Файл: 1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1221

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Выезд на перрон оборудуется средствами контроля над проходом и проездом с учетом того, что соответствующий КПП находится на открытом пространстве. Контроль проезда автотранспорта осуществляется с помощью радиочастотных меток. Аналогичным образом осуществляется контроль при въезде на базовый склад ГСМ.

 Системы контроля доступа для КПП должна обеспечивать выполнение следующих функций:

1. Контроль реального прохода/въезда на территорию аэропорта

Во-первых, СКУД на КПП аэропорта должна осуществлять контроль за фактом реального прохода пассажира или встречающего/провожающего, а также проезда автотранспорта на территорию аэропорта. При типовой организации КПП сначала происходит идентификация проходящего контроль путем регистрации электронного пропуска (идентификатора). При этом пересечение КПП считается осуществленным (т.е. имеет место факт реального прохода) только в случае фиксации прохода, к примеру, проворотом турникета. В противном случае проход считается незавершенным.

 Практически аналогичен учет проезжающего на территорию аэропорта автотранспорта. Проезд считается зафиксированным фактом только после пересечения автотранспортом лучей датчиков либо индукционных петель. В ином случае фиксируется незавершенная попытка проезда.

2. Запрет повторного прохода/проезда в рамках всей СКУД

В случае, если происходит повторная регистрация электронного пропуска, а выход/выезд с территории аэропорта перед этим зарегистрирован не был, то сотрудники охраны вправе отказать проходящему в доступе на территорию аэропорта. То же правило может распространяться и на отдельные помещения на территории аэропорта.

3. Поддержка многосменных и скользящих графиков работы

В целях безопасности имеет смысл обеспечить допуск персонала на территорию аэропорта только в рабочее время, а вне работы учитывать каждого сотрудника как рядового посетителя. Для этого контроллеры СКУД, расположенные на проходных и КПП, должны поддерживать работу с многосменными и скользящими графиками. К тому же, это позволит снять часть нагрузки с сотрудников КПП.

4. Оперативное присвоение прав прохода через КПП

В экстренных ситуациях, которые, к сожалению, нередко случаются в жизни любого аэропорта, может возникнуть необходимость экстренного вызова сотрудников с нарушением рабочего графика, заложенного в память контроллеров. В этом случае, чтобы избежать нахождения на территории аэропорта неучтенных лиц, которых диспетчер КПП пропустил нажатием кнопки разблокирования турникета, в СКУД должен поддерживаться режим экстренного присвоения прав доступа диспетчеру КПП. Это событие должно регистрироваться в БД СКУД.


5. Распознавание государственных регистрационных номеров

В качестве идентификатора транспортного средства может выступать его государственный регистрационный номер. По нему диспетчер может получить из БД всю ранее зафиксированную информацию с отметкой о том, разрешено ли данному автомобилю проезжать через КПП. Как и в случае с другими идентификаторами, окончательно решение о допуске транспортного средства на территорию аэропорта может быть возложено на плечи диспетчера. Эта система удобна и автоматически снимает ряд вопросов, связанных с традиционными идентификаторами – выбор типа идентификатора (в том числе для разовых посетителей), процедуры их выдачи и сдачи, контроль ответственность за утерю идентификатора.

6. Автоматический ввод фотографий автомобилей

Еще одна полезная и удобная, но не обязательная функция. В случае ее использования при первом проезде автомобиля через КПП в БД СКУД автоматически вводится его мгновенный снимок с обзорной телекамеры, установленной над въездом. При последующих проездах эта фотография, выводимая из БД вместе с другой информацией об автомобиле, может быть использована для верификации. 
7. Двери (или функции СКУД для пассажиров)

Для здания аэропорта, двери – это не просто створки, через которые можно (или нельзя – в зависимости от прав доступа) войти в какое-либо помещение. Эти створки, чем бы они не были представлены (турникеты, шлюзовые кабины и т.д.), должны привлекательно выглядеть, защищать помещение от воздействия окружающей среды и обладать высокой пропускной способностью, дабы не скапливались перед ними очереди из граждан с багажом.

 Помимо комфорта и удобства пассажиров и персонала, двери должны стоять еще и на страже безопасности аэропорта. Поэтому при их изготовлении предусматривают наличие пожарозащищености, специального остекления, а также возможность экстренного открытия дверей в случае ЧП или при эвакуации пассажиров. Кроме того, уже на этапе производства закладывается возможность работы двери в составе системы безопасности.

 За годы успешной, в целом, эксплуатации СКУД на территории аэропортов сложились своего рода правила подбора дверей, турникетов и проч. для разных помещений. Если не правила, то, по крайней мере, классические рекомендации.

8. Стойки паспортного контроля

Для организации прохода пассажиров по направлению к стойкам используются таможенные коридоры и система перемещения грузов. В этих случаях наилучшим вариантом считается применение автоматических распашных калиток и трехштанговых турникетов (типа «трипод»).



9. VIP-зона

В VIP-зоне ожидают начала посадки пассажиры первого и бизнес-классов. В традиционном варианте этот зал охраняется людьми в форме, которые на основе посадочных талонов решают, кого пустить внутрь, а кого попридержать.

Однако все чаще и чаще вместо постов охраны на входе в VIP-зону устанавливаются раздвижные двери различной конфигурации и дизайна.

Иногда используются шлюзовые кабины. Внутренние двери кабины не закроются, пока открыты внешние. Для защиты помещения от задымления конструкция дверей должна предусматривать дымоудаление. Хорошо, если дверь (или шлюзовая кабина) изготовлена из непрозрачных материалов, позволяющих скрыть внутреннее пространство. Войти в VIP-зону можно при помощи посадочного талона, данные с которого считывает установленный рядом с входом считыватель СКУД.

10. Проход на посадку

Поскольку на посадку пассажиры обычно идут довольно плотным потоком, на помощь сотрудникам аэропорта на этом участке могут прийти терминалы, оборудованные блоками автоматизированного учета. После считывания информации с посадочного талона турникет разблокируется. Использование автоматизированного учета пассажиров может значительно сократить время посадки.

 На этом участке наиболее приемлемо применение турникетов типа «трипод». Он удобен в применении и быстро переходит в следующую позицию. При прохождении пассажира после несильного толчка рукой штанга турникета проворачивается, переходя в следующее положение. Если на посадку проходит группа пассажиров или осуществляется транзит груза, то штанга турникета опускается при нажатии кнопки. При необходимости срочной эвакуации возможность такого «падения» штанги обеспечивает эвакуационный коридор.

2.3 Перспективы внедрения биометрических систем контроля доступа



Биометрические технологии основаны на биометрии, измерении уникальных характеристик отдельно взятого человека.

Это могут быть как уникальные признаки, полученные им с рождения, например: ДНК, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза; так и характеристики, приобретённые со временем или же способные меняться с возрастом или внешним воздействием. Например: почерк, голос или походка.

Основным способом защиты информации от злоумышленников считается внедрение так называемых средств ААА, или 3А (authentication, authorization, administration - аутентификация, авторизация, администрирование).


Среди средств ААА значимое место занимают аппаратно-программные системы идентификации и аутентификации (СИА) и устройства ввода идентификационных признаков (термин соответствует ГОСТ Р 51241-98), предназначенные для защиты от несанкционированного доступа (НСД) к компьютерам.

При использовании СИА сотрудник получает доступ к компьютеру или в корпоративную сеть только после успешного прохождения процедуры идентификации и аутентификации.

Идентификация заключается в распознавании пользователя по присущему или присвоенному ему идентификационному признаку. Проверка принадлежности пользователю предъявленного им идентификационного признака осуществляется в процессе аутентификации.

В состав аппаратно-программных СИА входят идентификаторы, устройства ввода-вывода (считыватели, контактные устройства, адаптеры, платы доверенной загрузки, разъемы системной платы и др.) и соответствующее ПО.

Идентификаторы предназначены для хранения уникальных идентификационных признаков. Кроме того, они могут хранить и обрабатывать разнообразные конфиденциальные данные. Устройства ввода-вывода и ПО пересылают данные между идентификатором и защищаемым компьютером.

Биометрическая идентификация – это способ идентификации личности по отдельным специфическим биометрическим признакам (идентификаторам), присущим конкретному человеку.

Биометрическая аутентификация - это опознание индивидуума на основе его физиологических характеристик и поведения. Аутентификация проводится посредством компьютерной технологии без какого-либо нарушения личной сферы человека.

Собранные таким образом в базе данных приметы человека сравниваются с теми, которые актуально регистрируются системами безопасности.

Функции:

1. Присвоение субъектам и объектам доступа личного идентификатора и сравнение его с заданным перечнем называется идентификацией.

Идентификация обеспечивает выполнение следующих функций:

- установление подлинности и определение полномочий субъекта при его допуске в систему,

- контролирование установленных полномочий в процессе сеанса работы;

- регистрация действий и др.

Аутентификацией (установлением подлинности) называется проверка принадлежности субъекту доступа предъявленного им идентификатора и подтверждение его подлинности.

Другими словами, аутентификация заключается в проверке: является ли подключающийся субъект тем, за кого он себя выдает.

Биометрические технологии активно применяются во многих областях связанных с обеспечением безопасности доступа к информации и материальным объектам, а также в задачах уникальной идентификации личности.


Применения биометрических технологий разнообразны: доступ к рабочим местам и сетевым ресурсам, защита информации, обеспечение доступа к определённым ресурсам и безопасность.

Ведение электронного бизнеса и электронных правительственных дел возможно только после соблюдения определённых процедур по идентификации личности.

Биометрические технологии используются в области безопасности банковских обращений, инвестирования и других финансовых перемещений, а также розничной торговле, охране правопорядка, вопросах охраны здоровья, а также в сфере социальных услуг.

Биометрические технологии в скором будущем будут играть главную роль в вопросах персональной идентификации во многих сферах. Применяемые отдельно или используемые совместно со смарт-картами, ключами и подписями, биометрия скоро станет применяться во всех сферах экономики и частной жизни.

Заключение



Таким образом, в курсовой работе были проанализированы особенности установления режима контролируемого доступа в аэропортах, а также расмотрены новые технологии в области обеспечения доступа.

В заключение можно отметить, что наиболее перспективным направлением в области контроля доступа становятся нейронные сети.

По данной технологии нейросеть-детектор принимает поток изображений с видеокамеры и определяет, есть ли там лица. Набор лиц она подает на вход нейросети-идентификатору, которая сравнивает их с базой данных лиц-эталонов и говорит, есть совпадение или нет.

Как и мозг, нейросеть оперирует признаками. Есть математическая модель, преобразующая изображение лица в список признаков. Перебирая варианты, можно менять структуру этой модели, чтобы улучшить результат. Задача нейросети сводится к преобразованию изображения в набор признаков. Делает она это с помощью фильтров в виде математических формул.

Чтобы нейросеть успешно распознавала лица, ее нужно обучить на большой базе изображений. Это долгий процесс с множеством итераций. В зависимости от размера базы и вычислительных ресурсов на это уходят недели и месяцы. Шаг за шагом система учится все точнее распознавать лица. Программисты только следят за тем, чтобы векторы признаков (результат работы нейросети) были максимально информативными, позволяли проводить сравнение.

Для обученной нейросети не представляют проблем возраст, пол, этническая принадлежность лица. Она способна за считаные секунды дать ответ на вопрос, кто из этих десяти миллионов находился в поле зрения полутора тысяч камер. Человек не сделает такого никоим образом.