Файл: Гос мун фин и бюдж проц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопр. 3.11. Государственный и муниципальный кредит. Государственный и муниципальный долг: проблемы формирования и управления.

Государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных экономических отношениях. При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. Особенности: отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и используются для мобилизации денежных средств в бюджет; обязательной стороной этих отношений выступает государство в лице уполномоченных органов; условия выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг разрабатываются и утверждаются самим государством. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. Государственный долг – это сумма задолженности государства своим кредиторам. Различают текущий и капитальный, внешний и внутренний долги. Текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенным к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов. Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам. Внутренний долг – это задолженность кредиторам внутри данного государства; Внешний долг – задолженность кредиторам за пределами данной страны. В современных условиях правомерно говорить и о муниципальном кредите, который формально однотипен с государственным, а по существу отличается от него, так как здесь должником является не государство, а муниципальное образование. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Контроль осуществляется за: движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; соблюдением условий кредитного договора; целевым использованием заемщиком выделенных средств; выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д. Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд. Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ. Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.
Управление государственным и муниципальным долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом местного самоуправления.



Вопр. 3.12. Внебюджетные социальные фонды. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения национального дохода и его использования на финансирование общественных потребностей. Специфические признаки: не входят в состав бюджета; как правило имеют целевое назначение. Классификация: по уровням управления – федеральные, региональные, местные; по праву собственности – государственные, негосударственные; по целевому назначению – социальные, экономические, природоохранные, межгосударственные. Правовая основа: основой функционирования стал принятый 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В нем было указано, что могут «образовываться целевые внебюджетные фонды...». В 1993 г. это право было подтверждено особым законом Российской Федерации, где изложены основные принципы их фор­мирования и деятельности. Пенсионный фонд: образован в 1990г. В целях гос управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. На всех застрахованных лиц в системе индивидуального учета открыты л/с, на которые и зачисляется страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Л/с состоят из двух частей: страховой и накопительной. Страховая часть трудовой пенсии учитывается на индивиду­альном л/с с учетом индексации. Сведения о пенсионных накоплениях учитываются в специальной части л/с. Накопления состоят из страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, и доходов от инвестирования этих средств. Источники формирования: страховые взносы работодателей в виде отчислений от ЕСН; ассигнования из фед бюджета; доходы от размещения временно свободных средств; добровольных взносов физ лиц и организаций. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие финансовые организации, обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счёт их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением. Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ в 1992 и Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ 1994г., и управляет средствами государственного социального страхования РФ. Источники образования: отчисления от ЕСН; отчисления от ЕНВД, добровольных взносов граждан; доходов от инвестирования части временно свободных средств. Направления расходования: выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности, родам, единовременное пособие при рождении ребенка, выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, участие в разработке и реализации гос. программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию соц страхования. Фонд обязательного медицинского страхования: создан в 91г. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Сущ-ет 2 уровня системы фондов: федеральный фонд, территориальный фонд. Предназначены для финансирования медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного мед страхования. Федеральный фонд формируется за счет: отчислений от ЕСН; отчислений от УСНО; отчислений от сельхозналога; добровольных взносов; доходов от использования временно свободных средств. Территориальные фонды формируются за счёт: отчислений от ЕСН; отчислений от единого налога по спец режимам; поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население; доходов от использования временно свободных средств. Главными направлениями расходования средств ФОМС является выравнивание финн условий деятельности ТОМС и целевые программы. Другие фонды: дорожные фонды - вид государственных внебюджетных фондов; созданы для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. Подразделяются на Федеральный и территориальные Д.ф., к числу которых относятся Д.ф. субъектов РФ. Целевые внебюджетные средства Д.ф. образуются за счет налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог; налога с владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств (кроме личных). Фонд инвестирования жилищного строительства: Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфрастуктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья. Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ: образован в соответствии с Законом РФ "О недрах" для геологического изучения недр. Положение о Фонде утверждено постановлением 1993 г. Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской прибрежной зоны.


Вопр. 3.13. Организация исполнения бюджетов РФ. Исполнение бюджета - это стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и своевременное поступление доходов и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета. Правительство РФ - Обеспечивает исполнение федер бюджета, бюджетов гос внебюдж фондов. Правительство субъекта РФ (администрация субъекта) - Обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ, бюджета территориального внебюдж фонда. Местная администрация - Обеспечивает исполнение местного бюджета. Министерство финансов РФ - Организует исполнение федерального бюджета. Минфин субъекта РФ (финн департамент администрации субъекта РФ) - Организует исполнение бюджета субъекта РФ. Финансовые департамент (финн упр-ие, финн отдел) администрации муниципального образования - Организует исполнение местного бюджета. ФК и его территориальные органы - Осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюдж системы РФ. Налоговые органы - Осуществляют планирование поступлений в бюджет и исполнение доходной части соотв бюджета. Бюджетная роспись – документ, кот составляется и ведется гл распорядителем бюдж ср-в (гл администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расходам. Порядок составления и ведения бюдж росписей гл распорядителей (распорядителей) бюдж ср-в устанавливаются соотв фин органом. Бюдж росписи гл распорядителей бюдж ср-в составляются в соотв с бюдж ассигнованиями, утвержденными сводной бюдж росписью, и утвержденными фин органом ЛБО. Бюдж росписи распорядителей бюдж ср-в составляются в соотв с бюдж ассигнованиями и доведенными им ЛБО. Показатели бюдж росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителейи получателей бюдж ср-в до начала очередного фин года. На основании бюдж росписей гл распорядителей бюдж ср-в составляется сводная бюдж роспись. Казначейская система исполнения бюджета – законодательно установленная система специализированных институтов, обеспечивающих посредством нормативов, правил и процедур кассовое исполнение бюджета соответствующего уровня. Важнейшая роль системы казначейского исполнения бюджетов – позволяет централизовать, концентрировать, экономить, высвобождать и эффективно использовать в процессе финансирования бюджетные ресурсы при соблюдении субъектами бюдж процесса выполнения принятых ими бюджетных обязательств. Казначейская система исполнения бюджета по доходам обеспечивает оперативность аккумуляции бюдж доходов, а также позволяет своевременно получать инф-цию об объеме и источниках поступивших доходов. Все доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, др поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюдж системы РФ, зачисляются на счета органов ФК для их распределения в соотв с нормативами между федер бюджетом, бюджетами субъектов, местними бюджетами, а также бюджетами гос внебюдж фондов. Органы ФК осуществляют учет доходов, поступивших в бюдж систему РФ, и их распределение между бюджетами в соотв с кодом бюдж классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление ср-в на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соотв администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). В целях исполнения бюджета по расходам гл распорядителем бюдж ср-в составляется и ведется бюдж роспись. Показатели бюдж росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и получателей бюдж ср-в до начала очередного фин года. Утверждение расходов бюджета осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты ден обяз-в, установленным фин органом. Органами кассового обслуживания исполнения бюджетов в РФ называют систему органов ФК, на которую возложены полномочия по распределению доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, кассовому исполнению федерального бюджета, составлению бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета. Контроль за исполнением бюджетов – в получении представления о реальном исполнении бюджета; сопоставлении плановых показателей с фактическими в целях повышения качества бюдж планирования; выявлении недостатков и упущений, допущенных в ходе исполнения бюджета; принятии мер к недопущению их в будущем. Этапы: 1) подготовка отчета об исполнении бюджета; 2) рассмотрение отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом власти; 3) принятие законодательным (представительным) органом гос власти субъекта РФ отчета об исполнении бюджета в форме закона или решения. Подготовка отчета об исполнении бюджета возлагается на орган, исполняющий бюджет. Отчет об исполнении бюджета – док-т, содержащий установленную нормативно-правовыми актами сов-ть плановых и фактических показателей, характеризующих исполнение бюджета за опр период времени. Единая методология и стандарты бюдж отчетности в РФ устанавливаются Министерством финансов РФ. Рассмотрение отчета об исполнении бюджета начинается с предоставления указанного отчета в законодательный орган власти в форме проекта закона (решения). По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета. В случае отклонения – закон (решение) возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц. Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный фин год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.



Вопр. 3.14. Государственные налоговые органы в РФ, их задачи и функции. В России налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальные подразделения. Система органов Министерства РФ по налогам и сборам представляет собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Деятельность Министерства регулируется соответствующим Положением, которое определяет его организационную структуру, задачи, функции и права. Права, обязанности, ответственность налоговых органов и их должностных лиц также закреплены в Налоговом кодексе РФ. Система Министерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на три уровня: Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной власти. Оно возглавляется Министром РФ по налогам и сборам. Региональный – межрегиональные инспекции МНС РФ, управления МНС РФ по субъектам Российской Федерации. Руководители этих управлений и инспекций назначаются министром по налогам и сборам. Местный - Инспекции МНС РФ по районам, городам без районного деления, районам в городах и межрайонного уровня. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов. В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Налоговым Кодексом РФ, другими федеральными законами­, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К числу основных задач налоговых органов относятся: контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; организация и ведение учета налогоплательщиков; учет и анализ динамики поступления налогов по видам обязательных платежей; участие в разработке налоговой политики и налогового законодательства; разработка форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет. Функции всех звеньев МНС РФ: обеспечивает учет налогоплательщиков; обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства; применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства; применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства; осуществляет разъяснительную работу и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства. Городские налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства. Они обеспечивают своев­ременный и полный учет плательщиков налогов; контролируют своевременность представления плательщиками бухгал­терских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения. Региональные инспекции МНС РФ: организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах, сборах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов налоговых инспекций о проделанной работе; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими правоохранительными органами по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций. Основным структурным элементом являются отделы. Отделы создаются в зависи­мости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов, юри­дических лиц; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов. К системе налоговых органов в зарубежных странах примыкает налоговая полиция. В 1992 году она была создана и в России, с 1993 года являлась самостоятельным правоохранительным органом. Налоговая полиция привлекалась для совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, правильности уплаты налогов. К числу основных ее функций относились: проведение оперативно-розыскных и предварительных следственных действий для выявления и пресечения налоговых преступлений; розыск лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений; выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. С 2003 года Федеральная служба налоговой полиции в России была упразднена, а ее функции переданы Министерству внутренних дел.


Вопр. 3.15. Особенности организации целевых бюджетных фондов.

Целевые бюджетные фонды - обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы целевых бюджетных фондов в отличие от всех остальных бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств целевых бюджетных фондов на цели, не соответствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных фондов отражаются в отдельной смете. Классификация: Целевые бюджетные фонды могут иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся целевые бюджетные фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (например, атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и так далее. Практически определились три вида целевых фондов: 1) государственные и местные внебюджетные фонды денежных средств; 2) целевые бюджетные фонды денежных средств; 3) государственные целевые фонды Правительства РФ. Целевые государственные и местные фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности: фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению; правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные. К числу последних относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Остальные внебюджетные фонды в основном могут быть отнесены к экономическим. К числу фондов Правительства РФ относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрождения народов России. По способу образования целевые государственные фонды подразделяются на те, которые выделены в составе бюджетов, и те, которые имеют самостоятельное управление. В зависимости от уровня управления целевые фонды подразделяются на федеральные и региональные. Правовой режим целевых бюджетных фондов: Целевые бюджетные фонды создаются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Необходимость выделения в составе бюджета: Целевые бюджетные фонды денежных средств создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. Основы управления: Министерство (ведомство), выступающее главным распорядителем средств целевого фонда, осуществляет управление его средствами; на стадии бюджетного планирования оно в установленном порядке представляет расчеты по формированию фонда, а также перечень финансируемых за счет средств фонда мероприятий. Доходы и расходы целевых бюджетных фондов учитываются в соответствии с действующей бюджетной классификацией. Финансирование расходов целевых бюджетных фондов осуществляется в пределах поступающих доходов, определенных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.