Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт геологии и нефтегазодобычи
Кафедра кибернетических систем







Разработка технологии технического обслуживания медицинской техники с использованием онтологии Protégé 5.0 с системой поддержки принятия решений



















РУКОВОДИТЕЛЬ:













Наймушина Алла Геннадьевна,

доктор медицинских наук, профессор кафедры кибернетических систем ИГиН




























РАЗРАБОТЧИК:













обучающийся группы БАСб-21-1

Рузамен З. Р.

Щелкунова Е. А.

Концевая А.




































2022



Оглавление


  1. Общее описание проекта…………………………………………………………….

3




  1. Описание хода выполнения проектного задания…………………………………..

3




  1. Описание результатов проекта………………………………………………………

4




  1. Периодичность технического обслуживания медицинской техники..

6




  1. Protege 5.0.....................................................................................................................

6




  1. Условия деятельности служб технического обслуживания медицинской техники………………………………………………………………………………

8




  1. Аналог технологий-техническая платформа 1С…………………………………..

11




  1. Система поддержки принятия решений...................................................................

16




  1. Заключение…………………………………………………………………………

24




  1. Список основной литературы, изученной по теме проекта…………………………

25






Общее описание проекта

  1. Заказчик: кафедра кибернетических систем ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет". Руководитель проекта: Наймушина Алла Геннадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры кибернетических систем ИГиН

  2. Тип проекта: практико-ориентированный.

  3. Место работы по проекту: Тюменский индустриальный университет. Кафедра кибернетических систем

  4. Цель проекта: разработка технологии технического обслуживания медицинской техники с использованием онтологии Protégé 5.0 с системой поддержки принятия решений.

  5. Задачи проекта:

  1. Сбор и анализ данных литературы по существующим технологиям технического обслуживания медицинской техники;

  2. Разработка концепции обслуживания медицинской техники

  3. Создание проекта обслуживания медицинской техники в системе Protégé.

  4. Создание класса и слотов по сервису медицинской техники в системе Protégé.

Описание хода выполнения проектного задания:

Этапы проекта 1 семестра:

1.Сентябрь – сбор и анализ данных литературы по существующим технологиям обслуживания медицинской техники;

2.Октябрь – разработка технического задания на проект и календарного плана выполнения работ

3.Ноябрь –разработка календарного плана выполнения работ;

4.Декабрь – определение классов для понятия «Обслуживание медицинской техники» и организация их в иерархию.
Этапы работы во 2 семестре:

1.Февраль – разработка концепции обслуживания медицинской техники;

2.Март – разработка проекта обслуживания медицинской техники в системе Protégé;

3. Апрель, май – создание класса и слотов по сервису медицинской техники в системе Protégé с системой поддержки принятия решений;

5. Июнь - защита проекта. Предоставление результатов проекта заказчику.


Описание результатов проекта

Планируемый результат-проект обслуживания медицинской техники в системе Protégé Формирование компетенций УК-2,УК-3,УК-6,ПКС-3

Техническое обслуживание медицинской техники - комплекс регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании



Как осуществляют техническое обслуживание медицинской техники

В течение гарантийного срока медицинские приборы и оборудование обслуживает сервисный центр производителя или уполномоченного представителя. После окончания гарантии обязанность технического обслуживания и ремонта изделий медицинской техники ложится на плечи руководителя клиники.

(ГОСТ Р 57501-2017)

Лечебное учреждение может обслуживать оборудование своими силами без получения соответствующей лицензии. Однако это возможно только в том случае, когда в штате организации для этого имеются специалисты-техники, имеющие высшее техническое образование, стаж работы не менее 3 лет и повышение квалификации не реже, чем раз в 5 лет.
Кроме того, они должны иметь на руках документ, подтверждающий прохождение подготовки и аттестации у производителя оборудования, если это условие прописано в его технической, нормативной и эксплуатационной документации. Помимо этого, лечебное учреждение имеет право заключить договор на техническое обслуживание медицинского оборудования со сторонней организацией.
Техническое обслуживание изделий медицинской техники предполагает:

  • контроль их технического состояния;

  • текущее и периодическое техобслуживание;

  • ремонт оборудования.

Лечебные учреждения, проводящие лечебно-диагностические мероприятия на специальном оборудовании, должны вести учетно-отчетную документацию, отражающую периодичность и качество его технического обслуживания.

Методы оптимизации технического обслуживания

Профилактическое техническое обслуживание

обеспечивает профилактическую проверку. Это

можно классифицировать по следующим видам задач.
а) Проверка при начале функционирования медицинской техники проводится с целью обеспечения безопасности и основных рабочих характеристик оборудования до начала его использования и включает проверку заземления, калибровку и т.п. По классификации проверки оборудования, осуществляется, в основном, путем внешнего осмотра и проверкой правильного функционирования.
б) Проверка во время использования медицинской техники проводится во время использования медицинского оборудования для проверки его безопасности. К этой категории относится регистрация калибровочной кривой и проверка подтекания крови во время измерения кровяного давления. Это осуществляется, в основном, путем внешнего осмотра и проверкой функционирования оборудования.

в) При проверке после завершения использования оборудования могут быть обнаружены проблемы с точки зрения снижения уровня безопасности или рабочих характеристик. Проверка осуществляется также путем внешнего осмотра и проверкой функционирования оборудования.
Предлагаются три основных требования удовлетворяющих техническое обслуживание медицинской техники:
• разработать модель, которая должна решить,

какое оборудование включить в программу управления медицинской техникой медицинского учреждения.

• разработать модель, для обеспечения надежности и анализа тенденций отказов в медицинской техники.

• разработать модель оптимизации, для ремонтируемой медицинской системы при периодических проверках.

На основе выполнения этих требований разработана модель определения приоритетности медицинской техники для принятия решений по техническому обслуживанию. Эта модель использует многокритериальную методологию принятия решений для определения приоритетности медицинских устройств в медицинском учреждении в соответствии с их критичностью.
Периодичность технического обслуживания медицинской техники
Периодичность технического обслуживания медицинского оборудования прописывается в соответствующих документах и зависит от таких факторов, как установленные временные рамки или выработка ресурса изделия.

Срок зависит от:

  • вида прибора;

  • интенсивности эксплуатации (определяется графиком работы медперсонала);

  • технического состояния оборудования;

  • строгости требований к обслуживанию, предъявляемых производителем.



Protégé 5.0

Protégé 5.0 – это Java-программа, которая предназначена для создания онтологий различных предметных областей. Так же она включает редактор онтологий, который позволяет проектировать онтологии, раскрывая иерархическую структуру классов. Этот инструмент поддерживает язык OWL и позволяет генерировать HTML-документы, которые отражают структуру онтологии

Онтология описывает основные концепции (положения) предметной области и определяет отношения между ними.

Почему возникает потребность в разработке онтологии? Вот некоторые причины:

• Для совместного использования людьми или программными агентами общего понимания структуры информации.

• Для возможности повторного использования знаний в предметной области.


• Для того чтобы сделать допущения в предметной области явными.

• Для отделения знаний в предметной области от оперативных знаний.

• Для анализа знаний в предметной области.



Граф.1 применение онтологии



Граф.2 применение онтологии на примере ПК

Сложность медицинского диагностирования связана с необходимостью рассмотрения развития внутренних процессов в организме и их не всегда интуитивно понятных связей (с внешними проявлениями или между собой). Поскольку ограничения некоторых способов не позволяют выразить естественным образом все знания современного диагностического процесса, иногда обращаются к комбинированию нескольких способов представления знаний

Онтология диагностики включает структуру описания информации, и правила её интерпретации и применения для диагностики. С появлением Protégé онтологии чаще стали представлять как иерархии классов понятий и свойств этих понятий. Другим перспективным для представления знаний является онтолого-базированный семантический подход, который даёт возможность явно представить онтологию в виде семантической сети понятий с корневым узлом, циклами и петлями. Онтологии, лежащие в основе большинства известных экспертных систем медицинской диагностики, являются существенно упрощёнными по сравнению с реальными концептуализациями этой области. Обычно в них не рассматриваются развитие патологических процессов во времени и взаимодействие различных типов причинно-следственных отношений.

Условия деятельности служб технического обслуживания медицинской техники

Службой технического обслуживания медицинской техники обеспечивается соблюдение необходимых условий деятельности по следующим направлениям:

- квалификация персонала;

- производственные помещения;

- оборудование;

- документация;

- метрологическое обеспечение деятельности;

- организация труда и обеспечение безопасности производства работ;

- обеспечение качества технического обслуживания.

Квалификация персонала