Файл: Гос мун фин и бюдж проц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопр. 3.1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения.

Под бюджетной системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Под которым понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе. Бюджетное устройство любой страны определяется её государственным устройством. Современное государственное управление невозможно без устойчивого и достаточного финансирования. Правовой основой бюджетной системы является Бюджетный кодекс. Бюджет кодекс - свод законов, о функционировании и развитии БС РФ. Бюджетное законодательство состоит из: 1. Бюджетного кодекса и федеральных законов о “Федеральном бюджете” на соответствующий год. 2. Законов субьектов РФ о “Бюджетах субьектов РФ” на соответствующий год. 3. Нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления. 4. Законов субьектов РФ и нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления. К принципам строения бюджетной системы РФ относятся: 1. Принцип разграничения доходов и расходов БС РФ (Он означает закрепление соответствующих прав и полномочий, видов расходов (полностью или частично) за органами государственной власти РФ, субъектами РФ и местного самоуправления). 2. Принцип единства БС РФ. Это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкции за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухучета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и местного самоуправления. 3. Принцип самостоятельности всех бюджетов. 4. Принцип сбалансированности бюджета. Он означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств России. Структура доходов и расходов федерального бюджета: бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие: отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов; и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления. Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мун образования. Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие “консолидированный бюджет”. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.


Вопр. 3.2. Управление бюджетами разных уровней.

Бюдж отношения – сов-ть ден отношений, возникающих между органами гос власти и местного самоупр-ия, с одной стороны, и юр, физ лицами - с др стороны, по поводу перераспределения национального дохода, доходов от внешнеэкон д-ти и части национального богатства, с целью образования фондов ден ср-в, формируемых органами гос власти и местного самоупр-ия в целях удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы функций и задач. Субъекты управления: 1. РФ и ее территориальные подразделения; 2. коллективные субъекты – органы гос власти, органы местного самоупр-ия, юр лица; 3. индивид субъекты – физ лица, ип. Объекты управления: то, по поводу чего возникает бюдж отношения и участники осущ-ют свои права и обязанности. Выступает бюджет и все явления, связанные с ним, в том числе привлечение и отв-ть за нарушение бюдж зак-ва. Определение размера бюдж фондов происходит в процессе бюдж планирования – обоснованное определение бюдж пок-лей на основе составления многовариантных расчетов бюджета с учетом научно-обоснованной потребности в ср-вах субъектов хозяйствования, необходимости повышения эффективности и результативности предусмотренных бюдж расходов. Бюдж. прогнозирование – комплекс вероятностных оценок возможных путей развития доходной и расходной частей бюджета. Бюджетный контроль – получение представления о реальном исполнении бюджета; сопоставление плановых показателей с фактическими в целях повышения качества бюдж планирования; выявлении недостатков и упущений, допущенных в ходе исполнения бюджета; принятии мер к недопущению их в будущем. Субъекты управления бюдж отношениями: Налоговые органы: Осуществляют планирование поступлений в бюджет и исполнение доходной части соотв бюджета. Органы Фин Контроля: доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования; ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета; открывает и ведет лицевые счета; ведет сводный реестр; осуществляет распределение доходов между бюджетами бюджетной системы; осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Уровни управления бюджетной системой. 1) Федеральный бюджет и бюджеты гос внебюдж фондов; 2) Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных гос внебюдж фондов; 3) местные бюджеты (бюджеты муниц районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц образований городов федер значения; бюджеты городских и сельских поселений). Полномочия органов гос власти и местного самоупр-ия в процессе упр-ия бюджетами. Президент РФ: инициирует бюдж процесс, направляя Федер собранию ежегодное Бюдж послание и определяя в нем приоритеты бюдж политики на планируемый фин год и среднесрочную перспективу. Подписывает и обнародует ФЗ «о федер бюджете», подписывает ФЗ об утверждении отчета об исполнении федер бюджета. Высшее должностное лицо субъекта РФ, главы муниц образования: представляет в законод орган проект закона (решения) о бюджете; вносит в закон думу проекты законов (решений) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете на текущий фин год по всем вопросам. Законодательные органы: рассмотрение соотв бюджетов и утверждение их в форме законов (решений); рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов; формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соотв уровней. Исполнит органы власти (исполнит-распорядительные органы муниц обр-ий): обеспечивают составление проектов бюджетов; представляют проекты соотв бюджетов на рассмотрение и утверждение законод органам власти; разрабатывают и утверждают методики распределения и порядок предоставления межбюдж трансфертов; обеспечивают исполнение соотв бюджетов и составление бюдж отчетности; обеспечивают управление гос (муниц) долгом. Фин органы: непосредственное составление проектов бюджетов в РФ; разрабатывают и представляют в орган исполн власти осн направления бюдж и налог политики; ведут реестры расходных обяз-в соотв публично-правовых образований; разрабатывают программы гос (муниц) заимствований; организует исполнение соотв бюджетов, устанавливаютпорядок составления и ведения сводной бюдж росписи, бюдж росписи гл распорядителей ср-в; устанавливает порядок составления бюдж отчетности бюджета.


Вопр. 3.3. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Значение бюджетной классификации заключается в том, что использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволяет увидеть реальную картину движения бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация необходима для бюджетного планирования, ведения бюджетного учёта, составления бюджетной отчетности, осуществления бюджетного контроля. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из: кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются: 1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации; 2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Классификация видов государственных внутренних долгов – это группировка долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Раздел включает следующие статьи: целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили; государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР; задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам; казначейские обязательства; государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; государственные гарантии. Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией. Классификация доходов бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: кода главного администратора доходов бюджета; кода вида доходов; кода подвида доходов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Код классификации расходов бюджетов состоит из: кода главного распорядителя бюджетных средств; кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, образование, здравоохранение и др. Классификация операций сектора гос. управления. Структура классификации основана на 3х принципах: принципе влияния на на чистую стоимость активов; принципе влияния на секторы экономики; принципе раздельного учёта операций между подсекторами. Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного управления являются: доходы, расходы, поступление нефинансовых активов, выбытие нефинансовых активов, поступление финансовых активов, выбытие финансовых активов, уменьшение обязательств, увеличение обязательств.


Вопр. 3.4. Экономическое содержание и принципы организации доходов бюджета.

Доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них функций. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Принципы организации: Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Принцип стабильности доходов бюджета - в условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. Разграничение доходов между бюджетами разных уровней происходит по принципу разграничения доходов, который означает закрепление доходов за бюджетами бюджетной системы РФ. К налоговым доходам бюджетов относятся: федеральные налоги, региональные и местные, а также пени и штрафы. 1.Обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, водный, на добычу полезных ископаемых); 2. На территории соответствующих субъектов (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный); 3. На территории соответствующих мун образований (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Доходы бюджета в основном формируются за счёт налоговых поступлений. К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от имущества, находящегося в гос или мун собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; доходы от продажи гос или мун активов; средства полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; иные. Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов; субсидии из других бюджетов; субвенции из федерального бюджета; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов; безвозмездные поступления от физ и юр лиц, правительств иностранных государств. Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Предоставляемые из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов; субсидии бюджетам; субвенции. Предоставляемые из бюджетов субъектов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности мун районов и поселений; субсидии местным бюджетам; субвенции местным бюджетам. Предоставляемые из местных бюджетов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; субсидии в бюджеты мун районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; субсидии в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и мун районов.


Вопр. 3.5. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Классификация расходов по функциональному признаку отражает группировку расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых различными уровнями органов власти. По данному признаку, например, в расходах федерального бюджета выделены: общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная экономика, образование, здравоохранение и т.д. Функциональная классификация расходов занимает 14 разрядов (с 4 по 17 цифры в коде). Общегосударственные вопросы: Включает 15 подразделов, среди которых: функционирование президента; судебная система, международное сотрудничество и др. Национальная оборона: Включает 8 подразделов, среди которых: Вооруженные Силы РФ, ядерно-оружейный комплекс, и др. Национальная безопасность: (13 подразделов: органы прокуратуры, внутренних дел, безопасности и др.). Национальная экономика: (11 подразделов: топливо и энергетика, водные ресурсы, транспорт и др.). ЖКХ: (4 подраздела: жилищное хоз-во, коммунальное хозяйство и др.). Охрана окружающей среды: ( 4 подраздела: очистка сточных вод, научные исследования и др.). Образование: (общее обр, высшее и т.д.). Культура: (вкл-ет 6 подразделов: культура, ТВ и радио и т.д.). Здравоохранение и спорт: (вкл-ет 4 подраздела: здравоохранение, спорт и физра…). Соц политика: (вкл-ет 6 подразделов: пенсиооное обеспечение, соц обслуживание). Межбюджетные трансферты: (содержит 4 подраздела: фонд компенсаций, трансферты гос внебюджетным фондам). Распределение расходов между звеньями бюджетной системы определяется распределением полномочий и функций между уровнями органов власти. Федеральные органы власти выполняют функции обороны государства, управления государством, социальной защиты населения, создания условий для развития общественного производства, защиты экологии. Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного назначения. Расходы федерального бюджета– это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете. Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности, соц защита населения, обеспечение противопожарной безопасности и др. Расходы бюджетов субъектов – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов. Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры. Основные направления использования средств региональных бюджетов: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов, обеспечение реализации региональных целевых программ, оказание финансовой помощи местным бюджетам. Через региональные бюджеты государство проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития. территорий