ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1269
Скачиваний: 1
1 вопрос
Право на судебную защиту по конституции РФ.
Право граждан на судебную защиту закреплено в Конституции РФ (ст. 46), Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Оно гарантируется каждому российскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, физическому и юридическому лицу. Судебной защите подлежат права и свободы не только конституционные, но и установленные законом, подзаконным нормативным актом, договором.
В определении от 19 марта 1997 г. Конституционный Суд РФ отметил, что ст. 46 Конституции, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц
При этом право на судебную защиту обеспечивается путем осуществления правосудия всеми судами в предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ формах, а именно: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Вопросы организации и деятельности судебных органов на основе Конституции определяются федеральными конституционными законами: «О судебной системе Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О военных судах»; федеральными законами: «О мировых судьях»; «О статусе судей в Российской Федерации».
Чаще всего жалобы в суде рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства с учетом норм Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В Законе дается перечень органов и лиц, чьи действия могут быть обжалованы.
Это государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения или должностные лица, которые своими действиями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина, возложили незаконно на него обязанность или незаконно привлекли к ответственности. Судебному обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан. При этом предметом обжалования могут быть не только индивидуальные, но и нормативные акты.
Как свидетельствует практика, органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица в России принимают много нормативных актов, противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В результате нарушаются права граждан. Судебный контроль за конституционностью федеральных законов, некоторых других нормативных актов возложен на Конституционный Суд РФ. Проверка законности нормативных правовых актов актам большей юридической силы (кроме Конституции РФ) и право признавать указанные акты незаконными принадлежит общим и арбитражным судам.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ «по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ» от 16 июня 1998 г., такие полномочия судов общей юрисдикции следует установить в федеральном конституционном законе. В нем должны быть закреплены виды нормативных правовых актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности нормативных правовых актов, обязательность решений судов по результатам проверок.
Гражданский процессуальный кодекс РФ регламентирует порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений. Так, в его гл. 24 закреплено право граждан, организаций обращаться в суд общей юрисдикции, если, по их мнению, принятый акт нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими нормативными актами.
Правом на обращение в суд общей юрисдикции наделены также Президент, Правительство, законодательные органы, высшие должностные лица субъектов Федерации, органы местного самоуправления, если они считают, что принятым актом нарушена их компетенция. Особенности судопроизводства по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, регламентируется в гл. 23 АПК РФ.
Говоря о праве на судебную защиту, следует учесть возможность обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46 Конституции). Однако таким правом можно воспользоваться, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Европейская конвенция предусматривает еще одно основание для подачи жалобы в Европейский суд — неоправданная задержка в рассмотрении внутренними судами дела о восстановлении нарушенных прав. В межгосударственные органы по защите нрав и свобод человека можно обращаться по поводу любого судебного решения.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1996 г. указал, что правосудие по своей сути может признаваться таковым при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. Именно поэтому ошибочное судейское решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено.
Конституция содержит гл, 7 «Судебная власть», в которой закреплены высшие судебные органы, принципы правосудия, формы осуществления судебной деятельности. Самостоятельность судебной власти как власти государственной при отправлении правосудия основана на теории разделения властей.
Общими характеристиками правосудия являются:
осуществление судебной деятельности только судами — органами государственной власти;
осуществление правосудия от имени государства; независимость, самостоятельность и обоснованность судебной власти;
осуществление правосудия методами (способами), определенными в законе;
властный характер полномочий суда;
использование в необходимых случаях мер государственного принуждения;
участие в отправлении правосудия представителей народа.
Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды, образованные в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами. Конституция называет различные судебные органы: суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судебная власть и правосудие не совсем равнозначные понятия. Судебные органы, кроме осуществления правосудия, выполняют и иные полномочия:
участвуют в формировании судейского корпуса;
разъясняют действующее законодательство на основе данных судебной практики и статистики;
обеспечивают исполнение судебных решений и решений иных органов;
осуществляют контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
2 вопрос
Источники гражданского процессуального права
Источник права – форма выражения вовне государственной воли, направленной на регулирование определенных отношений. Источники гражданского процессуального права – нормативные акты, включающие нормы данной отрасли права.
Источники гражданского процессуального права делятся на:
1) специальные законодательные акты, регламентирующие гражданский процесс Российской Федерации:
а) Конституция РФ;
б) Гражданский кодекс РФ; в)Семейный кодекс РФ;
г) Закон РФ «Об актах гражданского состояния»;
д) Закон РФ «О государственной пошлине»;
е) Закон «О судебной системе РФ»; «О судоустройстве»;
ж) Закон «О мировых судьях» и др.;
2) нормативные акты, регламентирующие международный гражданский процесс (т. е. судопроизводство с участием иностранцев (иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства):
а) Гаагская Конвенция от 15.11.1965 г. «О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам»;
б) Гаагская Конвенция 18.03.1970 г. «О получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам»; двусторонние конвенции, заключаемые между Российской Федерацией и иностранными государствами о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам, и др.;
3) акты судебного толкования норм гражданского процессуального права(постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также обзоры судебной практики, подготовленные Президиумом Верховного Суда РФ с допущением аналогии в гражданском процессе. Данные акты не могут устанавливать новых правил, а лишь дают толкование уже существующих законодательных норм.
Особенностью источников гражданско-процессуального права является их высокий юридический статус.
По юридической силе источники делятся на:
1) Конституцию РФ. Основной объем конституционных норм, действующих в сфере гражданского судопроизводства, содержится в гл. 7 «Судебная власть». Статья 118 Конституции РФ устанавливает принцип осуществления правосудия только судом, ст. 120 провозглашает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Статья 123 Конституции РФ раскрывает содержание принципа гласности судебного разбирательства, говорит о состязательности и равноправии сторон;
2) международные договоры Российской Федерации с другими государствами. Статья 1 ГПК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров РФ над правилами российского гражданского судопроизводства;
3) Гражданско-процессуальный кодекс РФ – содержит основную часть норм, регламентирующих порядок судопроизводства по гражданским делам. Положения иных законов, регулирующих отдельные гражданские процессуальные отношения, должны соответствовать положениям ГПК РФ;
4) иные федеральные законы: Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», «О мировых судьях в Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О третейских судах в Российской Федерации» и др.
3 вопрос
Действие норм гражданского процессуального права во времени и пространстве
Действие гражданского процессуального закона во времени. По общему правилу вновь изданный закон не имеет обратной силы, если об этом нет специальной оговорки в самом законе. В области гражданско-правовых отношений это означает, что должен применяться закон, действовавший в момент возникновения рассматриваемого судом материально-правового отношения, хотя бы к моменту рассмотрения дела судом этот закон был уже отменен или изменен.
В области гражданских процессуальных отношений вопрос решается по-иному. Суд должен применять тот процессуальный закон, который действует в момент совершения процессуального действия, независимо от того, какой закон действовал в момент возникновения процесса. Так, дело, рассмотренное в суде первой инстанции по прежнему процессуальному закону, должно быть разрешено в кассационной или в надзорной инстанции по правилам нового процессуального закона, если он вступил в действие.
Производство по гражданским делам ведется по гражданским процессуальным законам, действующим во время рассмотрения дела. совершения отдельных процессуальных действий или исполнения решения суда.
Это важное правило о распространении новой процессуальной нормы на разрешение споров, возникших при действии старой процессуальной нормы, основывается на том, что новая процессуальная норма призвана обеспечить лучший порядок рассмотрения спора, чем прежняя.
Действие процессуального закона в пространстве. Порядок судопроизводства по гражданским делам в судах на всей территории Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и принимаемыми другими федеральными законами. Субъекты федерации не вправе принимать процессуальные нормы и устанавливать для федеральных судов какие-либо процессуальные правила. Все суды применяют единое процессуальное законодательство (ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
4 вопрос
Принципы гражданского процессуального права
Принципы гражданского процессуального права - это закрепленные в нормах права основные исходные положения гражданского процессуального права, выражающие наиболее существенные черты данной отрасли права.
В основе любого принципа гражданского процессуального права лежит определенная правовая идея, которая формирует одну из существенных сторон гражданского судопроизводства.
Значение принципов гражданского процессуального права велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности.
Принцип законности
Как в любой цивилизованной правовой стране, в Российской Федерации установлено правило, согласно которому любому лицу физическому или юридическому, предоставлена возможность требовать от государства оказания ему помощи по защите его прав и охраняемых законом интересов, применения к их нарушителю определенных законом мер воздействия
Статья 2 Конституции РФ установила, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Организационно-функциональные принципы гражданского процесса.
Принцип осуществления правосудия только судом
Статьей 118 Конституции РФ установлено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судам, в качестве органов, защищающих права и охраняемые законом интересы граждан, организаций и государства, отведено одно из центральных мест в правовой системе. В силу ст. 1 Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Следовательно, правосудие по гражданским делам осуществляется только судом на началах равенства всех перед законом и судом и независимо от законодательной и исполнительной власти.