Файл: Дисциплина Основы философии Практическое задание 4 Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина: Основы философии

Практическое задание 4
Задание 1.

Информация для выполнения задания: Умение анализировать и структурировать информацию является одной из универсальных компетенций современных специалистов. Ментальные карты – это метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.

Центральная позиция всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию. Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах.


Семь правил интеллект-карт

Располагайте лист горизонтально.

Всегда начинайте с центра.

Рисуйте ветви от центра в стороны.

Заключайте каждый ключевой блок в визуальную рамку.

Показывайте иерархию и связь разными цветами.

Выбирайте сильные слова для ключевых блоков.

Пишите печатными буквами, если работаете на бумаге.
Задание: Составьте интеллект - карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ» (ссылка на статью)

В помощь для выполнения задания: пример сервиса по созданию интеллект-карт:  https://www.mindmeister.com/ru



Задание 2.

Для успешной профессиональной деятельности и личностного развития важно грамотно анализировать свои личностные психолого-мировоззренческие качества.

Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.

Наименование типа и формы мировоззрения

Результаты самоанализа/Примеры

Возможности и трудности  для личностного развития

Обыденно-практическое

Это взгляды, которые сформировались на основании житейского опыта и логических умозаключений.

Обыденное мышление позволяет мне аккумулировать весь опыт, накопленный поколениями, для успешного его применения на практике.

Наблюдая за другими людьми из своего окружения, прислушиваясь к советам старшего поколения, узнавая информацию из книг, я получаю определенные навыки.

Эти представления о том, как устроено общество и мир, позволяют мне не только функционировать в настоящем времени, но и прогнозировать свое будущее.

Например, необходимость элементарного каждодневного ухода за собой также является частью обыденного мировоззрения. Необходимость соблюдения правил гигиены и поддержания своего тела в чистоте прививается детям с раннего детства. Наблюдая за взрослыми и руководствуясь здравым смыслом (быть грязным неприятно и некрасиво), дети перенимают данные установки и переносят их во взрослую жизнь.

Возможности:

помогает ориентироваться в настоящем;позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия);помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,позволяет определить желаемое развитие событий;помогает строить прогнозы на будущее.

Трудности:

Полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями;

установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами;

полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.


Религиозное

Это система взглядов на мир, формирование которой продолжается на протяжении всей жизни. Религиозное мировоззрение предполагает бездоказательную веру, идущую от сердца и души или от искренности. Религиозное мировоззрение также связано с переживанием некого духовного опыта.

Например, вера в Бога.

Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании

 Научное

Это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.
Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием. 

Например, Обобщенная система человеческих знаний о явлениях природы, отношении людей к основам природного бытия составляет научно-естественный аспект взгляда на Вселенную. Многие вопросы носят мировоззренческий характер. Например: "Каково строение и движущая сила развития материи?", "Как развивается природа – по кругу или по пути прогресса?".


Мировоззрение научное (как и прочее) отражает способ существования личности в социуме. В этом способе содержатся жизненные позиции, идеалы, убеждения, принципы деятельности и познания. Мировоззрение является необходимым компонентом сознания человека. При этом оно не просто является одним из многих элементов. Мировоззрение – это сложная система, при которой взаимодействуют знания, убеждения, стремления, мысли и прочее. Таким образом, формируется целостное (в той или другой степени) понимание людьми самих себя и мира вокруг них.


Задание 3

Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.

Этапы формирования мировоззрения

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Мироощущение

Воспитание, семейные традиции, социальные устои формируют взгляды на одну и ту же проблему у разных людей по-разному

Мировосприятие

СМИ, интернет, телевидение

Миропонимание

В связи с развитием социума, зарождаются новые традиции, знания, умения и навыки, а прошлое остается в прошлом, таким образом, каждое последующее поколение ошибочно представляет себе картину мира.

Этапы формирования мировоззрения

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Задание 4.

Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.

Примерные философские направления для анализа:

эпикуреизм

скептицизм

платонизм

рационализм

эмпиризм

позитивизм

любое другое по выбору студента.

Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.


Философское направление: платонизм __________________________________________________________

Тезисы/Основные идеи

Критический анализ

Знания, происходящие из чувственного восприятия, изменчивы, а понятия и идеи — нет.

У каждого есть душа, и она бессмертна.
Философия - средство поиска счастья и свободы, поскольку она основана на размышлениях, которые ведут в Мир Идей.
Истинное познание вещей (или материальной реальности) достигается диалектикой.
Идеи отдельны от вещей, точно так же, как знание и душа отличаются от реальности и физического тела.
Этическое поведение, ведущее к процветанию основывается на понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости.
Истинное знание достигается не изучением тела или реальности, а изучением души и идей

У Платона «все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным сущностям», но «самое это приобщение или подражание идеям, что оно такое, - исследование этого вопроса было… оставлено в стороне». Аристотель

Платонизм - это одно из фундаментальнейших западных учений, сформировавших западную культуру такой, какой мы её знаем. Несложно проследить, что Евангелие платонизм гораздо ближе, чем Ветхий Завет, в котором и такого понятия, как “Душа” никогда не существовало.. 

 

Согласно духу платонизма, должны быть только идеи сущностей, но на самом деле у Платона получаются и идеи многого другого, например идеи качеств. Но приобщение к таким идеям было бы случайным, ведь качество изменчиво. Таким образом, идеи должны выражать только сущность. Но «у сущности одно и то же значение и в здешнем мире, и в тамошнем». Поэтому платоновские идеи ничего не объясняют, в учении Платона происходит лишь удвоение мира.

Платон отрицал порядок, на основании которого и до него, и после него понималось развитие мира; для Платона совершенство мира было не результатом развития, оно было лишь его началом. Мир не развивается, а движется назад. Первыми были созданы души как совершенные элементы мира, а затем только тела. Тела, как несовершенные, не могли быть изначально божьим промыслом. Они были созданы после душ и были приспособлены к ним как их орудия. Они являются вторичным элементом мира, души же - его первичным элементом.

Хотя Платон активно пользовался материалом традиционных

греческих мифов в своих диалогах и даже создавал образные повествования, которые устами своих персонажей называл «мифами», все же

я согласен с исследователями, утверждающими, что в произведениях афинского философа можно различить собственно «мифологический» и «метафизический» языки.



Главной характеристикой философии Платона является идеалистическое решение основного вопроса философии. Если с трудов софистов и Сократа начинается, классический период античной философии, то в трудах Платона и его ученика Аристотеля философская мысль Древней Греции достигает расцвета. Как мы помним по философии Древнего Востока, идеалистическое разрешение основного вопроса философии говорит о зрелости философской мысли. Однако в отношении теории развития идеалистическая концепция Платона носит метафизический характер. Платон относится к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным явлениям. Это метафизический аспект его философский концепции оказался недостаточно перспективным.
Платон воспринимал материальный окружающий нас мир как "тень". Материальный мир производный от мира идей. Мир идей - это объективно существующая, независимая от материи идеалистическая реальность. Такая позиция делает философскую концепцию Платона объективным идеализмом.
Идея в философии Платона - это подлинная сущность. Все предметы в материальном мире, воспринимаемые человеком есть лишь тени идей объективной идеалистической реальности. Таким образом, Платон разграничивал Мир идей, кажущееся бытие и материю. Предметы в кажущемся бытии (т.е. том бытии, которое воспринимает человек) - это соединение идеи, существующей в идеальном мире и материи.
Платон выделял иерархию в мире идей. Главная идея - это Бог. Эта идея главенствует над всеми другими идеями. На следующей степени стоят идеи блага, красоты и добра. Таким образом, идеи блага, красоты и добра - это основные идеи, которые стоят на вершине иерархии идеалистической философии Платона. Эти идеи не уничтожимы и не изменны. Они существуют вне времени. Но полностью выстроить иерархию идей у мыслителя не получилось, так как чувственное бытие слишком сложно, и нелегко воссоздать все взаимоотношения вещей в некой иерархической пирамиде.
Задание 5

Информация для выполнения задания: В современном обществе требования к практической направленности получаемой информации существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности».

Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов. 

В переводе с английского check означает «проверка», а list - «список». Поэтому чек-листы иногда называют «контрольными списками».


Чек-лист - это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист - это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизни. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения.

Преимущества использования чек листов:

Структурирование информации в виде четких задач.

Повышение скорости обучения.

Высокий результат, уменьшение числа ошибок из-за невнимательности.

Взаимозаменяемость. Экономия рабочего времени.

В образовании и самообразовании чек-листы становятся очень популярными.

Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.

Источник видео-материала: видео-лекцияТатьяны Черниговской ("Как научить мозг учиться?")

Тема: самообразование



Этап

1

Диагностический (анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по проблеме)

2

Прогностический (определение цели и задачи работы над темой, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов)

3

Практический (внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы, формирование методического комплекса, мониторинга, текущих, промежуточных результатов, корректировка работы)

4

Обобщающий (подведение итогов, оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов)

5

Внедренческий (использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы, распространение)


Задание 6.

Задание: Современный мир предъявляет человеку новые  условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видео-фрагмент  выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)


 Ответьте на вопрос и выполните задание:

Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.

Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?

Необходимость решения глобальных проблем – это крупнейшая социальная и научная задача человечества, от которой зависит его дальнейшая судьба. Проблема демографического роста одна из основных проблем человечества, и направления современной науки должны реализовываться в векторе решения этих глобальных проблем. Капица считает, что отыскивать и обосновывать решения глобальных проблем должны ученые, а осуществлять найденные решения в международном масштабе – государственные деятели. Образно говоря, в решении глобальных проблем должны участвовать все вместе.

По его словам, мы переживаем самое значимое событие в истории человечества, и масштаб его последствий сложно представить и переоценить: глобальная демографическая революция затрагивает все области нашей жизни и приводит к стремительному изменению всего — структуры государств, мирового устройства, идеологий, ценностей.

Справиться с происходящими переменами, приспособиться к новым условиям жизни нам помогут только культура и наука — а значит, те сообщества, которые это поймут, окажутся в наиболее выигрышном положении

Так, что касается и естественных наук, и гуманитарных –темы их исследований должны решать практическую задачу – как жить человеку и обществу в контексте глобальных проблем? Современные прикладные науки пытаются ввести технологии, пытающиеся «вместить» человека на земле и упорядочить жизнь такого числа людей. Гуманитарные науки, в свою очередь, пытаются теоретизировать человеческое «общежитие», подчинить его общим законам.

Так, на сегодняшний день, к перспективным наукам можно отнести синтетическую биологию, главная идея которой заключается в конструировании новых геномов и живых организмов, которые еще не встречались в природе или исчезли как биологический вид.

Или Бионика, научное направление, которые пытается соединить биологию и технологии. «Живые прототипы – ключ к новой технике», лозунг Бионики. Она была основана Джеком Стили в 1960 году и сегодня, к примеру, к ее достижениям можно отнести бионический глаз, который способен вернуть зрения людям, которые его потеряли. С помощью бионики человек может искусственные материалы превращать в полноценно функционирующие человеческие органы.