ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Краткосрочная финансовая политика : понятие ,цели,задачи.

КФП – комплекс мероприятий направленный на управления финансами организации во временном интервале до 1 года. Предмет КФП: система финансово-экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в процессе управления оборотными активами и краткосрочными заемными средствами самостоятельно хозяйствующего субъекта.

Сутью КФП является подготовка принятия и осуществление управленческих решений связанных с оптимизацией величины и структуры источников финансирования оборотных активов предприятия и эффективного использования полученных средств.

Цель КФП: обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности коммерческого предприятия.

Основные задачи:

Поддержание платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;

Минимизация финансовых рисков;

Повышение рентабельности производственно-хозяйственной деятельности;

2. Оборотный капитал: понятие, классификация, состав.

Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые непрерывно совершают кругооборот в процессе хозяйственной деятельности. . Классификация может быть построена по признакам:1. По характеру финансовых источников выделяют:а)валовые оборотные активы – характеризуют общий объем сформированный за счет собственного и заемного капитала.б)чистые оборотные активы – характеризуют ту часть объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала, определяется как разница между суммой валовых оборотных активов и краткосрочных текущих финансовых обязательств, в)собственные оборотные активы – часть которая образована при помощи собственного капитала.2.По видам: а)Сырье, б)материалы, в)запасы готовой продукции, г)денежные активы, д)незавершенное производство, е)расходы будущих периодов.3.По характеру участия в организационном процессе: а)оборотные активы обслуживающие производственный цикл, б)обслуживающие финансовый цикл.4.По периоду функционирования: а)постоянная часть оборотных активов б) переменная часть. Под составом оборотных средств следует понимать входящие в их состав элементы: 1.Производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, запасные част)- сырье является продукцией добывающих отраслей, материалы представляют собой продукцию, уже прошедшую определенную обработку. 2.Незавершенное производство – это продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку.3.Расходы будущих периодов – это расходы данного периода, подлежащие погашению за счет себестоимости последующих периодов.4.Готовая продукция представляет собой полностью законченные готовые изделия или полуфабрикаты, поступившие на склад предприятия.5.Дебиторская задолженность – деньги, которые физические или юридические лица задолжали за поставку товаров, услуг или сырья.6.Денежные средства – это денежные средства, находящиеся в кассе предприятия, на расчетных счетах банков и в расчетах.


3.Производственно-коммерческий цикл,его составляющие.

Производственно-коммерческий цикл - период от приобретения сырья до получения оплаты за готовую продукцию. Включает в себя:

длительность хранения производственных запасов с момента их поступления до момента отпуска их в производство;

длительность самого процесса производства;

период хранения готовой продукции на складе

в расчет также должна войти скорректированная величина пребывания средств в авансах поставщикам и период погашения дебиторской задолженности. Период оборота денежных средств, или производственно-коммерческий цикл, есть время между:

а) приобретением сырья и материалов и поступлением денег за проданные товары от дебиторов; Циклы производственно-хозяйственного процесса предприятия Длительность производственного цикла характеризует время, в течение которого производственные запасы преобразуются в готовую продукцию. Длительность коммерческого цикла связана с инкассацией дебиторских задолженностей, интервал которой растянут от момента отгрузки продукции до зачисления денег на расчетный счет предприятия. Производственный и коммерческий циклы в совокупности дают длительность операционного или производственно-коммерческого цикла: от формирования производственных запасов через изготовление и реализацию готовой продукции к поступлению денежных средств на расчетный счет предприятия. Длительность "дней кредиторов" связана с расчетной дисциплиной, принятой на данном предприятии, при расчете с кредиторами. Финансовый цикл определяет реальную потребность предприятия в оборотных средствах, необходимых ему для финансирования процесса изготовления и реализации продукции, и является разностью между длительностью операционного цикла и "днями кредиторов Обычно выделяется четыре этапа ПКЦ:

Приобретение и хранение сырья (С) и материалов(М).

Незавершенное производство (НЗ).

Готовая продукция (ГП).

Сбор дебиторской задолженности.

Продолжительность ПКЦ вычисляется по формуле: ПОЦ = ПОда + ПОмз + ПО™ + ПОдз,

где ПОЦ — продолжительность операционного (производственно-коммерческого) цикла предприятия, в днях;

ПОда — период оборота среднего остатка денежных активов (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений), в днях;

ПО мз — продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;

ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;

ПОдз — продолжительность инкассации дебиторской задолженности, в днях.


4.Факторы влияющие на состояние оборотных активов предприятия.

Среди основных факторов можно выделить: Сферу деятельности, стадию развития компании, условия работы с контрагентами, инфляцию, сезонные колебания спроса и конкуренцию. Сфера деятельности компании. Структура оборотных активов компании зависит от отрасли. К примеру, если компания управляет недвижимостью и получает доход от сдачи ее в аренду, то объем оборотных активов по отношению к валюте баланса компании будет минимальным. Очевидно, что для такого предприятия задача эффективного использования оборотных активов не столь важна и, скорее всего, у него не будет разработанной системы управления оборотными активами. В то же время финансово-экономическое состояние производственных и торговых предприятий во многом зависит от эффективного управления объемом запасов и размером дебиторской задолженности. Стадия развития компании. Каждая компания в процессе своего развития проходит фазы интенсивного роста, стабильного положения на рынке и спада объемов продаж. От того, на каком из этапов развития находится компания, зависят объем и структура ее оборотных активов. Нормативы оборотных активов, используемые в период стабильного положения на рынке, совершенно неприемлемы для стадии активного роста. К примеру, если компания быстро развивается, пытается завоевать новые рынки и покупателей, это непременно приводит к стремительному увеличению оборотных активов. В период роста компания вынуждена активно кредитовать покупателей для завоевания большей доли рынка, а также поддерживать широкий ассортимент запасов для повышения скорости обслуживания клиентов. В западной практике около 80% всех банкротств происходит из-за неэффективного управления оборотными активами в период роста. Условия работы с контрагентами. Размер оборотных активов зависит от географического расположения поставщиков и покупателей, а также от условий поставки. Примером может служить ситуация, когда крупные компании, имеющие возможность диктовать свои условия поставщикам, обязывают их создавать поблизости от себя склады, с которых они в любой момент могут забирать нужные товары (такую практику использует, например, Wal-Mart). Это позволяет значительно сократить инвестиции в запасы. Компании, которые не имеют возможности диктовать свои условия поставщикам, при управлении запасами должны учитывать сроки поставки, среднее время просрочки, производительность цехов и т. Инфляция. Один из основных факторов, который оказывает влияние на принятие тех или иных решений в отношении активов, - это инфляция. К примеру, если ожидается резкий рост цен на сырье, то оправдано создание завышенных запасов при условии, что инфляция будет значительно выше затрат на хранение. Сезонные колебания. Продукция некоторых компаний в силу различных причин подвержена сезонному росту и спаду продаж. Конкуренция. В условиях жесткой конкуренции, для того чтобы удержать клиентов и завоевать большую долю рынка, компании стараются предоставить большую отсрочку платежа своим клиентам, создать такие условия, чтобы на складе всегда был товар, который может потребоваться покупателю, и т. д. Если компания-монополист и имеет возможность диктовать свои условия, то она идет на сокращение сроков кредитования и ограничивает ассортимент товарами, на которые наибольший спрос. В первом случае компания вынуждена создавать большие оборотные активы, а во втором имеет возможность значительно сократить их объем.


5.Постоянный и переменный оборотный капитал.

Под оборотным капиталом понимают денежные средства, вложенные в текущие активы предприятия. Постоянный капитал - не изменяет размер стоимости, а лишь переносит её на результат производства сразу или по частям (все расхода, кроме заработной платы).Постоянный капитал - это часть капитала, которая используется для покупки средств производства - оборудования, сырья, материалов, но без рабочей силы.Термин использовал Карл Маркс, который исходил из того, что в процессе производства эта часть капитала полностью переносит свою цена на результат производства. При таком переносе капитал не изменяет величину своей стоимости, меняется лишь его физическая форма - исчезает сырье, материалы, разрушается оборудование. Взамен появляется продукция, в которую полностью включена цена сырья, материалов и амортизация оборудования. Никаких изменений в величине стоимости при этом не происходит, перенесённая стоимости не изменяется, остаётся постоянной. Переменный капитал - используется для найма рабочей силы, имеет форму заработной платы, изменяет размер стоимости. Термин использовал Карл Маркс, который исходил из того, что в процессе производства эта часть капитала не переносит свою цена на результат производства, как это делает постоянный капитал. Купленная рабочая сила создаёт новую цена, которая обычно больше стоимости капитала, уплаченного при покупке этой рабочей силы. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток - прибавочную ценой. Так как размер вновь созданной стоимости не совпадает с размером капитала, который на неё обменивается, Карл Маркс назвал эту часть капитала переменным.

6.Цели и задачи управления оборотным капиталом.

Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые непрерывно совершают кругооборот в процессе хозяйственной деятельности. Главная цель управления оборотным капиталом – оптимизация его размера, сокращение периода полного оборота всей суммы оборотного капитала, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.Управление оборотными средствами включает решение главных задач, таких как:1) расчет минимально достаточных средств для авансирования оборотных активов с целью бесперебойной и ритмичной работы предприятия. Эта задача решается нормированием оборотных средств.2) выработка учетной политики предприятия для оптимизации налогообложения путем списания товарно-материальных ценностей, определения выручки от реализации и т.д.; 3) ускорение оборачиваемости оборотных средств на каждой стадии оборота капитала. Для решения данных задач на предприятии должны разрабатываться организационные и технико-экономические мероприятия по ускорению прохождения каждого этапа движения оборотных производственных фондов и фондов обращения от оплаты поставщикам до получения денежных средств от потребителей. Эффект ускорения выражается в уменьшении потребности в оборотных средствах.


7.Риски связанные с объемом и структурой оборотного капитала

Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые непрерывно совершают кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Риски, обусловленные объемом и структурой оборотных средств:

Недостаточность производственных запасов - риск дополнительных издержек или остановки производства.

Недостаточность собственных кредитных возможностей – риск потери ликвидности.

Недостаточность денежных средств. - риск прерывания производственного процесса, невыполнения обязательств, потерь дополнительной прибыли.

Излишний объем оборотных средств. – риск увеличения издержек финансирования и сокращения доходов.

8.Модели эффективного управления оборотным капиталом

Суть политики управления оборотным капиталом состоит в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов и в определении величины и структуры источников их финансирования. Можно выделить четыре основных модели управления оборотными средствами. 1. При идеальной политике изменяющаяся часть оборотных активов покрывается за счет краткосрочных обязательств, финансируются полностью все текущие активы. Риск с позиции ликвидности - наибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредитором. 2. При агрессивной модели за счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующая часть текущих активов. Риск с позиции ликвидности - весьма рискованный, т.к. в реальной жизни ограничиться минимум текущих активов нельзя. 3. При компромиссной модели варьирующая часть покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательств. Риск с позиции ликвидности- наименьший риск, но возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибыли.4. При консервативной модели варьирующая часть оборотных активов частично покрывается за счет долгосрочных пассивов. Риск с позиции ликвидности - риск потери ликвидности отсутствует, т.к нет краткосрочной дебиторской задолженности. Идеальная модель слишком теоретическая, в последних 3-х моделях главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия необходимо чтобы внеоборотные активы с совокупностью системной частью оборотных активов, покрывались долгосрочными пассивами. Роль краткосрочных обязательств их доля в составе источников финансирования текущей деятельности возрастает в направлении от консервативной до идеально модели . Риск изменяется в том же направлении (возрастает). Выбор модели управления ОК является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющий характер взаимодействия предприятия с кредиторами дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок.


9.Управление запасами, цели задачи.

Запасы - часть оборотных средств хозяйствующего субъекта которая предназначена для использования в процессе производства продукции выполнении работ, оказания услуг. Для большинства предприятий запасы представляют собой важнейшие активы. Структура запасов включает: 1) производственные запаса (сырье и материалы на складе, так же незавершенное производство) 2) запасы готовой продукции. Управление запасами подразумевает 1) обеспечение необходимого размера мат ценностей, 2) обеспечение оптимальной структуры запасов; 3) минимизация затрат по их обслуживанию и обеспеченьем эффективного контроля за запасами. Главная цель управления запасами — минимизация различного вида издержек, связанных с приобретением и хранением запасов. Для достижения этой цели решаются две задачи, в каждой из которых определяется:

оптимальный размер заказа на пополнение запасов;

время подачи заказа на пополнение запасов.

11.Определение оптимального размера партии поставки.

Если предприятие является своим собственным поставщиком, то формулируется задача определения оптимального размера производимой партии, т.е. того количества продукции, которое должно быть изготовлено для пополнения запаса собственных комплектующих. Оптимальной партии заказов или поставки: чем больше предприятие размещает заказов, тем крупнее заказ, тем большее оно тратит средств на оформление заказов. Но чем меньше заказов предприятие оформляет, тем больше текущие затраты по хранению запасов – следовательно можно найти величину заказов издержки на поддержание которых равны минимальной сумме этих двух видов издержек. Эта модель – Вилсена Q=

Гп- годовая потребность в запасах

Тз1- затраты на размещение заказов расчете на одну партию

Тз2–размер текущих затрат по хранению одной партии запасов

Пример: Предприятию в следующем году необходимо закупить использовать 20000 кг определенного вида сырья. Цена франко склад покупателя этого сырья составляет 10 рублей за 1 кг. (20000) . Издержки по складированию 20 % от стоимости среднегодового производственного запаса. Издержки по обслуживанию закупок 1250 рублей на каждую партию. Определить оптимальный размер закупаемой партии для предприятия.

Q=, 4 партии через каждые 3 месяца.

12.Нормирование запасов. Виды запасов

Норма запаса - это расчетное минимальное количество сырьевых, комплектующих материалов или готовой продукции, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства или покупателей товаров. Виды запасов: Характер и структура запасов зависят от положения предприятия в канале распределения продукции. Запасы делятся по месту их использования на запасы:

- в производстве - сырье, детали, незавершенная и готовая продукция. Являются источником долговременного риска для компании, особенно в ситуации динамично изменяющихся рынков; сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления (незавершенное производство);готовая продукция; - в оптовой торговле - готовая продукция закупается большими партиями, а продастся маленькими. Если существуют ярко выраженные сезонные колебания, оптовики вынуждены этот спрос сглаживать. Особенно сложно управлять запасами в оптовой торговле в условиях растущего ассортимента и непредсказуемых потребительских предпочтений; - в розничной торговле - розничные торговцы несут затраты на представление и продажу продукции потребителю, кроме того, они рискуют в случае невозможности непродажи продукции. Розничные продавцы склонны "выталкивать" запасы на предыдущие уровни канала распределения (оптовых продавцов и производителей), требуя от них быстрой доставки товаров широкого ассортимента. Особенно это характерно для крупных сетей супер и гипермаркетов. Также можно разделить запасы в зависимости от их целевого назначения на следующие категории: