Файл: Введение Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Единого общепризнанного понятия «физической культуры» нет и в настоящее время. В отечественной и зарубежной литературе в него вкладывается различный смысл: от совокупности материальных и духовных ценностей или достижений, используемых для физического совершенствования людей, до вида деятельности, от вида материальной культуры до нематериальной или спортивной услуги.
Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Как вид культуры она в общесоциальном плане не представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.
Таким образом, физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Компоненты физической культуры - это физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация, физическая подготовка, физическая подготовленность, физическое развитие, физические упражнения, физическая готовность, физическое совершенствование.
3.Здоровый образ жизни как социально-философская проблема
Феномен здорового образа жизни человека - актуальная проблема социального познания. Категорически исследовать здоровый образ жизни человека можно только с помощью таких философских категорий, как бытие, сознание, образ жизни, биологическая природа человека, общественное бытие, общественное сознание, способ производства, технология, производительные силы, производственные отношения, социальная структура, социальная и индивидуальная психология .
Следует отметить, что, несмотря на достаточную изученность проблем бытия и сознания в целом, степень исследованности проблемы здорового образа жизни (точнее, ее социально-философского аспекта) находится в зачаточном состоянии. Ядром исследования является эпистемологическая модель исследования, в ходе которой исследуемая проблема рассматривается как часть родового понятия образ жизни. Далее в ходе логического анализа выделяется самостоятельный объект изучаемого явления в его диалектической связи с другими сторонами жизни.
Раскрытие содержания понятия здоровый образ жизни как основного средства изучения явления позволяет перейти от раскрытия содержания отдельных сторон, аспектов развития к пониманию его целостности и последовательности. Так, в работе Д.А. Изуткиной и А.Д. Степановой Критерии здорового образа жизни и предпосылки для его формирования раскрывается сущность понятия здоровый образ жизни с использованием термина жизнедеятельность. Здоровый образ жизни, - пишут они, - типичен и необходим для данной социально-экономической формации формы жизни человека, способствующей полноценному выполнению своих социальных функций и достижению активного долголетия. Аналогичное толкование дает С.И. Горчак, утверждающий, что здоровый образ жизни - это целостный образ жизни человека, направленный на гармоничное единство физиологических, психологических и трудовых функций, что делает возможным их полное, неограниченное участие в различных видах. общественной жизн.
Ряд авторов, в частности В.И. Водопьянов, понимают особую социальную ценность здорового образа жизни. Он пишет: Здоровый образ жизни - это особая социальная ценность, которая служит основой активности личности, как мера активности, существенное социальное качество, которое обнаруживает высокую степень вовлеченности человека в социальные отношения.
С. Блажей выделяет четыре функции, присущие понятию здоровый образ жизни: идентифицирующую, сравнительную, оценочную и интегрирующую. Идентифицирующая функция позволяет на уровне субъекта образа жизни выделить отдельных индивидов, группы людей, способ существования которых способствует или препятствует сохранению и укреплению их здоровья.
Функция сравнения позволяет не только выделить, но и сравнить особенности образа жизни людей с точки зрения их здоровья. В этом случае сравнение индивидуумов, идентифицированных по образу жизни, может производиться по разным параметрам: во-первых, по субъективным социально-экономическим и культурным условиям, в которых реализуется образ жизни; во-вторых, по структурным особенностям организации человеком процессов его социокультурной жизни; в-третьих, сложностью и разнообразием образа жизни представителей различных социальных групп в процессе изучения динамических сторон социокультурной жизни людей.
Функция оценки позволяет рассматривать качественную характеристику образа жизни человека как особую социальную ценность. В основе такой оценки лежат конкретно-исторические представления о тенденциях развития общественной жизни с точки зрения здоровья человека.
Интегрирующая функция отражает единство медико-социальных, медико-гигиенических, медико-биологических, психолого-педагогических исследований образа жизни человека.
При изучении проблемы здорового образа жизни выделяют три уровня исследования : теоретический (социально-философский), специально научный теоретический и специально научный эмпирический. На социально-философском уровне сущность, структура и динамика образа жизни человека определяются в самом общем виде. Изучая общие вопросы образа жизни, философы разрабатывают теоретические, методологические, идеологические, этические, ценностные и идеологические основы для следующих двух уровней исследования.
На специальном научно-теоретическом уровне определяются структурные и динамические аспекты образа жизни в различных отраслях его проявления, а также используется методология отдельных наук. Следовательно, можно говорить о наличии экологического, психологического, педагогического, медицинского, политико-экономического, социологического аспектов изучения проблемы образа жизни. С практической точки зрения изучение образа жизни на специальном научно-теоретическом уровне является наиболее важным, поскольку конкретизируется в зависимости от того, каким образом он входит в понятийный аппарат различных наук.
На специальном научном эмпирическом уровне проводятся практические исследования различных конкретно- научных аспектов здорового образа жизни. На этом уровне проводятся специальные междисциплинарные исследования образа жизни. Особенностью таких исследований является их связь с множеством конкретных видов деятельности человека.
Таким образом, весь процесс творческой деятельности человека в ходе социально-исторического развития, направленный на формирование представлений о здоровом образе жизни и мотивах поведения человека в повседневной жизни, следует рассматривать как элемент социального познания.
Сущность здорового образа жизни может быть прояснена, если понимать различные его аспекты как модификации универсальной основы, то есть жизни человека. В то же время это познание объекта в целом, поскольку субстанция является базисом или интегрирующим фактором целостности объекта.
Субстантивное отношение - это выражение такой особенности объекта, которая одновременно выступает универсальной основой его сторон как формы проявления единой сущности. В этом диалектическом единстве всеобщего, особенного и индивидуального выражаются имманентные закономерности развития феномена здорового образа жизни человека.
Таким образом, дать исчерпывающее определение сущности феномена здорового образа жизни человека - значит понять его сущность и формы его проявления. Вещество, которое выражает самую глубокую суть предмета, является основой всеобъемлющего, целостного определения здорового образа жизни человека.
Кроме того, следует подчеркнуть, что расширить знания о феномене здорового образа жизни человека можно, только рассматривая его как саморазвивающуюся систему, поскольку только в этом случае можно понять ее две важнейшие аспекты: онтологический (рассмотрение феномена здорового образа жизни человека как самостоятельного объекта) и гносеологический (системное познание или исследование данного явления).
Задачей социально-философского анализа феномена здоровый образ жизни может стать научное обоснование модели жизни человека, сформированной путем интеграции физического, психического и социального компонентов структуры личности человека.
Исходным фактом социально-философского подхода является следующее утверждение: человек существует как телесное существо, исторически особым образом соотнося себя со своим телом. В факте своего отношения к телу человек, кажется, выделяет себя как естественное телесное существо, тем самым сталкиваясь с реальностью своего существования как бестелесного, то есть духовного существа.
Рассмотрим некоторые типы отношения человека к телу. Согласно концепциям физиолога Х. Хензеля, профессора Марбургского университета, существует три основных типа отношений - эстетические (я есть тело), кинематологические (у меня есть тело) и объективно научные (я считаю себя чужое, обезличенное тело).
Эстезиологическая установка заключается в том, что человек ощущает себя телесным существом. Это состояние здоровья имеет различные проявления - бодрость и усталость, близость или непривязанность телесных переживаний, приятное - неприятное и т. д. Эстетическая установка удовлетворяет меня существованием тела, которым является мое тело. Особенно ярко это проявляется в феномене боли - переживание боли характеризует границу между моим телом и внешними условиями существования. Опыт познания своей телесности трансформируется в целостный идеальный образ - схему тела, которая не всегда идентична реально существующей телесности. У человека может болеть палец на ампутированной конечности, и, наоборот, его орган может ощущаться как инородное тело.
Второй тип отношений - кинематологический - основан на отношениях владения телом. Обладая телом, человек превращает его в средство реализации своих целей, приводит его в движение, раскрывая себя в мире, но в то же время превращает его в объект внешнего мира для себя.
Третий тип отношения, по мнению Хензеля, - это крайне отстраненное отношение к телу как внешнему объекту. Если в первых двух типах связь границы между человеком и внешним миром совпадала с границей его телесности, то в третьем случае эта граница переходит на внутренний план, становясь границей между душой, переходящей в мироздание. внутреннее Я и тело как внешняя реальность. В то же время тело теряет свою непосредственную сенсорную данность - качество опыта тела определяется результатом научной интерпретации переживаемых явлений. Так, например, простое изменение названия болезни в диагнозе серьезно меняет качество переживаемых страданий. В целом совокупность сознательных или бессознательных представлений о своем заболевании формирует специфическую внутреннюю картину болезни, которая оказывает серьезное влияние на эффективность терапии. Человек - единственное существо, которому для того, чтобы жить, нужно понимать, что значит жить, в чем смысл происходящих с ним жизненных событий. Поскольку акт осознания, согласно Хензелю, не может быть представлен как объект, то именно он (акт мысли) составляет личностный стержень в любом факте человеческой жизни, в любом явлении здоровья и болезни.
Феномен здоровья и болезни - типичная жизненная ситуация человека. Смысл строго философского подхода к этим явлениям состоит в том, чтобы прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа человека. Свобода человека, его истинная неотъемлемая сущность одновременно является критерием категоризации рассматриваемых явлений. Следовательно, болезнь можно рассматривать как такую форму реализации человеческой телесности, которая ограничивает, сдерживает свободу самосуществования. Противоположность болезни - здоровье - такая форма актуализации телесных возможностей, которая предоставляет максимальные возможности для самореализации человека.
Если физическая природа человека является производным от его генетической информации, то ментальный компонент является продуктом социальной информации. Следует подчеркнуть, что в ряде исследований отражена идея сосуществования этих двух типов информации в энергетической форме.
Определение здорового образа жизни человека удалось получить в ходе реализации системы последовательных шагов в изучении проблемы: морфологического, структурно-функционального и системного. Итак, в результате анализа явления было определено, что жизнь человека будет здоровой в морфогенетическом отношении, если будет разработана онтологическая основа человека, состоящая из трех компонентов: физического, ментального и социального.