Файл: 1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 4.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1226
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
1.1 Нормативно-правовое регулирование обеспечения охраны и безопасности аэропортов
1.2 Современные проблемы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
2 Анализ перспективных средств контроля доступа в аэропортах
2.1 Цели и задачи СКУД в аэропортах
2.2 Организация контрольно-пропускных пунктов в аэропорту
2.3 Перспективы внедрения биометрических систем контроля доступа
Для УПУ должна быть предусмотрена возможность механического аварийного открывания в случае отключения электропитания, при пожаре или других стихийных бедствиях. Аварийная система открывания должна быть защищена от возможности использования ее для несанкционированного проникновения.
Считыватели УВИП должны обеспечивать:
- возможность считывания идентификационного признака с идентификаторов;
- введение биометрической информации (для считывателей биометрической информации);
- преобразование введенной информации в электрический сигнал;
- передачу информации на УУ.
УВИП должны быть защищены от манипулирования путем перебора и подбора идентификационных признаков. Виды защиты должны быть указаны в стандартах и (или) технических условиях на УВИП конкретного типа.
Идентификаторы УВИП должны обеспечивать хранение идентификационного признака в течение срока службы и при эксплуатации.
Конструкция, внешний вид и надписи на идентификаторе и считывателе не должны приводить к раскрытию применяемых кодов.
Аппаратные средства УУ должны обеспечивать прием информации от УВИП, обработку информации и выработку сигналов управления на исполнительные устройства УПУ.
Аппаратные средства УУ в системах с централизованным управлением и универсальных должны обеспечивать:
- обмен информацией по линии связи между контроллерами и средствами управления;
- сохранность данных в памяти при обрыве линий связи со средствами централизованного управления, отключении питания и при переходе на резервное питание;
- контроль линий связи между контроллерами, средствами централизованного управления.
Протоколы обмена информацией должны обеспечивать необходимую помехоустойчивость, скорость обмена информацией, а также, при необходимости, защиту информации.
Виды и параметры протоколов и интерфейсов должны быть установлены в стандартах и технических условиях на УУ конкретного типа с учетом требований ГОСТ 26139.
Таким образом, в данном разделе работы были рассмотрены требования нормативных документов, предъявляемые к средств охраны и безопасности аэропортов, предназначенные для организации антитеррористического благополучия населения.
1.2 Современные проблемы обеспечения авиационной безопасности в аэропорту
Ранее было установлено, что в настоящее время системы технической эксплуатации зданий и сооружений можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных организационных и технических мероприятии по установлению технического состояния зданий и сооружений, проведению профилактических мер и ремонтов конструкций и оборудования, осуществляемых в строго установленные сроки, для обеспечения сохранности и эксплуатационной пригодности, предупреждения преждевременного износа и предотвращения аварийных ситуации.
В то же время выполнение любых работ, не связанных с обеспечением перевозок, выходит за привычные рамки контура управления авиационной безопасностью, поэтому возникают дополнительные задачи по обеспечению авиационной безопасности при проведении эксплуатационных мероприятий в аэропорту.
Контроль безопасности на таких стратегических инфраструктурных объектах, как аэропорты, – сложная задача, с которой может справиться далеко не каждая частная охранная компания. Для обеспечения нормального и бесперебойного функционирования гражданской авиации законодательно установлен порядок охраны таких объектов.
Речь идёт не только о безопасности персонала и пассажиров, но и о невмешательстве в режим работы аэропорта со стороны злоумышленников. Таким образом, базовая функция службы охраны заключается в предотвращении и препятствовании несанкционированному доступу на территорию объекта, в том числе с проносом оружия, взрывчатки и иных предметов, которые представляют или могут представлять потенциальную опасность для людей, оборудования и лётной техники.
За безопасность аэропорта по закону отвечает администрация, которая осуществляет эксплуатацию и обслуживание инфраструктурного объекта. В первую очередь речь идёт об охране периметра и входов в здание с целью выявления и предотвращения любых попыток незаконного проникновения на территорию аэропорта.
Охрана зданий и сооружений аэропорта при проведении эксплуатационных мероприятий происходит по тем же стандартам, что и охрана любого крупного инфраструктурного объекта с большим потоком посетителей. Служба безопасности берет на себя следующие функции:
1. Патрулирование зданий аэропорта и прилегающих территорий.
2. Обеспечение работы стационарных пунктов охраны.
3. Видеомониторинг помещений аэропорта и близлежащих территорий.
4. Обеспечение пропускного режима и досмотр посетителей.
Гораздо более сложная задача – это охрана периметра аэропорта, особенно, при проведении эксплуатационных мероприятий, таких как уборка дорог, покраска заборов, а также при любых ремонтных работах вблизи контролируемого контура.
Учитывая, что длина взлетно-посадочных полос измеряется несколькими километрами, а вся площадь аэропорта составляет сотни гектаров, служба безопасности в лице сотрудников САБ должна иметь достаточную квалификацию, чтобы обеспечить защиту на должном уровне.
Естественно, охрана большого объекта с привлечением частных охранных организаций с учетом специфики задачи – весьма дорогостоящее мероприятие. Тем не менее, если служба безопасности аэропорта не способна организовать качественную охрану собственными силами, частная охранная компания привлекается в обязательном порядке. Такая практика применима в большинстве международных аэропортов России.
Как объект охраны аэропорт имеет свою специфику. В частности, повышенный уровень электромагнитных излучений выставляет определённые требования к рабочим параметрам технических средств защиты. Также в аэропорту непрерывно находится большое количество людей вне зависимости от времени суток. Это обязывает охрану работать в режиме максимальной эффективности 24 часа, 7 дней в неделю. Определённые требования к организации системы безопасности диктует и тот факт, что аэропорт как стратегический инфраструктурный объект функционирует непрерывно.
Для охраны периметра аэропорта в аэропорту применяется специальное оборудование. Практика показывает, что глухого ограждения в виде бетонного забора вдоль всей территории недостаточно, чтобы исключить несанкционированное проникновение на взлётно-посадочные полосы и другие охраняемые объекты. Что касается патрулирования периметра, то этот метод ещё более затратный и применяется как дополнительная мера безопасности, создающая возможность для оперативного реагирования на любые угрозы.
Именно поэтому основные функции безопасности периметра ложатся на современные технические средства защиты. Такие системы дают возможность в режиме реального времени отслеживать вверенный объект и фиксировать малейшие попытки нарушения охраняемых границ третьими лицами.
К оборудованию для охраны периметра при проведении эксплуатационных мероприятий предъявляются жесткие требования, среди которых:
- бесперебойная работа техники в условиях пересечённой местности;
- отсутствие или минимизация неконтролируемых «слепых» зон;
- стойкость к агрессивному воздействию внешних атмосферных факторов;
- эффективность мониторинга при интенсивных паразитных помехах и радиопомехах;
наличие активных алгоритмов отслеживания и обработки тревожных сигналов.
Существует масса средств по обеспечению контроля периметра аэропорта. Одними из наиболее передовых и эффективных методов считаются оптоволоконные системы безопасности.
Их преимущество заключается в том, что они идеально приспособлены для контроля больших территорий, измеряемых десятками километров. Ещё один плюс – высокая пожаробезопасность оптоволоконного сенсора, что особенно важно на крупных инфраструктурных объектах.
Таким образом, специфичность задачи защиты аэропорта во время проведения эксплуатационных мероприятий, которая ставится перед службой авиационной безопасности, заключается в необходимости контролировать большую территорию, обеспечивая при этом бесперебойное функционирование гражданской авиации.
2 Анализ перспективных средств контроля доступа в аэропортах
2.1 Цели и задачи СКУД в аэропортах
Внедрение в аэропорту системы безопасности необходимо, прежде всего, для обеспечения бессбойной работы всей инфраструктуры аэропорта, устранения влияния внешних угроз на имущество, сотрудников и пассажиров, а также предотвращения злоупотреблений среди служащих аэропорта.
Со всеми этими задачами может должным образом справиться только комплексная система, включающая подсистемы видеонаблюдения, пожаробезопасности, контроля и управления доступом, бортовой безопасности самолетов и другие системы – находящиеся, разумеется, под чутким и надежным управлением различных подразделений службы безопасности.
Система контроля и управления доступом (далее – СКУД) отвечает, главным образом, за поддержку контрольно-пропускного режима на территории аэропорта, а это связано с разграничением прав доступа персонала к помещениям и объектам, учетом въезда-выезда автотранспорта, учетом пассажиропотока, досмотром багажа и хранением данных о часто летающих пассажирах.
Последняя возможность обрела новую жизнь, главным образом, в зарубежных аэропортах международного значения с повсеместным внедрением биометрического оборудования. Главная задача этой системы – оградить инфраструктуру и имущество аэропорта и находящихся на его территории людей от внешней угрозы, что бы она собой ни представляла. Соответственно, оборудование контроля доступа устанавливается на внешние входы и въезды автотранспорта, и посты охраны, контрольно-пропускные пункты (КПП), а также некоторые служебные помещения аэропорта.
Прежде чем говорить о структуре и необходимом функционале СКУД, следует более детально очертить круг задач, за решение которых на территории аэропорта отвечает эта система.
Задачи:
- Автоматизация работы проходных с возможностью учета рабочего времени сотрудников.
- Автоматизация КПП и интеграция с парковочными системами с возможностью фиксации автомобильных номеров, автоматизации оплаты парковки, распределения автомобилей по свободным парковочным местам.
- Разграничение доступа к помещениям и объектам аэропорта с присвоением сотрудникам разных прав доступа. Актуально введение разных временных зон, разных правил прохода в помещения. Доступ может осуществляться по карте, по набору кода, по уникальным биометрическим данным. Чаще всего при доступе к особо охраняемым помещениям необходимой мерой является режим многофакторной идентификации с проверкой разных идентификационных данных.
- Обеспечение сохранности имущества и отслеживание его перемещения как на территории аэропорта, так и за его пределами может осуществляться с помощью радиометок, а в случае транспортных средств – с помощью GPS/GSM-модулей.
- Досмотр имущества пассажиров и въезжающего на территорию аэропорта транспорта с целью выявления потенциально опасных предметов и веществ (оружия, взрывчатки, горючих веществ и проч.)
СКУД аэропорта должна включать в себя следующие компоненты:
- Персональные идентификаторы (как правило, в качестве идентификаторов применяются бесконтактные проксимити-карты или смарт-карты, однако для ограничения доступа к отдельным объектам все чаще используются биометрические идентификаторы)
- Считыватели персональных идентификаторов (в зависимости от типа используемых идентификаторов, это могут быть считыватели проксимити- или смарт-карт, а также биометрические считыватели – чаще всего считыватели отпечатков пальцев с возможностью идентификации по карте).
- Контроллеры замков, турникетов, других исполнительных устройств СКУД. С целью повышения живучести системы СКУД проектируют таким образом, чтобы данные о персональных идентификаторах и соответствующих им правах доступа хранилась в энергонезависимой памяти контроллеров.
- Исполнительные устройства дверных замков, турникетов; электрические приводы ворот и шлагбаумов.
- Систему распознавания государственных регистрационных номеров автотранспорта.
- Автоматизированные рабочие места – АРМ (о них речь пойдет отдельно).
2.2 Организация контрольно-пропускных пунктов в аэропорту
В первую очередь, в данном разделе работы предлагается рассмотреть функции и режимы работы СКУД, необходимых для правильной организации этого жизненно важного объекта аэропорта.
Каждый КПП в аэропорту должен быть оснащен системой видеонаблюдения, позволяющей контролировать зону прохода через металлодетектор или проем ворот, а также средствами СКУД, обеспечивающими контроль прохода пользователей (пассажиров). КПП контролирующие проезд автомобилей оснащаются также системой считывания номеров, шлагбаумом и средствами индикации разрешения на въезд-выезд (световые табло, светофоры). Кроме того, такие КПП обязательно должны быть оборудованы дополнительными средствами защиты от несанкционированного проникновения транспортных средств при взломанном шлагбауме.