ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 984

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К Общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:

•    понятие, предмет, метод, система права социального обеспечения;

•   принципы права социального обеспечения;

•   источники права социального обеспечения;

•   правоотношения по социальному обеспечению;

•    история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

К Особенной части отрасли права социального обеспечения относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права.

В структуре Особенной части права социального обеспечения сегодня сформировался достаточно устойчивый комплекс самостоятельных институтов трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, установления юридических фактов, разрешения жалоб и споров, институт юридической ответственности. При этом институт пенсионного обеспечения, институт пособий и компенсационных выплат, институт социального обслуживания, а также институт медицинской помощи и лечения считаются комплексными', состоящими из нескольких подинститутов.

Нормы, регулирующие пенсионные отношения, многочисленны и разнообразны. Поэтому они подразделяются по общим признакам на несколько институтов, в соответствии с которыми устанавливаются нормы о пенсиях:

 по старости;

  инвалидности;

  за выслугу лет;

  по случаю потери кормильца;

 социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсий, исчисления средне

го заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

 стаж;

 пособия;

 социальное обслуживание;

 медицинская помощь;

 социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и страхового стажа.

В системе права социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.


Система науки права социального обеспечения (так же, как ее предмет) традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов.

Схема 2



Выводы

Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

Система права социального обеспечения — это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую j отрасль права.

6. К отраслевым принципам социальной защиты относятся:



всеобщность- право на социальное обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д. ;



финансирование за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;



дифференциация оснований предоставления социальных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, прожиточного уровня в регионе, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;



универсальность и комплексность, то есть гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств (страховых случаев), установленных законом, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях обеспечения потребностей граждан.



Кроме общих принципов специалисты выделяют принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социальной защиты: социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование, а принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.




Социальная защита сотрудников органов внутренних дел, полагаем, должна строиться на следующих принципах:



защите социально незащищенных, ущемленных в своих правах сотрудников (принцип дифференцированного индивидуального подхода);



защите в приоритетных сферах жизнедеятельности (материальное и пенсионное обеспечение, предоставление жилья, медицинское обслуживание и т.д.);



защите со стороны органов, которые, в силу своих полномочий, не могут быть нарушителями прав и свобод сотрудников;



неотвратимости в соответствии с законом преследования за нарушения прав и свобод сотрудников;



оптимальной допустимости в определении прав и свобод сотрудников;



приоритете мер социальной защиты сотрудников в социальной политике государства;



строгом государственном и гражданском контроле за социальной защитой сотрудников;



отягчающей ответственности за нарушения прав и свобод сотрудников;



государственной гарантии восстановления нарушенных прав и свобод сотрудников;



учете отечественного и зарубежного опыта социальной защиты сотрудников органов внутренних дел;



комплексном подходе к осуществлению системы социальной защиты сотрудников.



Таковы сущность и основные понятия социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в нашей стране и ее место в обществе и государстве. Содержательное наполнение и уточнение этих понятий продолжается по мере становления России как правового и социального государства. В настоящее время созданы достаточные предпосылки для того, чтобы социальная защита сотрудников органов внутренних дел строилась на научной основе, вобравшей в себя как отечественный, так и зарубежный опыт решения этой проблемы.



Система социальной защиты призвана поднять уровень удовлетворения материальных и духовных интересов сотрудников органов внутренних дел, обеспечить реализацию правовых норм, регламентирующих их права, свободы, обязанности и ответственность. Она должна строиться с учетом особенностей российской государственности, текущего состояния процесса развития и становления общества, хода реформы органов внутренних дел, практического опыта органов управления, реальных возможностей по ее обеспечению.

Принципами права социального обеспечения называются руководящие начала, идеи, объективные закономерности, характеризующие внутреннее единство данной системы права и указывающие основные направления ее развития.



Основными принципами права социального обеспечения являются:



1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др. Законодательство не устанавливает ограничений для каких-то категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях утраты средств существования по причинам, независящим от них (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др.), признаваемых социально значимыми.




2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению. С помощью различных форм и видов социального обеспечения можно наиболее полно удовлетворить различные специфические потребности субъектов социального обеспечения.



3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом. Поэтому финансовые источники, за счет которых осуществляется социальное обеспечение, различны. В порядке обязательного социального страхования трудящимся гражданам гарантируется обеспечение трудовыми пенсия ми, определенными видами пособий и социальных услуг за счет таких средств, как средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного социального страхования и Фонда занятости. В то же время многие виды социального обеспечения представляются гражданам без связи с их трудовой деятельностью, как членам общества, за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов и др.).



4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.



5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму. В настоящее время таким стандартом признается минимальный размер заработной платы, который, однако, не соответствует минимальному прожиточному уровню. Этот принцип пока далек от реального воплощения, однако государство, признавая данный принцип, проявляет постоянную заботу о повышении уровня социального обеспечения путем пересмотра ранее назначенных пенсий, введения и повышения размера надбавок, увеличения размера пособий на детей и т.п.




6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой). Особая роль принадлежит правовым гарантиям. Они выражаются в установлении контроля со стороны государственных и общественных органов за правильной реализацией прав граждан в области социального обеспечения. Каждому гражданину гарантируется так же возможность судебной зашиты нарушенных прав в этой сфере общественных отношений.



7. Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.



Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.



Система источников права социального обеспечения:



а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;



б) международные акты:



Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

Европейская конвенция о социальном обеспечении;

Конвенция «О правах ребенка»;

Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;

в) Федеральные законы:



«Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

«Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;

«О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;

«О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;

г) подзаконные акты:



Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;