Файл: Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Задание 9. Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления


Задание 10. Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально- психологического климата в студенческой группе. Дайте определение социально-психологического климата.

Актуальность проблемы социально-психологического климата заключается в возросших требованиях к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и постоянным ростом их личностных притязаний.

Степень изученности: исследования в области социальной психологии коллектива проводятся до сих пор. Обусловлено это потребностью общества в повышении эффективности работы коллектива с одновременно его стабильным взаимодействием. В нашем случае, когда речь идёт об учебной группе, эффективность внутригруппового взаимодействия взаимосвязана с индивидуальным уровнем развития каждого её члена.

Существует предположение, что благоприятный социально- психологический климат в студенческой группе положительно влияет на эмоциональное отношение студентов к обучению.

Психологами, социологами и философами предпринимались усилия по изучению социально-психологического климата. Методологические и концептуальные подходы, оригинальные методы диагностики социально-психологического климата, конкретные пути регуляции социально-психологического климата предложены в работах и трудах Б.Д. Парыгина, Е. Е. Сапогова А.В. Петровского, К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, В.К. Панферова, Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой, С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский. А в западной социальной психологии следует отметить немецкого психолога В. Мёде, американского психолога Ф.Олпорта, З. Фрейда, Р. Плутчика.

Задание 11. Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют: учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

 влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как

 дополнительного стресс-фактора; анализ причин повышения раздражительности, повышенной

 впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств. В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;


  • я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;

  • выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно,

 может быть оправдан; я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают

 родные и близкие. Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.

Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний. Текст методики
1. Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.

3. От судьбы не уйдешь.

4. Всякому мужу своя жена милее.

5. Загорелась душа до винного ковша.

6. Здесь бы умер, а там бы встал.

7. Беду не зовут, она сама приходит.

8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.

9. Кто пьет, тот и горшки бьет.

10.Двух смертей не бывать, а одной не миновать.

11.Сидят вместе, а глядят врозь.

12.Утром был молодец, а вечером мертвец.

13.Вино уму не товарищ.

14.Доброю женою и муж честен.

15.Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.

16.Кто не родится, тот и не умрет.

17.Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.

18.В мире жить - с миром быть.

19.Чай не водка, много не выпьешь.

20.В согласном стаде волк не страшен.

21.В тесноте, да не в обиде.

22.Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.

23.Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.

24.Болячка мала, да болезнь велика.

25.Не жаль вина, а жаль ума.

26.Вволю наешься, да вволю не наживешься.

27.Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.

28.Всякий родится, да не всякий в люди годится.

29.Других не суди, на себя погляди.

30.Хорошо тому жить, кому не о чем судить.

31.Живет – не живет, а проживать - проживает.

32.Все вдруг пропало, как вешний лед.

33.Без копейки рубль щербатый.

34.Без осанки и конь корова.



35.Не место красит человека, а человек – место.

36.Болезнь человека не красит.

37.Влетел орлом, а прилетел голубем.

38.Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят

. 39.В уборке и пень хорош.

40.Доход не живет без хлопот.

41.Нашла коса на камень.

42.Нелады да свары хуже пожара.

43.Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!

44.Кто солому покупает, а кто и сено продает.

45.Седина бобра не портит.

46.Бешеному дитяти ножа не давати.

47.Не годы старят, а жизнь.

48.В долгах как в шелках.

49.Бранись, а на мир слово оставляй.

50.Зеленый седому не указ.

51.А нам что черт, что батька.

52.Моя хата с краю, ничего не знаю.

53.Лежачего не бьют.

54.Что в лоб, что по лбу – все едино.

55.Все люди как люди, а ты шиш на блюде.

56.Ученье свет, а не ученье – тьма.

57.И медведь из запасу лапу сосет.

58.Жирен кот, коль мясо не жрет.

59.Выношенная шуба не греет.

60.Совесть спать не дает.

61.Вали с больной головы на здоровую.

62.Мал, да глуп – за то и бьют.

63.Не в бороде честь – борода и козла есть.

64.Одно золото не стареется.

65.Наш пострел везде поспел.

66.Муху бьют за назойливость.

67.Надоел горше горькой редки.

68.Живет на широкую ногу.

69.Легка ноша на чужом плече.

70.Не в свои сани не садись.

71.Чужая одежда – не надежда.

72.Высоко летаешь, да низко садишься.

73.Двум господам не служат.

74.Мягко стелет, да твердо спать.

75.За одного битого двух небитых дают.

76.За худые дела слетит и голова.

77.Говорить умеет, да не смеет.

78.Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.

79.Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.

80.Красив в строю, силен в бою.

81.Гори все синим пламенем.

82.Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.

83.Если все время мыслить, то на что же существовать.

84.На птичьих правах высоко взлетишь.

85.Взялся за гуж, не говори, что не дюж.


Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.


3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны

Задание 13. Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Определение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Психические расстройства, являющиеся реакцией на стрессовое событие или происшествие, связанное с чрезвычайной опасностью или имеющее масштабы катастрофы, способное вызвать глубокие переживания практически у любого человека (несчастные случаи, терроризм, пытки и истязания). Замедленное развитие с интервалом от недель до нескольких месяцев Эпидемиология посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Данные значительно варьируют в связи с многообразием диагностических критериев (условно считается так называемым модным диагнозом). Распространенность заболевания 1-9% • Тяжелые дорожно-транспортные происшествия приводят к развитию посттравматического стрессового синдрома у 10-20% пострадавших, у 50-90% жертв изнасилования также наблюдается данное расстройство. Риск развития посттравматического стрессового расстройства у женщин в 2 раза выше, чем у мужчин Этиопатогенез посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Факторами риска для развития ПТСР являются: перенесенный ранее опыт расставания с близкими; предшествующие психические и серьезные соматические заболевания; невротизм и отсутствие поддержки со стороны семьи. Нейробиологические параметры: наличие атрофии гиппокампа, а также колебания уровня гормонов стресса. Классификация посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Тип 1: короткая продолжительность, единичная травма • Тип 2: долговременный, множественные травмы


Основные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Повторяющиеся, интенсивные, вновь возникающие воспоминания и кошмарные сновидения («травматическая память») с высоким уровнем возбудимости (раздражительность, нарушения сна) Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства по МКБ-10 F-43.1 • Больной непродолжительное или длительное время подвергается воздействию стрессового события или происшествия, связанного с чрезвычайной опасностью или имеющего масштабы катастрофы, вызывающего глубокие потрясения практически у любого человека, включая здорового • Постоянные воспоминания и переживания стресса («стоп-кадр»), ожившие воспоминания, повторяющиеся сны и тяжелое внутреннее состояние в ситуациях, напоминающих о травме или связанных с ней • Заметное изменение поведения, значительные отличия от предтравматического периода: старательное избегание обстоятельств или ситуаций, схожих с обстоятельствами травмы или связанных с ней • Наличие признаков, указанных в пункте 1 или 2: 1. Частичная или полная неспособность вспомнить ключевые аспекты травмы 2. Сохраняющиеся симптомы повышенной психической чувствительности и возбудимости (которых не было до травмы), сопровождающиеся двумя из ниже перечисленных признаков: - проблемы с засыпанием и пробуждением - раздражительность или приступы ярости - трудности концентрации - гипервигильность (тенденция к гипертрофированным реакциям) - повышенная пугливость/боязливость • Основные критерии проявляются в течение 6 мес. после травматического события или по окончании стрессового периода (в отдельных случаях следует учесть возможность позднего начала, которое должно быть обозначено особо) Важно: Диагностические критерии DSM-IV представлены более обширным списком мелких травматических факторов, чем МКБ-10. Дифференциальная диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Фобические расстройства, например, агорафобия с паническим расстройством • Диссоциативные расстройства • Пограничное расстройство личности Лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Когнитивная поведенческая терапия • Десенсибилизация и переработка психической травмы; глазодвигательное воздействие: пациент вспоминает о стрессовой ситуации, врач индуцирует «билатеральную стимуляцию» посредством движения глаз, что запускает процесс переработки, который ведет к эмоциональному облегчению/когнитивному переструктурированию • Попытка заблокировать мысли и воспоминания, так же как и уклонение, ведут к ухудшению • Серотонинергические антидепрессанты (СИОЗС), например пароксетин, при назначении их в невысокой начальной дозе могут быть эффективны от 8-10 нед. до 1-2 лет Важно: Отсутствие положительных эффектов вплоть до ухудшения состояния вследствие так называемого разбора полетов (т.е. краткого стандартизированного психологического вмешательства). Течение и прогноз посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) • Часто - спонтанная ремиссия, в 15-25% случаев симптоматика сохраняется, имеет место длительное и переменчивое течение, зачастую коморбидное с депрессией и страхом • При хроническом течении - длительное изменение личности после экстремальной стрессовой нагрузки • Последствия: алкогольная или наркотическая зависимость (как результат самолечения), риск суицида В качестве особой формы сегодня выделяют посттравматическое состояние озлобленности (ПТСО). Это понятие включает в себя нарушения адаптации - часто принимающие хроническое течение, - которые может вызвать развитие решающих, но не чрезвычайных - как это бывает при ПТСР - жизненных событий. Обычно у таких пациентов при воспоминании о травмирующем событии (например, увольнение, развод) развиваются симптомы озлобления, агрессии, «ухода в себя», депрессивности и, как следствие, неспособность работать. Диагностическим указателем является психопатологическое функциональное нарушение, а не механизм, запустивший развитие состояния озлобленности. Больные сконцентрированы на собственной личности, обычно обладают в большей мере хорошей работоспособностью и легко ранимы в тех областях и сферах деятельности, которые наиболее важны для них. Ситуации критики воспринимаются ими как «несправедливость», они считают себя жертвой, беспомощны, имеют тенденцию к уединению и упрекам самих себя. Лечение часто затруднено фаталистическим и кажущимся агрессивным поведением пациента, который нередко вообще не обращается за терапевтической помощью. Получила развитие особая форма когнитивной поведенческой терапии, обозначаемая как «лечение мудростью» (Schippan, Linden) и содержащая следующие элементы: смена перспектив, соотнесение проблем и притязаний, юмор. Задача данного вида терапии - переработка прошлого, а также создание новых перспектив в будущем. На основе фиктивных примеров возможных проблем создается дистанция, удаление от собственной ситуации, а посредством техники ролевых игр тренируется способность менять перспективы. Целью терапии является функция, а не содержание.