ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1031
Скачиваний: 2
1. Социально-обеспечительная помощь:
Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления
- имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности;
- помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование;
- помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях;
2. Социально-обеспечительное содержание:
Преследует цель предоставить человеку
- необходимые;
- достаточные для жизнесуществования средства;
Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно.
Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе.
К социально-обеспечительной помощи относятся:
- пособия;
- компенсации;
- льготы;
- некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования;
- Предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям;
Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам:
- пенсии;
- часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения;
Таким образом, законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения:
- пенсии;
- пособия;
- социально-обеспечительные компенсации;
- льготы;
- социальные и медицинские услуги;
- предметы первой необходимости;
Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии -- это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца.
Основные виды пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по выслуге лет;
- по случаю потери кормильца;
Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.
Основные виды пособий:
- по временной нетрудоспособности;
- по беременности и родам;
- при рождении ребенка;
- по уходу за ребенком;
- на детей военнослужащих срочной службы;
- по безработице;
- ритуальные;
Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения:
- профессионально-техническое обучение;
- переобучение безработных;
- переобучение и трудоустройство инвалидов;
- бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
- протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, атомобилями;
- организация многих видов помощи на дому и так далее;
3. Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [26, с. 115].
Социальная защита населения в широком смысле - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца; комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.
Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.
Основными предпосылками ее развития является:
1. изменение форм собственности;
2. изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества;
3. потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и др.);
4. социальное расслоение общества;
5. обеспечение законодательной основы зашиты прав и свобод человека [23, с. 124].
Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход у семьи ниже прожиточного минимума, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международно-правовых пактах о правах и свободах граждан.
Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:
1. первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
2. перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;
3. повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;
4. усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;
5. обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;
6. максимальный учет принципа социальной справедливости и др. [21, с. 96].
Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:
1. социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;
2. неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы [22, с. 125-132].
В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:
- государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
- частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Центральный субъект социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.
Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).
Основные формы социальной защиты:
- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;
- регулирование доходов и расходов населения;
- социальное страхование;
- социальное вспомоществование;
- социальные услуги;
- целевые социальные программы
Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:
1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);
3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.
Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.
Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.
В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:
трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.
Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.
4. Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. Решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.
Особенности метода проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят:
порядок установления прав и обязанностей субъектов;
степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов;
взаимоотношения субъектов правоотношений;
наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей;
пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей.
Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на социальную природу обеспечения, поскольку источник средств существования предоставляется на уровне связи индивид — государство, а не индивид-семья. Средства централизованных внебюджетных фондов являются государственной собственностью.
Во-вторых, физическое лицо получает от государства денежные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще независимо от участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети).
В-третьих, средства централизованных внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами:
бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта;
нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов;
возмездие-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости
Еще одна особенность метода ПСО заключается в сочетании централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.
Метод ПСО является особой трансформацией общего метода правового регулирования и представляет собой специфический комплекс основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм и первоочередно взаимообусловлен, неразрывно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом ПСО и отражает следующие отличительные юридические свойства ПСО: сочетание императивного и диспозитивного приемов правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (фактическими составами); применение правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций.