Файл: Урок 102 Окончание. Цели урока Знать, что такое однокоренные слова и формы слова, способы образования однокоренных слов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р - 5 Урок - 102

Окончание.

Цели урока:

  • Знать, что такое однокоренные слова и формы слова, способы образования однокоренных слов.

  • Уметь находить окончания, грамматическое значение

  • Развивать каллиграфич в. еские навыки, любознательность.

  • Воспитывать культуру устной речи.

Оборудование :

Учебник, тетрадь, словарь.

Ход урока:

  1. Орг. момент

  2. Работа по дом. заданию.

    1. Опрос.

- Что изучает морфемика?

- Какие морфемы вам известны?

- Какие слова называются однокоренными?

- Что получается при изменении формы одного и того же слова?

- Какие морфемы называются словообразующими?

- Какие морфемы называются формообразующим?

    1. Устная синтаксическая пятиминутка.

Составить схемы предложений; назвать буквы и звуки слова зыбь

А). Повеет свежий ветер, и на воде появляется легкая зыбь.

Б). Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.


    1. При повторном чтении из 1-го предложения учащиеся выписыва­ют в три столбика

1) существительные; 2) прилагательные; 3) гла­голы,

выделяя в них окончания и одновременно указывая, ка­кие грамматические значения слова они обозначают.


  1. Новый материал.

    1. Предложите ученикам, оставив одну строчку свободной, записать предложение:

Ко дню рождения Слованска жители решили построить огромный Дом дружбы всех слов.

Ученики обозначают окончания и основы выделенных слов.

Окончания—как маяки на незнакомом берегу (даем детям яркий зрительный образ), они освещают нам очень многое.

- Что же?

- Зачем же нужны окончания? (Для образования форм слова и для связи слов в словосочетании и предложении.)

- Значит, в окончании заложено (содержится) грамматиче­
ское значение слова? А где же заложено его лексическое зна­чение? (В основной части, в основе слова.)
- Может быть, в таком случае вы сформулируете, что же такое основа?



- Теперь на оставленной строчке запишем тему урока.


    1. Запись в тетради:

Солнечным днем основы слов заложили внизу прочный фундамент. Приставки забрались на крышу и начали оббивать ее железом. Корни слов справа и слева возводили стены, суффиксы помогали прорубать окна, однокоренные слова украшали подъезды дома. Формы слов подавали кирпич своим начальным фор­мам — каменщикам.

И все было бы прекрасно, если бы однажды…(что было дальше, вы узнаете на следующем уроке)
Задание: обозначить основу и окончание выделенных слов


  1. Тренировочные упражнения

1. Придумайте с морфемой – а 3 слова различных частей речи, на какие морфологические признаки указывает окончание этих слов?

Например:

Сущ. стена - ж.р.,1 скл., ед.ч.

Прилаг. бела – ж.р., ед.ч., кр.ф.

Глаг. была – Прош.вр.,ж.р., ед.ч.


  1. Работа со словарем. Толковый словарь. Часть 1

(71) диван (перс.)- вид мягкой мебели

(71) балкон (итал.) – выступающая на верхних этажах площадка с ограждением

(71) кабинет (фр.) – комната для занятий, работы.

(71) телевизор (лат.) – теле - далеко, видео - видеть

(71) телефон (лат.) – теле – далеко, фоне – звук.


Домашнее задание:


  1. § 71, с. 146-147


2. упр.3