Файл: Курсовая работа специальность 38. 05. 01. Группа эб92 Толмачев Лев Денисович 2022г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




ФГБОУ АлтГТУ

КУРСОВАЯ РАБОТА
Специальность 38.05.01.
Группа ЭБ-92

Толмачев Лев Денисович
2022г.



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»


Институт экономики и управления

Кафедра «Экономическая Безопасность»
Курсовая работа защищена с оценкой_____________

Руководитель работы ________________В.Н. Ротова

“____”___________ 2022 г.


КУРСОВАЯ РАБОТА
Распределение и измерение налогового бремени
Курсовая работа по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Студент группы ЭБ-92 Толмачев Л.Д.

Руководитель работы доцент, к.э.н. В.Н. Ротова
БАРНАУЛ 2022
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономическая Безопасность»

Задание № 01
На курсовую работу по дисциплине
«Налоги и налогообложение»

Студент группы ЭБ-92 Толмачев Л.Д.

Тема: Распределение и измерение налогового бремени




Наименование и содержание разделов курсовой работы

Срок выполнения

Выбор темы курсовой работы

22-24недели

(28.01.2022-17.02.2022)

Подбор и изучение литературы, составление плана работы, постановка целей и задач, описание актуальности

25-26недели
(18.02.2022-03.03.2022)


Сбор и обработка фактического и статистического материала. Написание первой главы курсовой работы

27-29недели

(04.03.2022-24.03.2022)

Написание второй и третьей главы

30-33недели

(25.03.2022-21.04.2022)

Оформление курсовой работы и проверка ее оригинальности. Направление работы на проверку

34неделя

(21.04.2022-28.04.2022)

Проверка проекта курсовой работы научным руководителем

35-36недели

(29.04.2022-12.05.2022)

Доработка проверенной курсовой работы, подготовка к защите

37неделя

(13.05.2022-17.05.2022)

Защита курсовой работы

18.05.2022






Срок представления работы к защите
18.05.2022


Задание приняла к исполнению Толмачев Л.Д.

________________________________________________________________
Подпись Фамилия Имя Отчество

БАРНАУЛ 2022

Оглавление


Введение 5

1.Налоги, их сущность и классификация. Функции и основные элементы налога. Налогообложение. 7

1.1.Понятие «налог» и его сущность. 7

1.2.Функции налогов. 7

1.3.Классификация налогов. 9

2.Проблема распределения налогового бремени в обществе. 12

2.1. Проблема налогообложения в России. 12

2.2.Сущность налогового бремени. 13

2.3.Проблема распределения налогового бремени в обществе. 16

2.4.Расчёт и методы оптимизации налогового бремени. 20

Заключение 26

Список использованной литературы: 26


Введение
Налоги являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. Налоговая политика Российской Федерации формируется под воздействием экономических, политических и социальных преобразований, происходящих в стране. Налоги на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему государства. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования, а также проблема распределения налогового бремени в обществе.
По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». А. Смит определил налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены, его размер и порядок уплаты. Одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Современное определение налога делает акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс», Макконела указывает: «Налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары и слуги».



Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». 
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.



  1. Налоги, их сущность и классификация. Функции и основные элементы налога. Налогообложение.




    1. Понятие «налог» и его сущность.


Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Такой прерогативой обладает государство, которую оно осуществляет в форме обязательных сборов с юридических и физических лиц.
Решающими предпосылками возникновения налогов, становления и развития налоговых систем, являются государство и товарное производство с его рыночными отношениями.

Ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей, ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Так же налоги активно воздействовали на экономическую жизнь страны, усиливая накопление капитала. Сущность налогов проявляется в выполняемых ими функций.


    1. Функции налогов.


Функции налогов – это свойства использовать налоги в качестве формирования доходов государства, распределение доходов в обществе, в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития.
Существует 4 функции налога:

1. Фискальная функция (бюджетная)- формирует финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения им своих функций. Она направлена на изъятие части дохода предприятия, организации, граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и нематериального производства. Является основной функцией налога. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.


2. Распределительная функция - функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. 

3. Регулирующая функция - представляет собой налоговое регулирование и систему особых мероприятий в области налогообложения направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.

4. Контролирующая функция -  тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле над действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль над полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций. 

Выводы: налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.


    1. Классификация налогов.


В налоговой системе РФ выделяют следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (
ст. 12 НК РФ). Отличаются они друг от друга в первую очередь ореолом действия, а также порядком установления (см. таблицу). Можно сказать, что такая классификация налогов и сборов отражает федеративное устройство государства.

Виды налогов и сборов в РФ

Вид налогов

Где эти налоги обязательны к уплате

Каким нормативным актом устанавливаются, вводятся в действие, прекращают действовать

Федеральные налоги

вся территория РФ

НК РФ

Региональные налоги

территория субъекта РФ

НК РФ, законами субъектов РФ в соответствии с требованиями НК РФ

Местные налоги

территория муниципального образования

НК РФ, нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с требованиями НК РФ

Отметим, что региональным законом, как и нормативным актом «местного уровня», могут быть установлены налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не определены НК РФ), а также особенности исчисления налоговой базы, налоговые льготы, основания для их применения. Другие элементы налогообложения (налоговый период, объект обложения и др.) должны быть прописаны непосредственно в НК РФ (п. 3,4 ст. 12 НК РФ).

Вместе с тем ни региональным законом, ни нормативным актом органа местного самоуправления нельзя установить налог, который не предусмотрен НК РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ).

Еще один «вид налога» – это специальные налоговые режимы. Отдельно в отношении каждого из них Налоговый кодекс устанавливает порядок введения в действие и порядок применения. Если на, то есть указание в НК РФ, региональные или местные власти могут определить по спец режиму:

  • виды предпринимательской деятельности, при ведении которых этот режим может применяться;

  • условия перехода на специальный режим и условия его применения;

  • ставки с разбивкой по категориям налогоплательщиков и видам предпринимательской деятельности;

  • нюансы исчисления налоговой базы;

  • налоговые льготы, основания, порядок их применения (п. 7 ст. 12 НК РФ).