ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
Расходы местных бюджетов– это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Исключительно из местных бюджетов финансируются: содержание органов местного самоуправления, организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, спорта, организация, содержание и развитие муниципального ЖКХ, обслуживание и погашение муниципального долга и др. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия и на ЖКХ.
Вопр. 3.6. Основы бюджетного планирования и прогнозирования.
Бюджетное планирование – комплексный и многофакторный процесс разработки общей структуры и объема бюджета на очередной фин. год и перспективу. Состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода м/у звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы соц-эк-го развития страны. Бюджетное планирование, основы которого определены действующей Конституцией страны, включает в себя: 1) бюджетный процесс; 2) нормативно-правовую и организационную базу бюджета; 3) вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Методы: 1) программно-целевой (системное планирование бюджетных средств в соответствие с утвержденными целевыми программами, сводит комплекс задач в единые цели. В основе лежит сметное планирование); 2) нормативный – основан на определении и использовании системы норм и нормативов (могут быть обязательными, простыми, укрупненными). Бюджетное прогнозирование – комплекс вероятностных оценок и возможных путей развития доходной и расходной частей бюджета. Методы: 1) экспертный - прогноз, который строится на оценках, сделанный компетентными специалистами в отдельных отраслях или видах деятельности; 2) фунционально-логический прогноз – применяется при анализе и прогнозировании проблем порожденных или приводящих к изменению функций объекта. К нему относят: прогнозный сценарий, политическое прогнозирование; 3) структурное прогнозирование – занято поиском решения проблемы при сохранении функций и изменении структуры или значений параметров объекта прогноз-ия (прогнозный графический, дерево решений); 4) математический – связан с экстраполярными факторами – составление перспективы, исходя из практики прошлых лет. Взаимосвязь: Перед планированием и прогнозированием ставятся общие задачи: 1) установление общего объема фин ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства; 2) организация работы по мобилизации ден. накоплений и др. фин. ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития эк-ки, науки и соц. сферы; 3) осуществление фин. контроля за ходом выполнения бюджета. Бюджетный процесс - представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов. Правовое регулирование: основным является Бюджетный Кодекс, положения Конституции РФ, правовые акты субъектов и органов местного самоуправления. Разграничение компетенции органов: представительные органы наделены полномочиями по рассмотрению и утверждению проектов бюджетов; органы исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, вносят его на утверждение законодательных органов. Подготовительная работа по составлению бюджета: для начала – бюджетное послание президента, которое включает: основные показатели соц-эконом развития РФ; сводный финансовый баланс в целом по территории РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики. В качестве исходных показателей для построения бюджета используют объем и темпы роста ВВП, темпы инфляции, величины внешнего и внутреннего долга. Бюджетный кодекс и его значение: бюджетный кодекс РФ — это совокупность финансово правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс. Значение заключается в том, что в нем установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.
Вопр. 3.7. Особенности составления региональных и местных бюджетов, их рассмотрение и утверждение. Осн-ю работу по формированию проекта рег бюд-та выполняет Комитет финансов. В начале года губернатор подписывает распоряжение о разработке основных направлений фин, экон и инвест политики на среднесрочную перспективу и устанавливает порядок работы по проекту, профильные комитеты представляют в Комитет финансов варианты показателей прогноза с-эк. развития. При формировании бюджета уточняется перспективный фин-й план, кот ежегодно корректируется на основании уточненного среднесрочного прогноза соц-эк-го развития и фактического исполнения бюджета за прошедший год. После его одобрения правительством Комитет финансов в течение трех недель подготавливает и доводит до сведения отраслевых и территор-ых органов исполнит-ой власти методические указания по составлению заявок на финансир-ие и контрольные цифры предельных расходов для каждого гл. распорядителя бюд-х средств, т.е. для комитетов и управлений администрации, территор-ых управлений административных районов. Получив контрольные цифры предельных расходов по целевым статьям расходов бюджета, отраслевые и территор-ые органы исполнит-ой власти разрабатывают и представляют в начале июля в Комитет финансов заявки на их финансир-ие из бюджета на следующий бюджетный год. Для составления сводной заявки по гл. распорядителю бюд-х средств бюд-ые учреждения составляют и представляют бюд-ю заявку на утверждение гл. распорядителю бюд-х средств. К этому моменту уточняется прогноз доходов бюджета с учетом прогноза эк-го развития региона и планируемых мероприятий фед-ой власти в области бюджетно-налоговой политики. В ходе согласований проверяется обоснованность сумм бюд-х средств по всем статьям расходов. Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и экономически обоснованное распределение средств, составляется детальный оперативный план поступления доходов и осуществления расходов по отдельным статьям бюджетной классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она является основой для исполнения бюджетов всех уровней. Сформированный и согласованный проект бюджета рассматривается правительством, после чего в него вносятся окончательные изменения и формируется пакет документов в соответствии с требованиями закон-ва. Затем проект бюджета со всеми необходимыми приложениями направляется в законодательное собрание на рассмотрение и утверждение. В пакет док-тов входят след. материалы и док-ты: итоги -эк развития за пред фин год; направления налоговой политики; перечень целевых программ; проект сводного финансового баланса на очередной финансовый год. В законодательном собрании проект бюджета обсуждается в трех чтениях. Законодательное собрание в первом чтении утверждает основные показатели бюджета (объем доходов расходов бюджета; превышение доходов над расходами, или дефицит бюджета и источники покрытия дефицита бюджета; размер внутренних и внешних заимствований; размер государственного долга; объем резервного фонда; оборотной кассовой наличности на конец года; распределение доходов от регулирующих налогов и сборов между городским бюджетом и бюджетами муниципальных образований). Второе чтение. Голосование поправок, поданных с соблюдением требований законодательства губернатором, комиссиями и депутатами законодательного Собрания. Третье чтение. Голосование проекта закона в целом со всеми принятыми поправками и должно состояться не позднее чем через неделю после принятия законопроекта во втором чтении и не ранее чем через два дня после получения депутатами Законодательного собрания текста проекта закона со всеми внесенными в него поправками. После того как закон о бюджете принят Законодательным собранием и подписан губернатором, он публикуется в печати. Специфика организации работы, расчетов определяется уровнем местного бюджета, устойчивостью его доходной базы, особенностями структуры расходов и др. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета МО принимает глава мун образования за четыре месяца до начала очередного фин года. На основании решения главы мун образования администрация МО организует работу по составлению проекта бюджета. В течение первого месяца Комитетом эк-ки составляется прогноз соц-эк развития района, определяются осн направления бюджетно-нал политики, сводный баланс фин ресурсов района, производятся расчеты по дох бюджета. В течение следующего месяца администрация прорабатывает показатели соц-эк развития и объема дох и согласовывает с ведомствами, соответствующими подразделениями администрации области, после чего подготавливает проект бюджета. Глава муниципального образования представляет проект бюджета районному собранию депутатов МО. Одновременно с проектом бюджета должны быть представлены: показатели соц- эк развития; сводный баланс фин ресурсов района; объем доходов бюджета МО; оценка итогов исполнения бюджета за предшествующий год и ожидаемых результатов за текущий год. Глава МО выступает с проектом бюджета на заседании районного собрания депутатов МО. Постоянная комиссия районного собрания депутатов МО организует процесс рассмотрения в комиссиях районного собрания депутатов, которые дают по нему заключения, передаваемые в комиссию по бюджету, кот-я готовит обобщенное заключение по проекту бюджета МО и проект решения о принятии его за основу, что означает утверждение: верхнего предела ассигнований бюджета текущих расх и бюджета развития (расходная часть); предела несбалансированности бюджета. На основании решения депутатов глава муниципального образования организует доработку и уточнение проекта МО. Уточненный проект вносится главой муниципального образования на рассмотрение районного собрания. С учетом сводного заключения депутатских комиссий принимается решение об утверждении бюджета МО.
Вопр. 3.8. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации.
Бюджетный процесс – регламентируемая зак-ом РФ деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Стадии бюджетного процесса: 1. Составление проекта бюджета; 2. Рассмотрение и утверждение; 3. Исполнение бюджета; 4. Составление и утверждение отчёта об исполнении. В настоящее время предусмотрены общие принципы. Это: единство бюджетной системы (единое зак-во, функционирование б. сис-мы); разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета; сбалансированность бюджетов (объем расходов соответствует объему доходов); результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов; единство кассы. Участники: Президент ; высшее должностное лицо субъекта (глава мун обр-ия); законодательные органы гос власти – рассматривают и утверждают бюджеты и отчёты об их исполнении; исполнительные органы гос власти – составляют проект бюджета, вносят его на утверждение; ЦентраБанк – совместно с Правительством разрабатывает направление денежно-кредитной политики; органы гос фин контроля – осуществляют контроль над исполнением соответствующих бюджетов; главные распорядители (распорядители) – распределяют средства; главные администраторы (администраторы) доходов (источников финансирования дефицита); получатели. Составление проекта бюджета осуществляется на основе перспективного финансового плана; прогноза соц-экономического развития; основных направлений бюджетной и налоговой политики и долгосрочных целевых программ. Перспективный финансовый план - составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год. Содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов. Разрабатывается на 3 года – 1ый-год на кот составляется бюджет, два остальных – плановый период. Прогноз соц-экономического развития – док-т, кот разрабатывается на основе данных соц-экономического развития соответствующей территории. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоупр-ия и подлежат утверждению соот-им зак-ым органом. Кроме того, составление бюджета основывается на основных направленияъ бюджетно-налоговой политики и на Бюджетном послании Президента. Проект бюджета составляется только Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ия. Непосредственно составлением занимаются МинФин РФ, финн органы субъектов и мун образований. Рассмотрение и утверждение: Проект закона вносят на рассмотрение законодательного органа, представительного органа местного самоупр-ия в срок определенный для: фед бюджет – 26 августа текущего года; бюджет субъекта – законом субъекта; местного – правовым актом. Одновременно с проетом представляются все необходимые документы (прогноз соц-эк развития, структуру гос и мун долга, развитие гос и мун сектора эк-ки и т.д.). Исполнение бюджетов: на этой стадии происходит сбор налоговых и неналоговых доходов и распределение средств между получателями. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание осуществляется Федеральным казначейством. Все доходы зачисляются на единый счёт и все расходы осущ-ся с этого счета. Исполнение бюджетов ведется на основе бюджетной росписи. Сначала она составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям с поквартальной разбивкой. После этого она предоставляется в орган исполнительной власти ответственный за составление бюджета. Бюджетные полномочия Федерального Казначейства: производит распределение доходов от налогов между бюджетами бюджетной сис-мы; устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов; доводит до распорядителей и получателей бюджетные ассигнования; составляет и предоставляет в МинФин инфо и отчёт о кассовом исполнении фед бюджета; осущ-ет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в фед казначействе. Отчеты об исполнении бюджетов: содержат данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Годовые отчёты об исполнении фед бюджета, бюджета субъекта, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно фед законом, законом субъекта РФ, мун правовым актом.
Вопр. 3.9. Налоговая система государства. Роль налогов в формировании бюджетов. Налоговая нагрузка и собираемость налогов.
В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. Источником налогов явл-ся ВВП, то есть добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны в течении определенного периода. Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва. Фискальная функция – изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Распределительная – перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан. Регулирующая – направлена на развитие соц-экономических процессов. Контрольная – гос-во посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Налоговая система РФ существует с января 92г. Базовым законом стал Закон РСФСР 91 г. «об основах налоговой системы РФ». Особенностью стала её структура – в консолидированном и федеральном бюджете преобладают косвенные налоги. В первое десятилетие была нестабильной, поэтому было принято решение о создании налогового кодекса. Первая часть (99 г.) определила общее устройство налоговой системы. Вторая часть (вводимая с 00-04гг.) представляет механизм действия всех налогов. Федеральные налоги - обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, водный, на добычу полезных ископаемых). Они создают основу доходной части федерального бюджета, за счёт них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих бюджетов. Региональные налоги - обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (налог на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный). Они обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов. Местные - на территории соответствующих мун образований ( земельный налог, налог на имущество физических лиц). Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физ лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Объекты налогообложения - реализация товаров, работ и услуг, имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Налоговые органы - по законодательству РФ о налогах и сборах Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ) и его подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями Н.о. обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. Налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Воздействие налоговой политики на экономику: посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулирования с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг; при перераспределении доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице. Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка - доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Вопр. 3.10. Бюджетный федерализм. Федеральные, региональные и местные бюджеты: проблемы взаимодействия.
Бюджетный федерализм - устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Основными принципами бюджетного федерализма являются: равноправие всех субъектов федерации в их финансовых отношениях с центром; разграничение сфер финансовой деятельности и ответственности между центром и субъектами федерации; самостоятельность бюджетов различных уровней. Модели построения: Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обусловливают наличие разных видов бюджетных систем. Различают прежде всего бюджетные системы унитарных и федеративных государств: первые включают два уровня бюджетной системы - центральный бюджет и звено местных бюджетов; вторые - три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Верхний уровень бюджетной системы и в унитарных, и в федеративных государствах представлен всегда одним бюджетом - бюджетом центрального правительства в унитарных государствах или федеральным бюджетом в федеративных государствах. 2-й уровень бюджетной системы, как и 3-й, представлен разными видами бюджетов в зависимости от специфики тех государственных и муниципальных образований, которые обусловливают различия в государственном устройстве конкретных стран. Проблемы межбюджетных отношений. В России выражается все большая концентрация налоговых доходов на федеральном уровне при одновременном сбросе все большего объема соц значимых и других расходных полномочий на уровень субъектов РФ. Возрастает неравномерность бюджетной обеспеченности регионов. Региональные и местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством. Межбюджетные трансферты, их формы. Межбюджетные трансферты предоставляемые из федерального бюджета: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидии бюджетам субъектов РФ; субвенции бюджетам субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов гос власти и органов местного самоуправления. Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органами гос власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Межбюджетные трансферты из бюджета субъекта: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и мун районов; субсидии местным бюджетам; субвенции местным бюджетам; иные трансферты.Трансферты из местных бюджетов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений; субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты мун районов на решение вопросов местного значения; субсидии для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и мун районов.