэропортов должна быть обеспечена комплексная безопасность, наиболее важной составляющей которой является инженерно-техническая система безопасности, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт убедительно показывает, что одно только применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить процент террористических посягательств на охраняемые объекты.
Важнейшим шагом в обеспечении авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров.
Основные требования, предъявляемые к техническим средствам авиационной безопасности, регламентированы Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62 (ред. от 10.03.2011) "Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации".
В соответствии с данным нормативным актом для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы следующими техническими средствами авиационной безопасности:
1) для защиты от несанкционированного проникновения посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону и на объекты инфраструктуры аэропорта - инженерно-техническими средствами охраны:
- защитные ограждения, тревожная и охранная сигнализация,
- контрольно-пропускные пункты с техническими и специальными средствами досмотра персонала и специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов,
- система видеонаблюдения с записью видеоизображения;
2) для проведения досмотра пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, грузов и почты, бортовых запасов воздушного судна и бортового питания - техническими и специальными средствами досмотра (стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели;
- рентгенографические томографы;
- рентгенографические сканеры; системы сканирования, работающие на принципе контроля активных миллиметровых волн, являющихся обычными радиочастотными сигналами; системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра; системы ядерного квадрупольного резонанса;
- портативные (ручные) металлоискатели; средства для обнаружения паров или частиц взрывчатых веществ и другие средства), системами видеонаблюдения с записью видеоизображения.
Для защиты воздушных судов от несанкционированного проникновения на борт посторонних лиц, захвата и угона применяются:
- штатные противоугонные устройства с тревожной сигнализацией;
- надежно запирающиеся с внутренней стороны кабины экипажа пуленепробиваемые двери и перегородки, изолирующие пилотскую кабину от пассажирского салона;
- специальные сигнализационные и переговорные устройства для связи командира воздушного судна и бортпроводников (бортовых операторов);
- телевизионные системы наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средствами контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа с возможностью передачи аудио-, видео информации в реальном масштабе времени по каналам спутниковой связи в наземные центры управления.
Эксплуатация инженерно-технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра осуществляется в соответствии с рекомендациями изготовителя и индивидуальными стандартными эксплуатационными процедурами, содержащимися в программе обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов.
Организации гражданской авиации, эксплуатирующие технические средства охраны, технические и специальные средства досмотра, разрабатывают графики профилактического технического обслуживания и ремонта средств в целях поддержания оптимальной эффективности их работы.
Для поддержания постоянной работоспособности технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.
Еще одним документом, в котором описаны технические средства контроля доступа и инженерно-технические средства охраны, является ГОСТ Р 55250-2012 Национальный стандарт РФ «АЭРОПОРТЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ДОСТУПА И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ».
Данный стандарт распространяется на инженерно-технические средства охраны и технические средства контроля и управления доступом, предназначенные для исключения несанкционированного доступа людей и транспорта в (из) контролируемую зону аэропорта и объекты его инфраструктуры, а также контроля и санкционирования доступа.
Стандарт устанавливает общие технические требования к инженерно-техническим средствам охраны и техническим средствам контроля и управления доступом. Данный стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые средства и системы контроля и управления доступом.
Рассмотрим некоторые особенности обеспечения аэропорта средствами охраны и безопасности в соответствии с данным нормативным документом.
Автономные системы КУД должны обеспечивать:
- открывание УПУ при считывании зарегистрированного в памяти системы идентификационного признака;
- запрет открывания УПУ при считывании незарегистрированного в памяти системы идентификационного признака;
- запись идентификационных признаков в память системы;
- защиту от несанкционированного доступа при записи кодов идентификационных признаков в памяти системы;
- сохранение идентификационных признаков в памяти системы при отказе и отключении электропитания;
- ручное, полуавтоматическое или автоматическое открывание УПУ для прохода при аварийных ситуациях, пожаре, технических неисправностях в соответствии с правилами установленного режима и правилами пожарной безопасности;
- автоматическое формирование сигнала сброса на УПУ при отсутствии факта прохода;
- выдачу сигнала тревоги при использовании системы аварийного открывания УПУ для несанкционированного проникновения.
Системы КУД должны иметь следующие характеристики, значения которых должны быть установлены в стандартах и (или) технических условиях на системы конкретного типа:
- максимальное количество точек доступа, зон доступа, пользователей, обслуживаемых системой;
- максимальное количество точек доступа, обслуживаемых одним УУ;
- число и вид временных интервалов доступа (окон времени), уровней доступа;
- число видов УВИП, используемых в системе;
- время реакции системы на заявку на проход;
- максимальное расстояние от наиболее удаленной точки доступа до пункта управления;
- максимальное расстояние действия считывателя (для бесконтактных считывателей);
- максимальное время хранения информации о событиях в памяти системы;
- максимальная пропускная способность системы в точках доступа;
- вероятность несанкционированного доступа, вероятность ложного задержания (требование обязательно для СКУД с биометрической идентификацией, для остальных допускается не указывать);
- показатели по уровням устойчивости к НСД.
УПУ должны обеспечивать:
- полное или частичное перекрытие проема прохода;
- ручное, полуавтоматическое или автоматическое управление;
- блокирование человека или объекта для УПУ блокирующего типа.
Нормально закрытые УПУ могут быть оборудованы средствами звуковой сигнализации, которая включается после их открывания и при отсутствии прохода в течение установленного времени, или могут иметь средства для возврата в закрытое состояние.